logo
Александр Леонидович Дворкин

1. На стадии вербовки новых членов цх и «Поместная церковь» похожи друг на друга

В этой главе разговор пойдет о секте, которая называет себя «Местная церковь» (МЦ), или «Поместная церковь» (The Local Church), или просто «Церковь с обозначением города ее пребывания: «Церковь в Москве», «Церковь в Петербурге», «Церковь в Гонконге». Последнее время в России она все чаще фигурирует под именем «Церковь домашних собраний» (или «Церковь дома собраний»). Ее члены, как и члены ЦХ, работают в метро и на улицах, и если к вам подходили вербовщики ЦХ, то наверняка подходили и они. По нашим наблюдениям, на каждых трех приставал из ЦХ четвертый — член «Местной церкви». На стадии вербовки новых членов они похожи друг на друга. Отличить вербовщика одной секты от вербовщика другой можно, пожалуй, только таким способом: подошедшие к вам члены ЦХ на ваш вопрос: «Вы из «Церкви Христа»?» — скорее всего ответят утвердительно: «Да, мы из «Церкви Христа»». Вербовщики же из «Местной церкви» почти наверняка скажут вам: «Мы просто христиане». Они сообщат еще, что им безразлично, к какой деноминации вы принадлежите, потому что они принимают всех, в том числен православных.

В каком-то смысле можно сказать, что «Местная церковь» более чем другие организации, рассматриваемые в этой книге, приближается к определению еретической. Но в бедной голове руководителя секты причудливым образом соединилось такое количество древних ересей, что конечный продукт, да еще наложенный на древние китайское язычество и пантеизм, вообще уже не может называться христианской. Руководству «Местной церкви» очень хочется, чтобы «внешние» считали их некими «внеденоминационными протестантами»: так им гораздо легче работать и вербовать новых членов. Однако нужно сказать, что сами традиционные протестанты их своими не считают, и они несомненно правы: «Поместная церковь» имеет лишь внешность христианской организации, а на самом деле — это основанная на восточном пантеизме и древних ересях тоталитарная секта с элементами оккультизма и четко разработанными методами контролирования сознания своих адептов.

У «Поместной церкви» есть свое издательство под названием «Живой поток» (Living Stream). Однако руководство всячески пытается доказать, что в структуру секты оно не входит и является отдельным независимым издательством. Сотрудники «Живого потока» тоже говорят, что они не имеют к этой церкви никакого отношения и просто работают в издательстве, а тому, что при этом все они являются членами «Поместной церкви», они предлагают не придавать значения. «Какие же книги вы издаете?» — «Книги Уитнесса Ли» (основатель их секты и основной вероучитель. — А.Д.). — «А еще какие книги?» — «А еще книги Уочмана Ни» («предтеча» Уитнесса Ли. — А.Д.). — «А еще что?» — «Пока мы больше ничего не успели издать. Но те книги, которые издали, мы всем рассылаем. У нас очень много благодарностей. Нас и православные благодарят за эти книги, которые открыли им глаза на подлинную сущность христианства». Пробиться через такую позицию очень трудно. С открытой ложью всегда очень трудно спорить.

Москва поделена МЦ на семь районов. Центр и место совместного проживания сектантов — один из корпусов общежития Тимирязевской сельхозакадемии. Как правило, богослужения сектанты проводят в школах — в нарушение нашего закона об отделении религии от школы. Они активно работают в метро, на улицах. Их издания особенно популярны среди баптистов, но иногда (особенно в провинции) попадают в православные библиотеки. Это, собственно, входит в их задачу. Еще в самом начале своего существования в Америке они ставили себе целью прийти в какую-то местность, завязать отношения с местными христианами, сдружиться с ними, начать ходить на их богослужения (с баптистами и евангеликами это легче всего), а потом органически войти в их общину, затеять конфликт и большую часть прихожан увести с собой. С православными им это проделать куда труднее, потому что наши представления о богослужении отличаются от их представлений, но они пытаются воздействовать на российских христиан через свои книги и приспосабливаются к местным условиям.

По их устному заявлению в 1996 г., в России было около 2000 полноправных членов МЦ; реальная цифра может оказаться на порядок больше за счет сочувствующих, а влияние их еще намного больше, чем численность, потому что свои книги они печатают миллионными тиражами и распространяют повсюду. Это одна из наиболее жестких по контролированию сознания групп, которые действуют у нас в стране. В феврале 1998 г. на своей интернетовской страничке МЦ заявила, что ее деятельность сегодня развернута в 169 городах в России, на Украине, в Белоруссии, Армении, Латвии и Литве. Сектой было распространено 7 миллионов экземпляров изданий, в том числе бесплатного журнала «Поток». Сектантское издательство завершило перевод их собственного текста Библии (так называемая «Версия восстановления» или «Восстановительный перевод») с английского на русский, украинский и армянский языки. Общий объем примечаний к тексту, написанных Уитнессом Ли, более чем в два раза превышает объем новозаветного текста. В примечаниях развивается лжеучение секты, которое будет рассматриваться ниже. Сам же перевод изобилует грубыми ошибками и искажениями, коренным образом изменяющими смысл библейского текста895. Сектанты хвастаются успехом своей работы среди «деноминаций». Например, некий пастор из Днепропетровска «привел к восстановлению и выздоровлению всю свою общину».

Ошибкой было бы считать, что Православная Церковь имеет иммунитет к влиянию МЦ. Мы знаем, например, что лидер известной московской реформистской общины весьма одобрительно отзывался о китайском ересиархе, а члены этой же общины горячо отстаивали «православие» учения Уитнесса Ли в интернетовских дискуссиях.