logo search
Александр Леонидович Дворкин

3. «Не используйте свой ум для критики... Надо не критиковать, а одобрять»

«Сахаджа-йога» — типичный образчик тоталитарной секты. В секте культивируется полное подчинение Нирмале:

Должно быть религиозным обязательством то, что вы должны слушать Меня, что бы Я ни сказала717.

Вы должны стать преданными мне, оставив все. Необходима полная преданность, без которой нельзя продолжать восхождение. Не задавайтесь вопросами и не рассуждайте... Смысл полной свободы в том, что вы должны покориться... Это полная свобода!718

С гуру нельзя разговаривать так же, как вы разговариваете друг с другом, потому что ваш гуру занимает гораздо более высокое положение… вы должны ставить своего гуру выше кого бы то ни было еще719.

Главный критерий успеха в «Сахаджа-йоге» — удовлетворение гуру:

Нужно доставлять Мне удовольствие, потому что Я есть внимание. Если Я получаю удовольствие, значит вы выполнили задание720.

«Что такое преданность? — задает вопрос Нирмала и сама же на него отвечает: — В глубине души вы говорите: «Это моя Мать... Она мой врач... Будучи могущественной, Она вылечит меня, но если не вылечит, на то ее воля, ее прихоть»»721. Но преданность нуждается в постоянном подкреплении: «Следует проверять себя, спрашивая: «Предан ли я или нет? Полностью я в Сахаджа-йоге или нет? Что я сделал для Сахаджа-йоги? Что я должен сделать для Сахаджа-йоги?... Как мне следует распространять Сахаджа-йогу?»»722. Нирмала дает ответ на эти вопросы:

...вы должны дать сегодня обет, что будете работать на Сахаджа-йогу с полной приверженностью, будете думать о ней. Есть ученые, которые должны написать книги. Есть врачи, которые должны написать книги. Разговаривайте с их коллегами, организуйте встречи, семинары со своими коллегами. Есть архитекторы и люди других профессий, которые могли бы собрать своих коллег и дать им реализацию. Даже люди, занятые в области финансирования, должны прийти в Сахаджайогу. Их приход весьма необходим... Во все области, будь то законодательная или какая-нибудь другая, а также в творческий мир вы должны принести Сахаджа-йогу. Ее надо принести и в местности, где вы живете, в деревни, в города. Везде, где только можно, вы должны распространять Сахаджа-йогу. Надо использовать для этого все возможности723.

Нирмала все время призывает своих последователей наращивать вербовочную активность:

…я прошу вас, выезжайте к людям, встречайтесь с ними, зовите своих родственников, своих соседей — всех724.

Инициированные последователи Нирмалы Дэви поклоняются ее «лотосным стопам» или непосредственно, или на фотографии. «Ее Милость принимает Пуджу лично или Своим всепроникающим присутствием»725. К Нирмале обращены многочисленные молитвы, тексты которых печатаются в литературе, издаваемой сектой. Большая часть из этих молитв представляет собой повторение имени Шри Матаджи Нирмалы Дэви в сопровождении различных эпитетов. Считается, что «Имя Матери обладает очень большим могуществом. Это самое могущественное имя среди прочих имен»726. Краткие молитвы-заклинания написаны на санскрите в форме мантр, которые также преподносятся как «самые сильные». Пространные молитвы — на том языке, на котором напечатано данное издание. Вот, например, отрывок из одной молитвы второго типа:

Ты — Первозданная Мать, пришедшая спасти человечество. Слава Тебе во веки веков!.. Твои руки и стопы — источник четырех рек Рая. Слава Тебе во веки веков! Ты — Святой Дух, обещанный Христом. Слава Тебе во веки веков!727

Есть еще молитвы, составленные на латыни с транскрипцией и переводом, в подражание римо-католическим литаниям Деве Марии.

«Могут сказать, что такое преклонение может привести к рабству, — замечает Нирмала, желая это преклонение оправдать. — Но в рабстве вы испытываете боль, страдание и муки, тогда как преклонение дает вам радость, полную свободу, силу, красоту и великолепие. Назовете вы это рабством или как-то еще, это не имеет значения...»728.

Помимо тщательно разработанных обрядов поклонения Матаджи «имеются также соответствующие методы медитации, дающие энергетическое питание человеку, и методы, позволяющие быть в состоянии медитации постоянно. И, наконец, есть пути достижения стадии, когда вы, не медитируя, все время находитесь в состоянии медитации»729. Ежедневная медитация и посещение (не реже раза в неделю) воскресных утренних пудж и «коллективных занятий» вменяется в обязанность каждому сахаджисту. «Оставьте свои дома и приходите в ашрам», — призывает Нирмала своих последователей. Воскресная пуджа включает в себя молитвы, песнопения, ритуальное омовение изображения Шри Матаджи и беззвучную медитацию. Обычно после пуджи совершается совместная трапеза730. Кроме этого, адепты исполняют разного рода оккультные практики и обряды («чистку чакр» и другие) и беспрекословно совершают всевозможные странные предписания, например, ежедневно парить ноги в соленой воде. При этом обряды других религий называются не иначе, как «ритуальный вздор», «глупости», «абсурдные вещи».

Непосредственно Нирмале подчинены назначенные ею «международные лидеры», им, в свою очередь, — лидеры местных отделений. «Следует знать, что у меня одна связь с вами, — говорит Шри Матаджи своим рядовым ученикам, — через вашего лидера... Прежде всего вы не должны [его] критиковать. Не используйте свой ум для критики... Надо не критиковать, а одобрять»731. Существует составленный Нирмалой «Протокол», расписывающий отношения простых сахаджистов к лидерам и лидеров между собой. «Протокол» должен неукоснительно соблюдаться. Отлаженной работой своей секты Нирмала вполне довольна: «Я ничего не делаю. Самый ленивый человек, которого можно себе представить, это я. Если на меня работает совершенная организация, то чего мне беспокоиться?»732

Местные общины секты именуются «коллективами». Считается, что «коллективность и коллективное сознание имеют большое значение во Вселенской Чистой Религии... которая действует и проявляется в основном коллективным образом...»733. Более того, Нирмала уверяет, что «коллективность — это единственный способ, с помощью которого вы можете очиститься»734. «Коллектив» сахаджистов призван быть монолитным и сплоченным, что должно обеспечиваться доносительством и запретом на критику:

Коллектив не должен позволять никакому члену выступать против другого члена или против лидера, но международного лидера можно информировать напрямую. <...> Ничего не должно скрываться, держаться в тайне. <...> Коллектив не должен никому позволять создавать группы на какой бы ни было основе. <...> Коллектив должен располагать на основе Вселенской Чистой Религии полными сведениями о силах, действующих против духовного роста, и проявлять осмотрительность по отношению к ним735.

Носителей этих сил, проникших в секту, Нирмала предостерегает: «Любому, кто пытается строить интриги, играть с Сахаджа-йогой, причиняется сильный вред»736. Обо всех происках известно «Матери»: «Я знаю, что вы делаете. Я знаю, знаю все о вас»737.

Непослушные и сомневающиеся быстро изгоняются. Известно, что Матаджи отвергла некоторых своих учеников. Тем не менее они продолжали верить в силу ее учения, им было трудно бросить практиковать методики, которым она учит, и приспособиться к нормальной жизни738. Чтобы угроза изгнания из «коллектива» была более действенной, Нирмала внушает своим последователям фобию выхода из секты:

Некоторые сахаджа-йоги ушли из Сахаджа-йоги. Я сказала: «Пусть так, если они ушли, очень хорошо — скатертью дорога ненужному мусору». Но по прошествии времени они возвращаются и рассказывают о приключившихся с ними бедах: несчастные случаи, болезни... Если вы со мной, если вы в Сахаджа-йоге, вы защищены, о вас проявляется забота... Те же, кто отступают, уходят за пределы моей досягаемости, в результате страдают739.

У сектантов формируется психология «осажденной крепости». Их инструктируют, что «если на Вишва Нирмала Дхарму осуществляются нападки, то сахаджа-йоги всего мира должны противостоять этому»740.

В секте практикуются ограничения в питании и сне, что считается признаком преданности «Матери»:

Как только вы станете преданными, вы не будете есть помногу, а иногда можете и совсем не есть. При преданности вы забываете о еде, не помните, что не ели. Вы не помните, где и как спали741.

Нирмала устраивает «интернациональные» браки, сама, подобно Муну, составляя пары для своей «вселенской семьи»:

Для нас, как сахаджа-йогов, принадлежность к вселенской семье непременна. Как это бывает при бракосочетаниях, вы начинаете говорить: «Я не хочу вступать в брак с индийцем», а индиец говорит: «Я не хочу жениться на иностранке»... Мы должны превзойти все эти мелочные представления о своей собственной религии, о своей собственной расе, о своей собственной стране742.

Часто подобранные Нирмалой пары участвуют в общей свадьбе, которая обычно становится кульминацией ежегодной паломнической поездки наиболее преданных учеников Шри Матаджи в Индию. Во время свадебной церемонии жених и невеста дают «Обеты вступающих в брак». Вот некоторые положения:

Мы принесем к Ее Стопам (Шри Матаджи) все — свое здоровье, богатство, разум, сердце. <...> Мы будем вести работу по распространению и развитию Сахаджа-йоги. Мы будем воспитывать своих детей в духе Сахаджа-йоги, считая это своим долгом743.

Кроме того, члены секты «должны постоянно слушать и смотреть кассеты Шри Матаджи»744.

В «Сахаджа-йоге» сложился свой жаргон. Вот его выразительный образец: «Мы должны систематически делать шубитинг, принимать ванночку для ног, закапывать ги745 в нос и обмениваться вибрациями»746. Вибрациям, то есть магической силе, которую дают занятия сахаджа-йогой, в секте придается большое значение. «Вибрированием» лечат, «вибрированную» («очищенную») воду пьют, ею поливают растения, чтобы увеличить урожайность. Сахаджисты употребляют «вибрированную» пищу и рассыпают или бросают в водоемы «вибрированную» соль (для «очищения» определенных мест).

Наиболее преданные ученики Матаджи проживают в ашрамах, остальные призваны дарить ей дорогие подарки и финансировать многочисленные путешествия Нирмалы, ее роскошную жизнь, международные проекты и покупку недвижимости. К примеру, сейчас она, по словам одного из лидеров питерских сахаджистов Александра Синягина, живет в Италии в подаренном ей замке747. В Англии ей принадлежит большой загородный дом недалеко от Кембриджа, который, впрочем, считается владением ее организации (уж очень высоки в Великобритании налоги на находящуюся в личной собственности недвижимость). Другим источником средств для секты является торговля своими изданиями, аудио-, видеокассетами с записью выступлений Шри Матаджи, предметами прикладного искусства, открытками с текстами сахаджистских песен и стихов и прочим.

Шри Матаджи непрестанно обличает «фальшивых гуру», озабоченных выколачиванием денег из своих учеников, и в то же время побуждает собственных последователей жертвовать больше и больше. Нирмалу возмущает «привязанность к деньгам» ее «детей»:

Удивительно то, что иной раз Сахаджа-йогу принимают за магазин или рынок. Мне говорят: «Мать, не можешь ли ты уменьшить сумму наполовину?» или «Мать, не можешь ли ты уменьшить тариф до четверти, не можешь ли сделать нам уступку?<…> те, кто может заплатить, хотят заплатить половину положенного. Я не знаю, что сказать им. Для вас это, по сути, единственная возможность отдать деньги. <...> Но вы не хотите делиться. У вас может быть масса денег, но вам не хочется ими поделиться. <...> Главное — это то, чтобы у вас была готовность поделиться. <...> А если вам что-то нужно, попросите у меня, и все получите748.

Нирмала лично контролирует финансы «Сахаджа-йоги», она ясно дает это понять:

... люди пытаются делать деньги на мне, потому что считают, что я не понимаю, что такое деньги, не разбираюсь в банковском деле и что у меня совсем нет способности к этому. Но это не так749.

Как и в других тоталитарных сектах, в «Сахаджа-йоге» существует цензура информации. Вот, например, как обосновывает Нирмала необходимость отказа от чтения прессы:

... газета — это самая ашубх (зловещая) вещь, которую только можно себе представить. Зачем читать по утрам газету? Газеты <...> абсолютно зловещи, потому что в них всегда на первой полосе помещается нечто ужасное <...> газетчики не хотят помещать ничего хорошего <...> ничего о Сахадже-йоге750...

На первых порах (примерно в течение года) жизнь последователя «Сахаджа-йоги» может оставаться прежней — пока его выдерживают во «внешнем круге» и не оказывают заметного давления. Однако чем более человек предан движению, тем больше ощущается его зависимость от секты и желаний Матаджи. Одновременно происходит потеря прежнего круга общения, последователь Матаджи отдаляется от жены (мужа), а иногда и от своих детей751.

Значительное внимание уделяется в секте вовлечению беременных женщин, поскольку считается, что в случае успеха «дети рождаются уже Реализованными»752. Дети, рожденные в секте, «являются членами международной семьи Сахаджа Йоги. За них несут ответственность Сахаджа йоги всего мира»753. На практике это выражается в том, что родители-сахаджисты могут преспокойно оставить своего ребенка, даже дошкольного возраста, в чужой стране в ашраме «Сахаджа-йоги». Один такой случай был описан во французской прессе754. В апреле 1990 г. семья французов, почитателей Нирмалы Дэви, отправила своего малолетнего сына Жана в непальский интернат «Международная общественная сахаджа-школа». Сами они при этом жили в ашраме в Бретани. Жан смог прислать письмо своим дедушке и бабушке. В этом письме он жаловался на то, что болеет, страдает от холода и что его заставляют медитировать перед портретом Нирмалы по несколько раз в день. Дедушка и бабушка мальчика связались с прессой и подали иск о лишении родительских прав своей дочери и ее мужа. Ребенок был возвращен во Францию. Суд, состоявшийся в 1991 г., запретил отправлять его, обратно в Непал. В следующем году суд приговорил родителей Жана к трем месяцам тюремного заключения, но они, несмотря на подписку о невыезде, бежали в ашрам «Сахаджа-йоги» в Англии, забрав с собой Жана и его сестру. Через несколько лет они вернулись и сейчас живут вместе со своими детьми в ашраме близ Рене.