2. От ортодоксальных брахманов до тайных тантрических сект
Смартизм (брахманская ортодоксия)
Высшее божество смартов — Брахман — совершенно безличный и бескачественный абсолют. В настоящее время большинство смартов являются последователями Шанкары, развивавшего учение абсолютного монизма религиозно-философской школы адвайта-веданта. Согласно Шанкаре, Брахман, боги и душа — суть одна и единственная Реальность, а явленный мир — майя — есть иллюзия. Мокша достигается через познание этого под руководством реализовавшего свою божественность гуру. Достигший освобождения от иллюзий сливается с Брахманом (вернее, осознает, что он всегда и был Брахманом).
На пути к мокше практикуется поклонение различным формам Брахмана (в соответствии с дхармой, сакральными событиями жизни, праздниками, местными традициями) — Шиве, Дурге, их сыну Ганеше, Вишну, ведийскому богу солнца Сурье и другим богам индуистского пантеона.
Основные методы духовной практики смартов состоят в строгом следовании обрядовым предписаниям, в изучении и рецитации текстов Вед, философском размышлении над идеями веданты и медитации на себе как Брахмане. Кроме того, смарты культивируют преданность избранному божеству, копят кармические заслуги и занимаются раджа-йогой. В культе смартов смешаны брахманистские и агамические обряды. В смартизме выделяется секта шраутов (от «шрути»), совершающих большие многодневные ведийские ритуалы. Смарты безусловно признают духовный авторитет учителей-брахманов и аскетов-саньясинов и строго соблюдают кастовые предписания. В прежние века оплотом ортодоксии считались саньясины (особенно орденов дашанами), которыми могли стать только брахманы. Однако в XX веке положение изменилось, и сейчас этого правила придерживаются только четыре из десяти орденов; гуру некоторых орденов стали посвящать в саньясу даже иностранцев, хотя до настоящего времени большинство ортодоксов отрицает возможность обращения иностранцев в индуизм.
Наиболее авторитетными писаниями смарты считают Веды (особенно Упанишады), классические смрити (особенно «Бхагавадгиту») и трактаты учителей адвайта-веданты (особенно «Веданта-сутру» и труды Шанкары).
Вишнуизм
Вишнуизм (вайшнавизм) — конгломерат течений и сект. Некоторые возникли стихийно, некоторые были основаны в средневековье последователями «теологов» –философов и мистиков.
Верховное божество вишнуитов — Вишну, персонифицированный Абсолют, рождающий Брахму, создателя мира и душ, которые составляют тело Вишну. Все прочие боги — также в конечном счете эманации Вишну. Онтологические воззрения вишнуизма — от дуализма до ограниченного монизма, но душа во всех вишнуитских сектах считается отличной от Бога и сохраняющей свою индивидуальность.
В вишнуизме существует учение об аватарах, буквально «нисхождениях Вишну на землю для восстановления дхармы». Наиболее почитаемыми антропоморфными аватарами являются Рама, герой «Рамаяны», и Кришна, мифическое жизнеописание которого дается в «Вишну-пуране» и «Бхагавата-пуране» («Шримад-Бхагаватам») — памятнике южного бхакти IX-X вв. Предпоследняя аватара Вишну — это Будда, который, проповедуя еретическое учение, искушал отступить от дхармы, укрепляя таким образом преданных и соблазняя нестойких. Последняя аватара Вишну — Калки — это своего рода индуистский мессия, который должен явиться в конце нынешней кали-юги. Он также имеет прототип в буддизме — будду Майтрейю.
Спасение понимается в вишнуизме как освобождение от сансары и вечное сопребывание с небесной формой Вишну в раю Вайкунтхи. Путь ко спасению — бхакти — это страстная мистическая влюбленность в божество, образцом для которой является любовь пастушки Радхи к божественному пастуху Кришне. Хотя идеями, вернее, эмоциями бхакти окрашены все направления индуизма, особенно яркое выражение этот тип религиозности получил в культе Кришны и Радхи. Чувственность бхакти в кришнаизме превратилась в мистический эротизм.
Практика бхакти-йоги (в классической йоге бхакти — только элемент подготовительных ступеней) состоит в воспевании и повторении по четкам имен Вишну и его аватар, в отождествлении себя с персонажами вишнуитской мифологии, в поклонении изображениям богов и святых. В вишнуизме возросла роль храмов и «храмовых божеств», в которых, по представлениям вишнуитов (вайшнавов), пребывает сам Вишну. Идолов будят, умывают, украшают и кормят. Ритуалы вишнуизма в основном агамические. Особое развитие в кришнаитском культе получили киртаны и бхаджаны — восторженные песнопения, прославляющие различные имена бога и его мифические деяния и сопровождаемые плясками, часто носящими экстатический характер. Одна из основных вишнуитских мантр — «Ом намо Нараянайя».
Для вишнуитского бхакти в целом характерно непоследовательное отношение к кастовой системе. С одной стороны, многие его проповедники теоретически ее отвергали, а в некоторые общины принимали даже неиндуистов, правда все-таки жителей Индии. С другой стороны, как правило, кастовые различия снимаются только непосредственно в религиозной сфере, на время совершения богослужения.
Важнейшие вишнуитские писания: эпос (особенно «Бхагавадгита»), 6 вишнуитских пуран (особенно «Вишну-пурана» и «Бхагавата-пурана»), упапураны, самхиты панчаратриков, сутры, тантры.
Шиваизм
В шиваизме существует несколько главных сект, сильно отличающихся одна от другой. Большинство направлений шиваизма являются тантрическими, при этом некоторые представляют собой смесь шиваизма и шактизма, а последователи школы шива-адвайта, напротив, как явствует из самого названия, считают себя последователями Шанкары и весьма близки к смартизму.
Шиваиты (шайвы) почитают Шиву как высшего Бога, одновременно трансцендентного и имманентного, личностного и безличного, создателя и разрушителя мира, источник жизни и смерти. Такого рода теологические воззрения шиваизма его современные популяризаторы определяют как монистический теизм. Боги пантеона считаются детьми, проявлениями или творениями Шивы. Например, Вишну — аспект Шивы (хранитель мира). Души имеют единую с Шивой природу, их разделенность с Богом — кажущаяся, результат заблуждения, порождаемого пристрастием к миру иллюзорного существования.
Шива изображается трехглазым и многоруким (танцующий Шива) или йогом с длинными волосами, одетым в шкуры зверей. Шива — суровый аскет, карающий бог-отшельник, медитирующий на горе Кайласа в Гималаях или в местах кремации трупов, повелитель демонов. Окруженный их толпой, держа в одной руке чашу для подаяний, сделанную из человеческого черепа, а в другой — трезубец, со змеями в спутанных волосах и гирляндой из черепов на груди, безумно хохоча, проносится Шива в своей форме ужасающего Бхайравы верхом на белом быке Нанди. В припадке гнева Шива отрубил голову своему сыну Ганеше и, чтобы вернуть его к жизни, приставил ему голову слона. Лукавый и толстый слоноголовый бог Ганеша — покровитель купцов. К нему обращается большинство индуистов перед началом всякого дела.
Цель шиваита — разорвать оковы сансары и достичь единства с Шивой. На пути к этой цели шиваит должен практиковать йогу, начиная с исполнения поведенческих предписаний и положенных обрядов, включая поклонение идолам и гуру в духе бхакти. Объектами поклонения для шиваитов также являются лингам — фаллический символ креативной мощи Шивы, и, кроме секты лингаятов, йони — символ женского полового органа, представляющий Шакти. Обычно оба символа соединены вместе, показывая неразрывное единство Шивы и Шакти.
Отдельные шиваитские течения имеют и свои дополнительные «героические» практики. Некоторые последователи радикальной шиваитской секты пашупатов отвергают общепринятые в индийском обществе нормы поведения: они трижды в день намазываются сажей, доводят себя до экстаза продолжительными плясками, наносят себе кровавые раны и т.п. В других, еще более экстремистских сектах аскеты-виры («герои») нагими живут в местах кремации трупов, во время совершения тайных ритуалов едят человеческое мясо и кал. Такой радикальный аскетизм призван совершенно уничтожить привязанность к телесному существованию, к миру вещей и явлений.
Шиваитские секты всегда были вписаны в кастовую систему, хотя некоторые из них относились к ней пренебрежительно или даже отвергали ее теоретически.
Основные писания: Веды, 6 шиваитских пуран, шиваитские агамы.
Шактизм
Дальше всего отстоит от ведического брахманизма; наиболее распространен в Бенгалии, Ассаме и Ориссе.
Шакти (Дэви) — верховная богиня, космическое проявление безмолвного запредельного Шивы. Цель шактистов — растворение в Шиве посредством жертвоприношений, преданности и покорности Дэви. Вот что говорится о Шакти в средневековом шактистском памятнике «Дэви-махатмья» (1,75-82):
Сам Господь Брахма... обращается к Ней с такими словами: «Тобой рождена вся эта вселенная, Тобой сотворен этот мир. Тобой он поддерживается, о Богиня (Дэви), и Ты всегда пожираешь его в конце. О Ты, имеющая Своей формой весь этот мир... Ты — высшее знание, также как и великое заблуждение, великий разум и созерцание, также как и великая иллюзия, великая Богиня (Дэви), также как и великая демоница (Асури) <...> Ты — великая ночь окончательного растворения и ужасная ночь заблуждения. Ты — Богиня удачи... Ты превосходишь границы высокого и низкого»345.
Шакти проявляется в разных формах. Ума и Парвати, к примеру, имеют благостный облик, а Дурга и Кали — устрашающий и демонический. «Слово Кали — это женский род от кала — одного из имен Шивы, означающего «черный», «время», «судьба», «смерть»»346. Описания облика Кали, которые предлагаются в тантрической литературе для медитации, предполагающей «отождествление себя с объектом медитации»347, отталкивающи. Кровь, отрезанные руки и головы в качестве украшений, трупы, исступление — вот «образный ряд», который здесь используется. Конечно, все страшные и шокирующие описания облика Кали истолковываются символически как призванные напоминать о неизбежности смерти и разрушения всего материального. И все же языческое неразличение Бога и демонов, добра и зла, прельщение ложной красотой последнего выступают здесь со всей очевидностью: «Поклоняясь ужасающим формам Божества, которые в то же время являются и необычайно прекрасными, мы, — пишут тантристы, — тем самым постигаем единство Божественной Игры, единство Реальности во всех ее проявлениях»348.
Жрецы Кали в большинстве — не брахманы, а, напротив, принадлежат к низшим кастам.
Основным объектом поклонения для шактистов является символ Дэви — йони. Кроме того, почитаются многочисленные образы божеств. Для медитации используются символические диаграммы — янтры.
Для тантристов характерно особое отношение к телу. Для них оно не иллюзия, не темница материального существования, но микрокосм, инструмент и для «внутренней алхимии», и для преодоления в самом себе космической дуальности и конечной реинтеграции в абсолют. Тантристы практикуют кундалини-йсгу, призванную пробудить магическую силу кундалини — проекцию Шакти в человеческом теле. Кундалини представляется покоящейся в виде свернувшейся в кольца змеи в основании позвоночника. Разбуженная с помощью манто и приемов хатха-йоги, она продвигается вверх через чакры – невидимые «энергетические» центры человеческого тела, пока не выйдет через макушку и не сольется с Шивой. Считается, что таким образом достигается самадхи. В пробуждении «змеиной силы» главную роль играет инициация, получаемая от гуру посредством шактипата — процесса трансляции силы Шакти от учителя к ученику.
Хатха-йога сложилась не позднее XII в. в результате развития физиологических ступеней раджа-йоги. В хатха-йоге особое внимание уделяется асанам (специальным позам для медитации), различным видам подробнейшего телесного очищения и лранаяме — дыхательным упражнениям.
Особым видом тантрических мантр являются так называемые биджа-мантры («семенные мантры»). Это слоги, которые воображением помещаются в чакры для визуализации в них богов. Каждой чакре соответствует свое божество, служащее объектом внутреннего поклонения и медитации, т.е. уподобления объекту созерцания с целью в начале возобладать над ним, а затем полностью с ним отождествиться349. В результате тантрист рассчитывает приобрести магическую власть и силу богов и сделаться сиддхайогом.
Кроме того, тантристы обращаются к приемам «внутренней алхимии», входящим в системы тантрической йоги, с целью приобретения для своего тела сверхъестественных свойств вплоть до физического бессмертия. Как мы видим, тантризм — это наиболее оккультное направление индуизма.
В шактизме выделяются два направления: «тантра правой руки» и «тантра левой руки»350. Кроме того, среди отсталых племен Индостана распространен примитивный шаманистический тантризм, совсем не относящийся к индуизму и показывающий истоки тантризма до его ассимиляции индуизмом (почитание разного рода деревенских богинь, сексуально-оргиастические обряды, магические церемонии и т.п.).
Большинство шактистов принадлежат к «тантре правой руки», которая теологически представляет собой вариант веданты. Тех, кто открыто объявляет себя сторонником «пути левой руки», в Индии и Непале немного. «Тантра левой руки» является эзотерическим направлением шактизма, посвященные в нее это часто скрывают, поскольку тайные обряды «левых» неприемлемы сточки зрения нормативного индуизма. Тантристы «левой руки» приносят в жертву Кали и Дурге животных и даже, изредка, людей, во время ритуалов употребляют мясо, рыбу, вино и наркотики, используют в качестве чаш человеческие черепа, а в качестве дудок — берцовые кости, игнорируют кастовые различия. Сердцевину тантризма «левой руки» составляет майтхуна — ритуальное совокупление, практикуемое как в парах, так и в группах. Практикующие майтхуну тантристы стремятся во-первых, привлечь таким образом Кали и ее спутников-демонов; во-вторых, через отождествления участников с Шивой или Кали соответственно полу развить и выразить страстную любовь к божеству, добиться теснейшего с ним соединения и отразить мистическое соитие мужского и женского принципов мироздания; в-третьих, преобразить половую энергию кундалини в мистическую. Для достижения последнего в течение многих часов и даже дней завершение полового акта задерживается с помощью специальных техник хатха-йоги, обучение которым занимает многие годы. Целью является конечный «возврат семени» и, как следствие, молниеносное поднятие кундалини, в результате чего она сливается с Шивой и, таким образом, наступает маханирвана (самадхи), в пределе предполагающая освобождение от физического существования. Таким образом, вместо зачатия новой жизни майтхуна несет смерть. Как мы видим, по крайней мере в теории эта практика в некотором роде аскетическая, даже «супераскетическая». Это и есть тайное ядро хатхайоги; магические отношения с богами, которые суть бесы351 и мистический тлетворный блуд. Натуральная хатха-йога вовсе не напоминает «оздоровительную гимнастику и систему очищения организма», под видом которых она расползлась по Западу.
В «тантре правой руки» обряды совершаются с символической заменой, также и кундалини-йога практикуется или вообще без шакти, или без непосредственного полового контакта с ними. Тантристы же «левой руки» считают, что в кали-югу, «век Кали», возвыситься можно только через то, что приводит к падению. Неудивительно, что некоторые тантрические секты «левой руки» в Бенгалии окончательно выродились, по словам очевидцев, в «сборища суеверных развратников и пьяниц, практикующих черную магию»352. Еще в XIX в. в Индии была широко распространена тантрическая храмовая проституция и действовал тайный орден тхагов-душителей, убивавших и грабивших свои жертвы во славу Кали и посвящавших ей награбленное.
Тантристы первостепенное значение придают магическим способностям своих гуру и посвящению в свои тайные практики, а не кастовой принадлежности.
Священными писаниями шактисты считают шакта-агамы и поздние шакта-пураны. Кроме того, почитаются упатантры («вторичные тантры»). Веды играют роль традиционного символического авторитета.
Завершая обзор основных течений исторического индуизма, нельзя не отметить, что на окончательное их формирование в позднем средневековье тантрические представления и практики оказали влияние, сопоставимое с влиянием бхакти. Тантрическая йога была даже включена в садхану ортодоксальных орденов дашанами.
- Александр Леонидович Дворкин
- Сектоведение. Тоталитарные секты.
- Опыт систематического исследования
- Издание 3-е, переработанное и дополненное
- Содержание
- Глава 1. Вступление. Религия, которая убивает 18
- Глава 2. Тоталитарные секты: общие понятия. Часть 1 31
- Глава 3. Тоталитарные секты: общие понятия. Часть 2 46
- Глава 4. «Церковь Иисуса Христа святых последних дней» (мормоны) 66
- Глава 5. «Общество Сторожевой башни». «Свидетели Иеговы» 105
- Глава 6. Сайентология 134
- Глава 7. «Движение объединения» Сан Мен Муна 163
- Глава 8. Современный индуизм и гуруистские секты 191
- Глава 9. «Общество сознания Кришны» 218
- Глава 10. «Трансцендентальная медитация» (тм) 249
- Глава 12. «Семья» («Дети Бога») 334
- Глава 13. «Церковь Христа» 346
- Глава 14. «Всемирная церковь Бога» 364
- Глава 15. «Поместная (Местная) церковь» Уитнесса Ли 374
- Глава 16. «Движение веры» — Неопятидесятники 390
- Глава 17. «Богородичный центр» — «Православная Церковь Божией Матери Державная» 418
- Глава 18. «Белое братство» 443
- Глава 19. Секта Виссариона — «Община единой веры» — «Церковь последнего завета» 449
- Глава 20. Порфирий Иванов и секта «ивановцев» 467
- Глава 21. Движение «Нью эйдж» 491
- Предисловие
- Предисловие автора к третьему изданию
- Предисловие автора ко второму изданию
- Благодарности
- Библиографическая справка
- Глава 1. Вступление. Религия, которая убивает
- Глава 2, а также Глава з. Тоталитарные секты: общие понятия. Части 1, 2
- Глава 4. «Церковь Иисуса Христа святых последних дней» (мормоны)
- Глава 5. «Общество Сторожевой башни» — «Свидетели Иеговы»
- Глава 6. Сайентология
- Глава 7. «Движение объединения» Сан Мен Муна
- Глава 8. Современный индуизм и гуруистские секты
- Глава 9. «Общество сознания Кришны»
- Глава 10. «Трансцендентальная медитация» (тм)
- Глава 12. «Семья» («Дети Бога»)
- Глава 13. «Церковь Христа»
- Глава 14. «Всемирная церковь Бога»
- Глава 15. «Поместная (Местная) церковь» Уитнесса Ли
- Раздел первый. Введение в сектоведение Глава 1. Вступление. Религия, которая убивает
- 1. «Народный храм»
- 2. «Ветвь Давида»
- 3. «Храм солнца»
- 4. «Аум Синрикё»
- 5. «Небесные врата»
- 6. «Движение за возрождение десяти заповедей Бога»3
- 7. Причины и перспективы сектантского насилия
- Глава 2. Тоталитарные секты: общие понятия. Часть 1
- 1. Постановка проблемы и определение терминов
- 2. Обзор литературы
- 3. Обман при вербовке
- 4. Уровни членства в сектах
- 5. Сектантский «новояз»
- 6. Истоки и происхождение тоталитарных сект
- 7. Коммерческие культы
- Глава 3. Тоталитарные секты: общие понятия. Часть 2
- 1. Признаки и характерные черты тоталитарных сект
- 2. Гуруизм, организация, метод, «эзотерический разрыв»
- 1) Наличие гуру (лидера); «гуруизм».
- 2) Организация.
- 3) Метод.
- 4) «Эзотерический разрыв».
- 3. Внутригрупповые ценности
- 4. Что такое промывание мозгов и контролирование сознания, и как с этим бороться
- 5. Методы вербовки
- 6. Методы контролирования сознания
- 7. Диктат системы
- 8. Личность основателя секты
- 9. Попытки классификации
- Раздел второй. Секты-долгожители Глава 4. «Церковь Иисуса Христа святых последних дней» (мормоны)
- 1. Мормоны — не протестанты, а языческая секта
- 2. С ранних лет Джозеф Смит занимался оккультизмом, за что и был в зрелом возрасте изгнан из методистской церкви
- 3. Читать «Книгу Мормона очень скучно: Марк Твен назвал ее «хлороформом», а не книгой
- 4. «Мормонская библия — всего лишь бесталанный вымысел, состряпанный по образцу Ветхого Завета и дополненный скучным пересказом Евангелия»
- 5. Во время одного из скандалов толпа вымазала Смита смолой, обваляла в перьях и протащила по всему городу
- 6. Всего на папирусе начертано 46 иероглифов, из них Смиту удалось выжать 1125 английских слов, в том числе 65 личных имен
- 7. В тюрьму ворвалась толпа, и Смит вместе с братом были застрелены, причем в перестрелке Смит ранил трех человек
- 8. Хотя у каждого мормона только по одной официальной жене, но фактически они остаются многоженцами.
- 9. Церковью мормонов руководят пророк, «Совет двенадцати апостолов» со своим президентом и «Кворум Семидесяти»
- 10. Божественные откровения в «Учении и заветах» подверглись значительной правке
- 11. По учению мормонов, у Элогима есть гарем, от которого он рождает духовных сущностей. Первых двух звали Люцифер и Иисус
- 12. Низший круг ада уготован для мормонов, отрекшихся от своей веры
- 13. Мормоны выписывают имена мертвых и брачуются с ними, чтобы после смерти все мертвые женщины составили их гарем
- 14. В последнее время участились задержания мормонских миссионеров на территории российских закрытых военных баз
- Приложение. Заявление Смитсоновского института относительно «Книги Мормона». Лето 1979 г.
- Глава 5. «Общество Сторожевой башни». «Свидетели Иеговы»
- 1. Из всех тоталитарных сект, действующих на территории нашей страны, секта «Свидетелей Иеговы» более всего напоминает компартию
- 2. «Бог же духовенства – это… древнее языческое божество, поросшее многовековым беззаконием, это Ваал, это сам Дьявол»
- 3. Перед нами система, которая может быть охарактеризована, прежде всего, как грубо языческая
- 4. Адвентизм и американский популизм конца XIX в.
- 5. История возникновения иеговизма и последующая борьба за власть в секте
- 6. «Свидетели Иеговы» — одна из самых многочисленных современных тоталитарных сект
- 7. Сектанты считают, что Иегову интересует организация, а не отдельные лица: личных молитв бог иеговистов не принимает
- 8. Рядовые иеговисты вновь слепо последовали за своими вождями, даже не заметив подлога
- 9. Членство в секте заканчивается весьма плачевно для многих иеговистов
- Раздел третий. Поствоенная эклектика: сайентология и мунизм Глава 6. Сайентология215
- 1. Если присмотреться, то увидишь стальные немигающие глаза
- 2. «Если сотрудник сачкует и не выдает на-гора, ему вломят за каждый чих»
- 3. Если хочешь разбогатеть, нужно основать собственную религию, решил Хаббард
- 4. Большую часть своих трудов Хаббард, по словам его сына, писал в состоянии наркотического опьянения
- 5. Если можно заставить пепельницу садиться и вставать, то поверишь, что заставишь любого человека сделать, что угодно
- 6. Хаббард объявляет себя антихристом и говорит, что приход сайентологии к власти воспрепятствует второму пришествию Христа
- 7. Судами многих государств Хаббард был признан преступником, а в ряде стран был объявлен персоной нон-грата
- 8. Сайентологи проникали в цру, фбр, Налоговое управление, Интерпол, выкрадывали секретные документы и совершали подлоги
- 9. Медицинская практика сайентологов строится на их вопиющем невежестве
- 10. Несомненно, всякий, кто поступает в сайентологию, по существу отдает себя в руки демонических сил
- 11. Экземпляры «Дианетики» были разосланы всем депутатам Верховного Совета
- 12. Завод «Мовен» потерял миллионы долларов, а его директора, убежденного сайентолога, застрелили в собственном кабинете
- 13. В десятидневный срок сайентологи получили разрешение замминистра здравоохранения Агапова на внедрение своей программы в России
- 14. Прослезившись, сайентолог сказал, что у нас замечательная страна: ни в одной стране им не позволяли работать с детьми, а у нас позволили
- 15. Специалисты уверенно говорят об особой договоренности о взаимопомощи между сайентологией и разведслужбами сша
- 16. Сайентология — это не просто зло, это Зло с большой буквы
- Глава 7. «Движение объединения» Сан Мен Муна266
- 1. Русские юноши и девушки клянутся в верности «истинным родителям» Муну с женой и «истинному отечеству» Корее
- 2. Это спиритическое, или шаманистическое движение, которое направлено на очищение человеческой расы под руководством семьи Мунов
- 3. Главные вербовочные усилия мунитов направлены на молодежь
- 4. Любой мунит скажет, что брак «Истинного Отца» с «Истинной Матерью» превосходит искупительное значение Голгофской жертвы Христа
- 5. По откровениям спиритов, сын Муна, погибнув, открыл двери в высший рай для духов и для Христа
- 7. Недавно Мун сообщил, что нашел на земле невесту для Христа, Который явился ему из мира духов и униженно за нее благодарил
- 8. Чтобы кровно породниться с Муном, юноши и девушки пьют коктейль, в котором содержится кровь Муна и его жены
- 9. Поучению мунитов, Христос теперь прислуживает сыну Муна
- 10. В Великую Пятницу, 13 апреля 1990 года, Горбачев пригласил Муна в Успенский собор Кремля
- 11. Мунизм не имеет ничего общего с христианством, Православная Церковь не может поддерживать с ним никаких отношений
- 12. Зигмунд Фрейд просто рыдал бы от счастья при виде пациента с таким фекально-генитальным психозом
- 13. Всякий, соблазнившийся бесплатным мунитским лакомством, принимал в себя элементы физиологических отправлений четы Мунов
- 14. Даже после смерти «Истинного Отца» секта, по всей видимости, продолжит свое существование
- Глава 8. Современный индуизм и гуруистские секты330
- 1. Эволюция индуизма, его институты и направления
- 2. От ортодоксальных брахманов до тайных тантрических сект
- 3. Критерии принадлежности к традиционному индуизму
- 4. Неоиндуизм
- 5. «Миссия Рамакришны»
- 6. «Интегральная йога» Шри Ауробиндо
- 7. Йога на Западе. «Братство самоосознания» Йогананды
- 8. Неоиндуистский коммунализм
- 9. Гуру-фундаменталисты и «бизнес-гуру»
- 10. Индуизм как он есть
- Глава 9. «Общество сознания Кришны»402
- 1. Между Индией наших кришнаитов и реальной Индией такая же разница, как между порошком «Зуко» и соком живого плода
- 2. История появления кришнаитов в ссср в 1971 году весьма подозрительна
- 3. Кришнаиты разработали множество тактик вымогания денег
- 4. В «гурукулах» царила страшная эксплуатация, жесточайшие наказания, сексуальное насилие над детьми
- 5. Идолов будят, им чистят зубы, их одевают, их умывают — омывают смесью из молока, розовой воды и коровьей мочи
- 7. «Кришна напустил на землю шестимесячную ночь и занимался в течение ее любовью со ста женщинами, причем их мужья этого не заметили»
- 8. Главное служение Кришне — сохранять верность гуру
- 9. Признаки экстатической любви к Кришне: катание по земле, громкие крики, зевота, слюноотделение, бешеный хохот, тяжелое дыхание, отрыжка...
- 10. Необходимо отказаться от всего: от своей собственности, от своего тела
- 11. Сами традиционные индусы относятся к кришнаитам достаточно настороженно
- 12. Кришнаиты действуют во всех крупных городах России и очень активно лоббируют свои интересы в структурах власти
- 13. Очевидно, что моск — жесткая группа для захвата власти
- 14. Всеми делами среди санкт-петербургских поклонников Кришны заправляет мафия
- Приложение454. Кришнаиты, не входящие в моск
- Глава 10. «Трансцендентальная медитация» (тм)
- 1. Человек, сам не ведая того и даже, может быть, являясь христианином, приносит жертву идолам
- 2. Трансцендентальная медитация понравилась многим, ибо предъявляла мало требований, но обещала большой эффект
- 3. Бывшие «медитаторы» рассказывали, что во время упражнений переживали страшные бесовские видения
- 4. Преподавание трансцендентальной медитации в американских школах было запрещено
- 5. Если человек забывает свое собственное имя, это считается в секте не более чем забавным эпизодом
- 6. То, что движение Махариши делает в России, это самый настоящий геноцид
- Культ Шри Чинмоя
- 1. «Бегущий гуру»
- 2. Шри Чинмой приписывает себе богоподобные способности и качества
- 3. Секта Шри Чинмоя в России
- «Брахма Кумарис»
- 1. Псевдоиндуистский монашеский орден
- 2. Мир как спектакль, бессмысленный и бесконечный
- 3. «Раджа-йога» Брахмы
- 4. «Моя цель — стать божеством»
- 5. В «Брахма Кумарис» получают иллюзию активной общественной жизни и решения своих внутренних проблем
- Культ Сатьи Саи Бабы
- 1. Технология производства Саи Бабой «чудес» хорошо известна и подробно описана
- 2. Тот, кого почитали как бога, оказался извращенцем и мошенником
- 3. Международная организация Саи Бабы
- Культ Бхагавана Шри Раджниша (Ошо)
- 1. «Люби себя и делай, что хочешь»
- 2. «Медитация — это состояние «не-ума»»
- 3. Коммуна в Пуне
- 5. «Население необходимо сократить»
- 6. Ошо умер, по всей видимости, от спиДа
- «Сахаджа-йога»
- 1. Нирмала утверждает, что она под видом змеи-кундалини дала «гнозис» Еве в раю
- 2. «Будешь много думать, получишь болезни печени и диабет»
- 3. «Не используйте свой ум для критики... Надо не критиковать, а одобрять»
- 4. Некоторые из получивших стадионную «реализацию» были вынуждены после этого пройти курс лечения в психиатрической больнице
- «Ананда марга»
- 1. «Ананда марга» — это закрытая тайная организация, устроенная по военному образцу
- 2. «Мойте руки и ноги перед едой»
- 3. Ам представляет собой соединение самого мрачного неотантризма и варианта «третьего пути» — национал-социализма «по-индусски»
- 4. Наиболее громким преступлением ам стало убийство 6 монахов-отступников
- 5. В России, как и в других странах, ам действовала через благотворительность, используя гуманитарную помощь как отмычку к сердцам чиновников
- Псевдотантристы: «Ашрам Шамбалы», а. Лапин и другие
- 1. Наиболее одиозным псевдотантрическим гуру отечественного происхождения следует считать Константина Руднева
- 2. «От гнева Шивы вас спасет гуру, но от гнева гуру вас не спасет и Сам Шива»
- Прочие псевдоиндуистские секты (краткий обзор) «Духовное Братство «Ананда»»
- «Дхарма Кальки»
- Зно («Healthy — Happy — Holy Organization») — «Организация здоровья, счастья и святости»
- «Радхасоами Сатсангх»
- Раздел пятый. Псевдобиблейские (псевдоевангельские) секты Глава 12. «Семья» («Дети Бога»)
- 1. Эта группа — классический пример того, как лидер может извращать христианское Писание и как это приводит к извращению нравственных ценностей и жизни вообще
- 2. Деньги шли на нужды верхушки, в то время как подавляющее большинство членов секты жило в абсолютной бедности
- 3. Основатель секты занимался оккультизмом и впал в половую распущенность
- 4. Берг поставил ультиматум избранным, чтобы они делились своими мужьями и женами
- 5. Кодекс поведения секты предписывал «вступление в революционную организацию, которая должна разрушить все до основания, а затем построить все новое»
- 6. В секте началась сексуальная эксплуатация детей с младенческого возраста
- 7. В книге Берга содержатся инструкции совершенно непристойные, с нецензурными словами для детей начиная с 10-летнего возраста
- 8. В Троицу Берг не верит, так как этого слова в Библии не найти
- 9. Возглавившая секту Мария заявляет, что дух Берга регулярно является ей и через нее руководит движением
- 10. История Джоанны
- Глава 13. «Церковь Христа»
- 1. Все решения, которые принимают члены секты, находятся под постоянным наблюдением и контролем «наставников»
- 2. История «Движения наставничества»
- 3. В каждой секте есть модель восхождения, поэтому люди становятся беззаветно преданными секте, так как она дала им все
- 4. Цх запрещено работать в ряде университетских городков в Англии и в Америке
- 5. Главное в «догматика», в жизни и деятельности цх, да и во всем существовании секты — это учение о повиновении
- 6. Среди членов цх велик процент нервных срывов, психических расстройств, попыток суицида
- 7. Большинство наставников секты не имеет высшего гуманитарного образования
- 8. Никакого организационного противодействия со стороны православных во время миссионерских акций цх в Одессе не последовало
- 9. Многие из тех, кто ушел из цх, вынесли оттуда идею, что больше нигде нельзя спастись, махнули рукой на свое спасение и пустились во все тяжкие
- 10. Подготовка к крещению в цх
- 11. Стандартная мечта всех членов цх – чтобы цх были сначала во всех крупных городах, а потом во всех остальных
- 12. Цх считает, что все православные чудотворцы творили свои чудеса силою князя бесовского
- Глава 14. «Всемирная церковь Бога»
- 1. Канадский пастор «Церкви Бога» заявил, что православные — не христиане
- 2. Основатель секты поместил себя в одну компанию с апостолом Павлом и Педро Вальдесом
- 3. Члены секты выкладывают на нужды верхушки как минимум 30% своего дохода, а то и больше
- 4. Первородный грех Адама, по мысли Армстронга, был в том, что он отказался соблюдать субботу и стал соблюдать воскресенье
- 5. Христианство, по Армстронгу, — вавилонская мистериальная религия, которую изобрел симон Волхв
- 6. Армстронг утверждал, что Бог — это не имя, а что-то вроде Фамилии для двух индивидуальных Личностей: Отца и Сына
- 7. Армстронг считает, что сатана до такой степени обманул людей, что некоторые даже поклоняются Христу
- 8. Расколы и разделения в секте после смерти Армстронга
- Глава 15. «Поместная (Местная) церковь» Уитнесса Ли893
- 1. На стадии вербовки новых членов цх и «Поместная церковь» похожи друг на друга
- 2. Основатель секты со временем отошел от религиозной деятельности и занялся бизнесом, который стал приносить солидный доход
- 3. На всех членов секты были заведены личные дела
- 4. Люди боятся уходить из секты, так как их постоянно запугивают ужасами, которые якобы постигают отпавших
- 5. По мнению Ли, христианство — это великий Вавилон
- 6. Чтобы войти в экстаз, сектанты начинают раскачиваться, вопить, махать руками, дергать ногами… это называется «молитвочтением»
- 7. Чтобы «работать духом», нужно прекратить думать и начать «сходить с ума»
- 8. По сравнению с китайским ересиархом модалист Савеллий показался бы просто столпом православия
- 9. Описывая свое понимание дальнейшего развития домостроительства Божия, Ли переходит всякие пределы кощунства
- Глава 16. «Движение веры» — Неопятидесятники
- 1. «Бог, дай нам Россию!»
- 2. Глоссолалия
- 3. Три волны пятидесятничества939
- 4. История пятидесятничества в России943
- 5. Назвать «Движение веры» христианским нельзя
- 6. Путешествие в ад — отличительная характеристика лидеров «Движения веры»
- 7. Идеологи неопятидесятничества считают, что Иисус дилегировал всю Свою власть христианам и теперь Сам зависит от них
- 8. Сектанты богохульно называют Бога «величайшим неудачником всех времен»
- 9. «Очисти полностью голову от своих собственных мыслей и наполни ее словом Божиим! а затем провозгласи это слово, и случится чудо!»
- 10. Йонги Чо утверждает, что Святой Дух подобен наседке, высиживающей цыплят
- 11. Основной принцип молитвы в секте: «Назови — потребуй — получай!»
- 12. Сектанты считают, что, когда Святой Дух прорывается через человека, тот катается по полу, вопит в беспокойстве, визжа, как свинья, которую режут
- 13. Человек не имеет права исповедоваться в своих грехах, иначе он навсегда останется грешником
- 14. Теология процветания отрицает Крест Христов, без которого их христианство теряет всякий смысл и делается кощунственной пародией
- Раздел шестой. Секты отечественного происхождения (постсоветская эклектика) Глава 17. «Богородичный центр» — «Православная Церковь Божией Матери Державная»
- 1. Первый вопрос, который обычно задают непредвзятые читатели произведений Береславского: сумасшедший ли автор или он просто симулирует?
- 2. По утверждению Береславского, настало время для рождения «неохристианства»
- 3. Береславский пишет, что матери — родовые упыри — сосут энергию у своих детей, насилуют их физически и духовно
- 4. На высшее звено секты аскетические требования не распространяются — ее руководители едят и спят вволю и ведут семейную жизнь
- 5. До тех пор, пока в секте существует неограниченная власть, она не меняется и не может измениться
- Глава 18. «Белое братство»1137
- 1. В советское время Кривоногов исполнял различные заказы для кгб
- 2. «Злой мир погибнет в языках пламени, а «Белое братство» возродится для новой жизни»
- 3. Впечатление такое, что это был некий эксперимент, авторы которого хотели посмотреть, насколько можно заставить людей впасть в массовый психоз
- Глава 19. Секта Виссариона — «Община единой веры» — «Церковь последнего завета»
- 1. Знание греческого языка, согласно Торопу, — дело дурное
- 2. В своих изданиях сектанты пишут, что якобы имеют благословение Русской Православной Церкви, но это ложь
- 4. От членов секты требуется продать всю собственность, отдать деньги и все, что у них есть, и никогда более не вспоминать об этом
- 5. Даже в выборе пищи Виссарион не оставляет своим последователям никакой свободы
- 6. «Не осуждайте тех, кто добровольно ушел из жизни»
- Глава 20. Порфирий Иванов и секта «ивановцев»
- 1. «Унего мысел не такая как унас свами»
- 2. «Учитель Иванов соединил историю Бога среди людей и бытие Человека в живой природе»
- 3. «По целым ночам я не спал и все думал, как попасть вожаком в историю, чтоб моим именем назвали будущее новое село»
- 4. «Гитлер потерял надежду на завоевание он выдохся: у него от Моей мысли не было порядка в голове»
- 5. «Если заболеет человек чем-нибудь в жизни не чем не спасешься, кроме как лишь Его [Иванова] учением. Кто Его не признает, тот спасения нигде не получит»
- 6. «Вот-вот грянет гром, ударит молния она укажет Хозяина одного всей Природы, перед Кем будут отчитываться как нарушители закона»
- 7. «Учителево тело есть красота из красот. Оно пахнет ароматом, оно освещенное. Я со Своим запахом всем был в этом нужен»
- 8. «Я Победител природы Учител народа и Бог земли. Бог отец Бог сын и Дух святой»
- Раздел седьмой. Культы «Новой эры» Глава 21. Движение «Нью эйдж»
- 1. Старые идеи новой религии
- 2. «Тайное знание» для всех
- 3. Корни «Нью эйдж»: спиритизм, теософия, наркокультура
- 4. Эзотерическая педагогика и оккультный словарь
- 5. Ченнелинг; культы Рамты и Лазариса
- 6. Внутренние голоса и психометодики по раскрытию «внутреннего я»; визуализация
- 7. «Братство фиолетового пламени»
- 8. Реинкарнация реинкарнации1363
- 9. Кристаллы, драгоценные камни, пирамидология, ньюэйджевская музыка и др.
- 10. Ширли МакЛейн и «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»
- 11. Майтрейя-Антихрист и наступление нового мирового порядка
- 12. Пантеизм и монизм; обоснование безнравственности
- 13. Псевдохристианство — «Евангелие эры Водолея»
- 14. Неоязычество, ведьмовство («викка») и шаманизм
- 15. Люциферианство и сатанизм
- 16. Астрология и уфология
- 17. Холизм, аюрведическая медицина и рейки
- 18. Характерные черты «Нью эйдж»
- 19. «Страна победившего оккультизма»
- 20. Культ «Анастасии»1403
- 21. «Радастея» Дуси Марченко1411
- 22. Неоязычество в России; нативистские секты
- 23. Круг замкнулся
- Приложения Приложение 1. Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «о псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме» (декабрь 1994 г.)
- Приложение 2. Выдержки из Определения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «Об отдельных вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Церкви» (февраль 1997 г.)
- Приложение 3. Итоговое заявление Православной сибирской международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты в Сибири», прошедшей 10-13 января 1999 года в г. Белокурихе Алтайского края
- Приложение 4. Итоговый документ Международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты — угроза XXI века», проходившей в Нижнем Новгороде 23-25 апреля 2001 г.