1. Технология производства Саи Бабой «чудес» хорошо известна и подробно описана
Сатья Саи Баба, чье имя можно перевести с санскрита как «истинные мать и отец», родился в 1926 г. в деревне на юге Индии. Как водится, Саи Баба рассказывает, что уже в детстве с ним происходили разные чудесные истории, например, что он несколько раз материализовывал из воздуха для друзей фрукты, сладости и даже редкие гималайские лекарственные травы. По его же словам, в возрасте 14 лет он перенес состояние, близкое к коме. В течение двух месяцев его мучили сильные боли и он периодически. терял сознание. После этой странной болезни «его парапсихологические способности возросли и расширились»563, и Саи Баба объявил, что является живым богом и перевоплощением популярного индийского «святого» и чудотворца Шри Саи Бабы из Ширди (18567-1918), считавшегося явлением Шивы. Саи Баба оставил семью и вскоре с помощью появившихся последователей основал в деревне Пуггапарти ашрам «Обитель вечного покоя» («Прашанти Нилаям»), а затем международную организацию «Сатья Саи Баба Фаундэйшн».
Сатья Саи объявил, что он является аватаром Шивы и Шакти, мужского и женского начал божества, и что он родится еще раз в облике Према-Саи как явление одной Шакти. При этом он ссылается на исполнение неких древнейших пророчеств о себе, будто бы содержащихся в Библии, Коране, Махабхарате и других писаниях564. Саи Баба и сам пророчествует:
Слава этого Аватара565, Аватара нынешней эры, будет расти день ото дня. В былые времена, когда маленький мальчик по имени Кришна оторвал от земли гору Говардана, молочницы и пастухи, которые были друзьями и сотоварищами Кришны, поняли, что он Божество. А теперь не одна гора, а целая горная цепь будет поднята в воздух. И вы станете свидетелями этого! Будьте терпеливы, веруйте!
Согласно другому предсказанию Саи Бабы, он умрет в 2022 г.566 Используя пропагандистские наработки Вивекананды, Саи Баба декларирует, что пришел ради всего человечества, а не ради отдельных народов и религий, что его задача — не основать новую религию или навязать людям свое учение, а через Истину и Любовь восстановить прямой путь к Богу и возродить в людях стремление к духовности, братству и сотрудничеству. Такой смысл заложен и в одном из названий секты Саи Бабы — «Движение за всеобъемлющую веру».
Однако в 1976 г. Саи Баба провозгласил «Саи-религию». Прямой путь к Богу, согласно «Саи-религии», состоит в бхакти, направленной на Саи Бабу как на «воплощенного» Бога. Саи Баба также говорит о себе как об объекте мистического познания: «...в духовном поиске — надо нырнуть как можно глубже и погрузиться в Сатья-Саи, дабы пожать плоды присутствия Аватара на земле567.
Следуя антропологии монизма, Саи Баба учит: «Мы по природе своей не ограничены временем и пространством, ибо наша подлинная сущность безгранична, неизменна и непреходяща.... наше подлинное бытие суть бесплотное состояние чистой любви и блаженства»568. Даже если отбросить несуразности в словоупотреблении и странное неразличение «бытия» и «состояния», очевидно, что Саи Баба утверждает единосущие человека и Абсолюта. Но при этом Саи Баба постоянно настаивает на своем качественном отличии от «просто святых», путем определенных усилий раскрывших в себе божественную сущность.
Подобными противоречиями полно учение Саи Бабы. Однако оно и рассчитано не на рациональное восприятие, но преимущественно на эмоциональное. Главное в его синкретической доктрине — он сам как «Господь», «Помощник и Покровитель» в жизни и после смерти, тот, кто может помочь преданным реализовать их скрытую божественность.
Разумеется, Богу, пусть и в образе человека, должны быть присущи всеведение, всемогущество и вездесущие, проявлением которые будут совершаемые им чудеса. Они-то и составляют основное содержание литературы саибабитов, а также их разговоров, «Свами» приписываются чудесные способности читать мысли, мгновенно перемещаться в пространстве на любые расстояния, предотвращать катастрофы, управлять стихиями, превращать воду в нефть (sic!), исцелять больных и даже воскрешать мертвых. Приведем выдержки из типичного рассказа об одном из «выдающихся чудес» Саи Бабы:
В первый день Рождества, рано поутру, среди приверженцев Саи разнесся слух, что у одного пожилого американца случился тяжелый инфаркт... Эльси Коуэн подтвердила, что муж ее умер. Она молилась Сатья-Саи, прося его помощи, но сохраняла полное самообладание и, памятуя о нашей смертной природе, закончила свою молитву словами: «Господи, да свершится воля Твоя».
Карета скорой помощи перевезла тело Вальтера в больницу. Когда <...> Элси и ее приятельница... пришли в больницу, они узнали, что до их прихода в больнице побывал Сатья-Саи. К своему удивлению, они нашли Вальтера живым. <...> Д-р Рао свидетельствует, что он осмотрел Вальтера вскоре после прибытия кареты скорой помощи и, не обнаружив каких-либо признаков жизни, констатировал смерть и заложил ему уши и нос ватой. <...> В тот же день, несколькими часами позже, Сатья-Саи сообщил своим последователям и ученикам, что он действительно возвратил Вальтера к жизни569.
Пророчества, воскрешение мертвого в Рождество по смиренной молитве вдовы, а также требование веры и загробный суд — все эти евангельские аллюзии рассчитаны на «религиозных туристов» из стран Запада, составляющих значительную часть поклонников Саи Бабы. Да и они сами склонны воспринимать Саи через призму христианства. Впрочем, и среди индуистов распространено народное почитание Саи Бабы. Если он не отвергает индуизм ни на бытовом, ни на теоретическом уровне, жертвует на храмы и к тому же творит чудеса, почему бы не воздать ему поклонение как богу? Богов много, аватар тоже хватает — кто его разберет?
«Фирменное чудо» Саи Бабы — это «материализация» из воздуха различных мелких предметов от «священного пепла» (вибхути) и сладостей до массивных золотых лингамов, которые он будто бы рожает через рот, и золотых часов, на которых проставлен заводской номер и указана страна производитель. «Благословленные» или «материализованные» Саи Бабой всевозможные мелкие предметы (чаще всего — различные ювелирные изделия и бижутерия) предназначаются для «исцеления и благословения» поклонников. Существуют даже фильмы, запечатлевшие «материализацию» и «исцеления», так же как и фильмы, их разоблачающие.
Технология производства Саи Бабой «чудес» хорошо известна и подробно описана. По сути дела, речь идет о простых фокусах, помноженных на суеверие и возбужденное воображение публики. Например, «священный пепел» заранее изготавливается из сожженного сухого коровьего навоза с примесью сандалового дерева и скатывается в небольшого размера шарики или таблетки. Этими шариками Саи Баба незаметно манипулирует во время представлений, зажимая их между пальцами. Он перекладывает их из одной руки в другую, например, когда принимает записки от преданных, и затем в нужный момент растирает. Подобным образом Саи Баба фабрикует «чудо» рождения лингама (символа Шивы), которое он раньше демонстрировал каждый год на больших собраниях сектантов. Многие его поклонники рыдали от сострадания, видя, как их кумир мучительно пытается отрыгнуть внушительных размеров яйцевидный лингам. На самом деле лингам заранее вкладывался в платок, на который он будто бы выпадал изо рта Саи Бабы. Часы и украшения передаются Саи Бабе помощниками, прячутся в складках одежды или извлекаются им из-под подушки кресла. Не существует ни одного достоверно зафиксированного случая исцеления Саи Бабой больных: большинство под тем или иным предлогом получают отказ, состояние других вновь ухудшается после краткого периода улучшения. Рассказы о многих чудесах «аватара» вообще являются полностью вымышленными570.
Распространение движения поклонников Саи Бабы на Западе началось с лекций о нем, прочитанных в Калифорнийском университете в Сайта Барбаре в 1967 г. Фильмы о Саи Бабе завезла в США Индра Дэви, в действительности Евгения Петерсон, танцовщица кабаре, эмигрировавшая в 20-е годы из России. Она долго жила на Востоке, в том числе в Индии. В 1947 г. она открыла в Голливуде первые на Западе курсы хатха-йоги (конечно, в редуцированном варианте). В 60-70 годах ее школа йоги на ранчо на севере Мексики, недалеко от границы с Соединенными Штатами, была одной из самых популярных в Америке. Сейчас 90-летняя «первая леди йоги» живет в Буэнос-Айресе. Будучи горячей почитательницей Саи Бабы, она утверждает, «что всякий, кто хотел бы самолично испытать эффект присутствия Христа, Будды или Кришны, должен поехать к Сатья-Саи, потому что он — их перевоплощение»571. Дополнительную рекламу Саи Бабе сделал Джон Леннон, посетивший его наряду с другими неогуру.
К концу 70-х годов сеть центров последователей Саи Бабы покрыла Северную Америку и Западную Европу. Было выпущено несколько наименований книг, написанных им и его поклонниками; его выступления и беседы распространяются на видеокассетах и через Интернет. С культом Саи Бабы «связаны десятки различных организаций — больницы, школы, гостиницы, художественные студии — в разных городах и регионах Индии, а также во многих странах мира»572. Саи Баба практически безвыездно живет в своем ашраме близ Бангалора, который и является штаб-квартирой всего движения. Здесь, в Путтапарти, посреди бедных деревенских строений, Саи Баба на деньги своих почитателей выстроил храмовый комплекс, роскошное здание Духовного колледжа, современную больницу, несколько многоэтажных отелей, музей мировых религий, планетарий и даже небольшой аэропорт. Потолок мандира (храма) сейчас покрыт золотым листом. У Саи несколько самых современных и дорогих автомобилей. Своих поклонников Баба уверяет, что ест только чапати (лепёшки) и рис, а пьёт только горячую воду. На самом деле он пьёт и чай, и кофе, а его вечерняя трапеза состоит из шести-восьми разных блюд573.
В комнатах общежития ашрама живут за небольшую плату по три-четыре человека (женщины и мужчины раздельно). После отбоя в 9 часов вечера выходить из комнат настоятельно не рекомендуется574.
Приведем описание посещения ашрама Саи Бабы, сделанное журналистом приложения к газете «Аргументы и факты» и хорошо иллюстрирующее процесс «промывки мозгов» паломникам. Саи Баба — одно из последних увлечений «рок-гуру Бориса Гребенщикова. Уже не раз он совершал паломничества в Бангалор и в одно из них захватил с собой корреспондента бульварного издания. Беседуя с ним в самолете, Гребенщиков сформулировал что-то вроде «Credo» саибабитов: «По собственному опыту я знаю, что он [Саи Баба] всеведущ и вездесущ... Баба — что-то вроде Бога»575. Итак, встреча с «живым богом» в ашраме:
На второй день пребывания в Ашраме нам предстояло принять участие в сеансе непосредственного общения Саи Бабы с паломниками. Проходят они два раза в день и называются «даршн»576. Первый начинается в семь утра, но старожилы порекомендовали отправиться к храму часам к четырем. Чтобы оказаться в первых рядах, поближе к живому божеству, очередь лучше занять заранее.
И вот — утро. Его тишину нарушают только петухи и доносящиеся из-за ворот Ашрама звуки индийского барабана — каку нас, когда по Арбату шествуют кришнаиты. <...> Темно. Как-то по-особому торжественно и слегка потусторонне. Ашрам овски и храм, освещенный прожекторами, нависает над округой подобно замку сказочного киплинговского махараджи. <…> Мужчины в белых балахонах и женщины в сари с ковриками под мышками молча стекаются к главному ритуальному месту Ашрама Мандиру. Это нечто вроде <...> огромной крытой «танцплощадки». Со всех сторон она огорожена забором, внутри — колонны и скульптурные изображения слонов. Строгие молчаливые служители жестами показывают, где размещаться. При входе а Мандир установлен металлоискатель — когда я прохожу в него, он <...> пищит, намекая на припрятанный диктофон. Приходится нести его в расположённую поблизости камеру хранения. <...>
Людей в Мандире усаживают в шеренги в соответствии с расчерченными на отполированном гранитном полу коридорами. По этим коридорам и будет ходить Баба. Можно сидеть на коврике по-турецки, можно стоять на коленях — кому как удобнее. Громко разговаривать не положено. Все время звучит духовная индийская музыка; нервы, надо сказать, изрядно напряжены — ожидаешь словно второго пришествия... Ощущения реальности происходящего нет абсолютно — больше похоже на приключенческий фильм а-ля «Индиана Джонс». Мои соседи — несколько французов, два пожилых индуса и колоритный могучий негр — тоже заметно нервничают.
Ждем. До начала еще почти час, и тянется он невообразимо долго. Один из соседей-индусов все время засыпает, роняя голову на грудь. Огромная площадка Мандира заполняется почти полностью. Наконец, без пяти семь происходит какое-то волнение, по рядам проносится легкий шепоток, и я скорее чувствую, чем вижу, что ОН вышел...
Разумеется, вашего корреспондента неоднократно инструктировали, как вести себя во время «даршн», чтобы получить в итоге реальную помощь от Саи Бабы.
«Разговаривай с ним мысленно! — учили меня. — Говори, проси, настрой себя только на него!» Но что значит «настрой»? Я смотрю на Бабу не отрываясь; мне, разумеется, как и любому смертному, есть что у него попросить, но ничего почему-то толком не формулируется, кроме одного: хоть как-нибудь докажи, что ты Бог! Сделай мне знак, заметь меня! Пошли мне какую-нибудь мысль, обратись только ко мне! Напряженно вслушиваюсь в себя, жду какого-то сигнала, откровения — ничего. Он просто ходит — медленно, плавно, собирает письма с прошениями, которые отчаянно тянут ему со всех сторон. Иногда задерживается возле кого-то, перебрасывается парой слов. Почти все время лукаво улыбается... Сидящие в первом ряду норовят обнять его ноги, а некоторые бросаются их целовать — в Индии это знак высочайшего почитания и уважения. Я вдруг замечаю, что тоже впадаю в эту эйфорию и, несмотря на атеизм и вполне европейское воспитание, готов последовать их примеру. Впрочем, быстро беру себя в руки и продолжаю «ловить знаки божественного внимания». Увы, по-прежнему ничего не чувствую, кроме нарастающего разочарования...
Так проходят десять минут, и Баба величественно удаляется внутрь храма, зазвав несколько счастливцев на так называемое интервью — общение тет-а-тет. (Это уж самая высшая милость, несбыточная мечта верующих и... давнее желание Гребенщикова, еще ни разу туда не попадавшего.) Даршн закончен, все расходятся. Увы, контакта с Бабой пока не вышло. Что ж — подождем...
И на второй, и на третий, и на четвертый день визита в Путтапарти я вместо просьб о прибавке жалованья и т.п. упрашивал Саи Бабу продемонстрировать свою божественную сущность. Тщетно. А ведь меня уверяли, что на территории Ашрама исполняются ВСЕ желания. Пришлось обратиться за разъяснениями к Гребенщикову577.
Гребенщиков, конечно, разъяснил:
Если он божественный, то ему незачем тебе какие-то знаки подавать; он другими вещами занимается. <...> То, что ты не получаешь никаких доказательств, — твоя проблема, а не его578.
Еще небольшой отрывок из диалога корреспондента с Гребенщиковым:
— Некоторые люди на территории Ашрама говорили мне, что получают тут какую-то энергию. Мне кажется, что из меня она, наоборот, исходит. А как чувствуете себя вы?
Как в пионерлагере! Здесь, собственно, и есть пионерлагерь. Люди ходят босиком, все в белом, по вечерам поют песни у костра. Такая смесь пионерлагеря с психлечебницей.
Журналист лично убедился в правоте этого определения, побеседовав
... с импозантным русским дедушкой, который немедленно сообщил по секрету, что вчера видел, как мимо его спального корпуса... пролетел ангел.
А еще я тут намедни общался с реинкарнированным Сталиным! (То есть человеком, который был Сталиным в прошлой жизни. — прим. корр.) Может, и врет, конечно, но непохоже — глаза такие же жуткие, как у Иосифа Виссарионовича. Их, тиранов, вообще почему-то сюда тянет. Вот сейчас тут и Наполеон, и Цезарь, и Александр Македонский как-то заглядывал... Все хотят к Бабе на интервью попасть. Попал только Гитлер. О чем они говорили, никто не знает, но человек этот вскоре после возвращения из Индии застрелился! А еще ходят слухи, что нынче тут Борис Гребенщиков обретается. Знаешь, я думаю, что он не кто иной, как реинкарнированный Пушкин!579
В ашраме «разговоры ... почти исключительно — о Бабе. «Баба что-то хмур сегодня, даршн короткий был», «а мне Баба ночью являлся», «меня тут поселили с какими-то неграми чахоточными — значит, так Баба распорядился. Карму чистить...» — и тому подобное».
Тут же постоянные рассказы о «чудесах» Саи Бабы. Конечно, в такой обстановке наш корреспондет все же «получил доказательства» божественности маленького толстячка с негритянской шевелюрой а-ля «Бонни М», который носит свободные, скрывающие его божественный животик, оранжевые одеяния и показывает фокусы слабонервным простакам. Загадал корреспондент вечером, чтобы упала звезда, и она, представьте себе, таки упала, «не прошло и пяти секунд». Чем не доказательство всемогущества Саи Бабы?
- Александр Леонидович Дворкин
- Сектоведение. Тоталитарные секты.
- Опыт систематического исследования
- Издание 3-е, переработанное и дополненное
- Содержание
- Глава 1. Вступление. Религия, которая убивает 18
- Глава 2. Тоталитарные секты: общие понятия. Часть 1 31
- Глава 3. Тоталитарные секты: общие понятия. Часть 2 46
- Глава 4. «Церковь Иисуса Христа святых последних дней» (мормоны) 66
- Глава 5. «Общество Сторожевой башни». «Свидетели Иеговы» 105
- Глава 6. Сайентология 134
- Глава 7. «Движение объединения» Сан Мен Муна 163
- Глава 8. Современный индуизм и гуруистские секты 191
- Глава 9. «Общество сознания Кришны» 218
- Глава 10. «Трансцендентальная медитация» (тм) 249
- Глава 12. «Семья» («Дети Бога») 334
- Глава 13. «Церковь Христа» 346
- Глава 14. «Всемирная церковь Бога» 364
- Глава 15. «Поместная (Местная) церковь» Уитнесса Ли 374
- Глава 16. «Движение веры» — Неопятидесятники 390
- Глава 17. «Богородичный центр» — «Православная Церковь Божией Матери Державная» 418
- Глава 18. «Белое братство» 443
- Глава 19. Секта Виссариона — «Община единой веры» — «Церковь последнего завета» 449
- Глава 20. Порфирий Иванов и секта «ивановцев» 467
- Глава 21. Движение «Нью эйдж» 491
- Предисловие
- Предисловие автора к третьему изданию
- Предисловие автора ко второму изданию
- Благодарности
- Библиографическая справка
- Глава 1. Вступление. Религия, которая убивает
- Глава 2, а также Глава з. Тоталитарные секты: общие понятия. Части 1, 2
- Глава 4. «Церковь Иисуса Христа святых последних дней» (мормоны)
- Глава 5. «Общество Сторожевой башни» — «Свидетели Иеговы»
- Глава 6. Сайентология
- Глава 7. «Движение объединения» Сан Мен Муна
- Глава 8. Современный индуизм и гуруистские секты
- Глава 9. «Общество сознания Кришны»
- Глава 10. «Трансцендентальная медитация» (тм)
- Глава 12. «Семья» («Дети Бога»)
- Глава 13. «Церковь Христа»
- Глава 14. «Всемирная церковь Бога»
- Глава 15. «Поместная (Местная) церковь» Уитнесса Ли
- Раздел первый. Введение в сектоведение Глава 1. Вступление. Религия, которая убивает
- 1. «Народный храм»
- 2. «Ветвь Давида»
- 3. «Храм солнца»
- 4. «Аум Синрикё»
- 5. «Небесные врата»
- 6. «Движение за возрождение десяти заповедей Бога»3
- 7. Причины и перспективы сектантского насилия
- Глава 2. Тоталитарные секты: общие понятия. Часть 1
- 1. Постановка проблемы и определение терминов
- 2. Обзор литературы
- 3. Обман при вербовке
- 4. Уровни членства в сектах
- 5. Сектантский «новояз»
- 6. Истоки и происхождение тоталитарных сект
- 7. Коммерческие культы
- Глава 3. Тоталитарные секты: общие понятия. Часть 2
- 1. Признаки и характерные черты тоталитарных сект
- 2. Гуруизм, организация, метод, «эзотерический разрыв»
- 1) Наличие гуру (лидера); «гуруизм».
- 2) Организация.
- 3) Метод.
- 4) «Эзотерический разрыв».
- 3. Внутригрупповые ценности
- 4. Что такое промывание мозгов и контролирование сознания, и как с этим бороться
- 5. Методы вербовки
- 6. Методы контролирования сознания
- 7. Диктат системы
- 8. Личность основателя секты
- 9. Попытки классификации
- Раздел второй. Секты-долгожители Глава 4. «Церковь Иисуса Христа святых последних дней» (мормоны)
- 1. Мормоны — не протестанты, а языческая секта
- 2. С ранних лет Джозеф Смит занимался оккультизмом, за что и был в зрелом возрасте изгнан из методистской церкви
- 3. Читать «Книгу Мормона очень скучно: Марк Твен назвал ее «хлороформом», а не книгой
- 4. «Мормонская библия — всего лишь бесталанный вымысел, состряпанный по образцу Ветхого Завета и дополненный скучным пересказом Евангелия»
- 5. Во время одного из скандалов толпа вымазала Смита смолой, обваляла в перьях и протащила по всему городу
- 6. Всего на папирусе начертано 46 иероглифов, из них Смиту удалось выжать 1125 английских слов, в том числе 65 личных имен
- 7. В тюрьму ворвалась толпа, и Смит вместе с братом были застрелены, причем в перестрелке Смит ранил трех человек
- 8. Хотя у каждого мормона только по одной официальной жене, но фактически они остаются многоженцами.
- 9. Церковью мормонов руководят пророк, «Совет двенадцати апостолов» со своим президентом и «Кворум Семидесяти»
- 10. Божественные откровения в «Учении и заветах» подверглись значительной правке
- 11. По учению мормонов, у Элогима есть гарем, от которого он рождает духовных сущностей. Первых двух звали Люцифер и Иисус
- 12. Низший круг ада уготован для мормонов, отрекшихся от своей веры
- 13. Мормоны выписывают имена мертвых и брачуются с ними, чтобы после смерти все мертвые женщины составили их гарем
- 14. В последнее время участились задержания мормонских миссионеров на территории российских закрытых военных баз
- Приложение. Заявление Смитсоновского института относительно «Книги Мормона». Лето 1979 г.
- Глава 5. «Общество Сторожевой башни». «Свидетели Иеговы»
- 1. Из всех тоталитарных сект, действующих на территории нашей страны, секта «Свидетелей Иеговы» более всего напоминает компартию
- 2. «Бог же духовенства – это… древнее языческое божество, поросшее многовековым беззаконием, это Ваал, это сам Дьявол»
- 3. Перед нами система, которая может быть охарактеризована, прежде всего, как грубо языческая
- 4. Адвентизм и американский популизм конца XIX в.
- 5. История возникновения иеговизма и последующая борьба за власть в секте
- 6. «Свидетели Иеговы» — одна из самых многочисленных современных тоталитарных сект
- 7. Сектанты считают, что Иегову интересует организация, а не отдельные лица: личных молитв бог иеговистов не принимает
- 8. Рядовые иеговисты вновь слепо последовали за своими вождями, даже не заметив подлога
- 9. Членство в секте заканчивается весьма плачевно для многих иеговистов
- Раздел третий. Поствоенная эклектика: сайентология и мунизм Глава 6. Сайентология215
- 1. Если присмотреться, то увидишь стальные немигающие глаза
- 2. «Если сотрудник сачкует и не выдает на-гора, ему вломят за каждый чих»
- 3. Если хочешь разбогатеть, нужно основать собственную религию, решил Хаббард
- 4. Большую часть своих трудов Хаббард, по словам его сына, писал в состоянии наркотического опьянения
- 5. Если можно заставить пепельницу садиться и вставать, то поверишь, что заставишь любого человека сделать, что угодно
- 6. Хаббард объявляет себя антихристом и говорит, что приход сайентологии к власти воспрепятствует второму пришествию Христа
- 7. Судами многих государств Хаббард был признан преступником, а в ряде стран был объявлен персоной нон-грата
- 8. Сайентологи проникали в цру, фбр, Налоговое управление, Интерпол, выкрадывали секретные документы и совершали подлоги
- 9. Медицинская практика сайентологов строится на их вопиющем невежестве
- 10. Несомненно, всякий, кто поступает в сайентологию, по существу отдает себя в руки демонических сил
- 11. Экземпляры «Дианетики» были разосланы всем депутатам Верховного Совета
- 12. Завод «Мовен» потерял миллионы долларов, а его директора, убежденного сайентолога, застрелили в собственном кабинете
- 13. В десятидневный срок сайентологи получили разрешение замминистра здравоохранения Агапова на внедрение своей программы в России
- 14. Прослезившись, сайентолог сказал, что у нас замечательная страна: ни в одной стране им не позволяли работать с детьми, а у нас позволили
- 15. Специалисты уверенно говорят об особой договоренности о взаимопомощи между сайентологией и разведслужбами сша
- 16. Сайентология — это не просто зло, это Зло с большой буквы
- Глава 7. «Движение объединения» Сан Мен Муна266
- 1. Русские юноши и девушки клянутся в верности «истинным родителям» Муну с женой и «истинному отечеству» Корее
- 2. Это спиритическое, или шаманистическое движение, которое направлено на очищение человеческой расы под руководством семьи Мунов
- 3. Главные вербовочные усилия мунитов направлены на молодежь
- 4. Любой мунит скажет, что брак «Истинного Отца» с «Истинной Матерью» превосходит искупительное значение Голгофской жертвы Христа
- 5. По откровениям спиритов, сын Муна, погибнув, открыл двери в высший рай для духов и для Христа
- 7. Недавно Мун сообщил, что нашел на земле невесту для Христа, Который явился ему из мира духов и униженно за нее благодарил
- 8. Чтобы кровно породниться с Муном, юноши и девушки пьют коктейль, в котором содержится кровь Муна и его жены
- 9. Поучению мунитов, Христос теперь прислуживает сыну Муна
- 10. В Великую Пятницу, 13 апреля 1990 года, Горбачев пригласил Муна в Успенский собор Кремля
- 11. Мунизм не имеет ничего общего с христианством, Православная Церковь не может поддерживать с ним никаких отношений
- 12. Зигмунд Фрейд просто рыдал бы от счастья при виде пациента с таким фекально-генитальным психозом
- 13. Всякий, соблазнившийся бесплатным мунитским лакомством, принимал в себя элементы физиологических отправлений четы Мунов
- 14. Даже после смерти «Истинного Отца» секта, по всей видимости, продолжит свое существование
- Глава 8. Современный индуизм и гуруистские секты330
- 1. Эволюция индуизма, его институты и направления
- 2. От ортодоксальных брахманов до тайных тантрических сект
- 3. Критерии принадлежности к традиционному индуизму
- 4. Неоиндуизм
- 5. «Миссия Рамакришны»
- 6. «Интегральная йога» Шри Ауробиндо
- 7. Йога на Западе. «Братство самоосознания» Йогананды
- 8. Неоиндуистский коммунализм
- 9. Гуру-фундаменталисты и «бизнес-гуру»
- 10. Индуизм как он есть
- Глава 9. «Общество сознания Кришны»402
- 1. Между Индией наших кришнаитов и реальной Индией такая же разница, как между порошком «Зуко» и соком живого плода
- 2. История появления кришнаитов в ссср в 1971 году весьма подозрительна
- 3. Кришнаиты разработали множество тактик вымогания денег
- 4. В «гурукулах» царила страшная эксплуатация, жесточайшие наказания, сексуальное насилие над детьми
- 5. Идолов будят, им чистят зубы, их одевают, их умывают — омывают смесью из молока, розовой воды и коровьей мочи
- 7. «Кришна напустил на землю шестимесячную ночь и занимался в течение ее любовью со ста женщинами, причем их мужья этого не заметили»
- 8. Главное служение Кришне — сохранять верность гуру
- 9. Признаки экстатической любви к Кришне: катание по земле, громкие крики, зевота, слюноотделение, бешеный хохот, тяжелое дыхание, отрыжка...
- 10. Необходимо отказаться от всего: от своей собственности, от своего тела
- 11. Сами традиционные индусы относятся к кришнаитам достаточно настороженно
- 12. Кришнаиты действуют во всех крупных городах России и очень активно лоббируют свои интересы в структурах власти
- 13. Очевидно, что моск — жесткая группа для захвата власти
- 14. Всеми делами среди санкт-петербургских поклонников Кришны заправляет мафия
- Приложение454. Кришнаиты, не входящие в моск
- Глава 10. «Трансцендентальная медитация» (тм)
- 1. Человек, сам не ведая того и даже, может быть, являясь христианином, приносит жертву идолам
- 2. Трансцендентальная медитация понравилась многим, ибо предъявляла мало требований, но обещала большой эффект
- 3. Бывшие «медитаторы» рассказывали, что во время упражнений переживали страшные бесовские видения
- 4. Преподавание трансцендентальной медитации в американских школах было запрещено
- 5. Если человек забывает свое собственное имя, это считается в секте не более чем забавным эпизодом
- 6. То, что движение Махариши делает в России, это самый настоящий геноцид
- Культ Шри Чинмоя
- 1. «Бегущий гуру»
- 2. Шри Чинмой приписывает себе богоподобные способности и качества
- 3. Секта Шри Чинмоя в России
- «Брахма Кумарис»
- 1. Псевдоиндуистский монашеский орден
- 2. Мир как спектакль, бессмысленный и бесконечный
- 3. «Раджа-йога» Брахмы
- 4. «Моя цель — стать божеством»
- 5. В «Брахма Кумарис» получают иллюзию активной общественной жизни и решения своих внутренних проблем
- Культ Сатьи Саи Бабы
- 1. Технология производства Саи Бабой «чудес» хорошо известна и подробно описана
- 2. Тот, кого почитали как бога, оказался извращенцем и мошенником
- 3. Международная организация Саи Бабы
- Культ Бхагавана Шри Раджниша (Ошо)
- 1. «Люби себя и делай, что хочешь»
- 2. «Медитация — это состояние «не-ума»»
- 3. Коммуна в Пуне
- 5. «Население необходимо сократить»
- 6. Ошо умер, по всей видимости, от спиДа
- «Сахаджа-йога»
- 1. Нирмала утверждает, что она под видом змеи-кундалини дала «гнозис» Еве в раю
- 2. «Будешь много думать, получишь болезни печени и диабет»
- 3. «Не используйте свой ум для критики... Надо не критиковать, а одобрять»
- 4. Некоторые из получивших стадионную «реализацию» были вынуждены после этого пройти курс лечения в психиатрической больнице
- «Ананда марга»
- 1. «Ананда марга» — это закрытая тайная организация, устроенная по военному образцу
- 2. «Мойте руки и ноги перед едой»
- 3. Ам представляет собой соединение самого мрачного неотантризма и варианта «третьего пути» — национал-социализма «по-индусски»
- 4. Наиболее громким преступлением ам стало убийство 6 монахов-отступников
- 5. В России, как и в других странах, ам действовала через благотворительность, используя гуманитарную помощь как отмычку к сердцам чиновников
- Псевдотантристы: «Ашрам Шамбалы», а. Лапин и другие
- 1. Наиболее одиозным псевдотантрическим гуру отечественного происхождения следует считать Константина Руднева
- 2. «От гнева Шивы вас спасет гуру, но от гнева гуру вас не спасет и Сам Шива»
- Прочие псевдоиндуистские секты (краткий обзор) «Духовное Братство «Ананда»»
- «Дхарма Кальки»
- Зно («Healthy — Happy — Holy Organization») — «Организация здоровья, счастья и святости»
- «Радхасоами Сатсангх»
- Раздел пятый. Псевдобиблейские (псевдоевангельские) секты Глава 12. «Семья» («Дети Бога»)
- 1. Эта группа — классический пример того, как лидер может извращать христианское Писание и как это приводит к извращению нравственных ценностей и жизни вообще
- 2. Деньги шли на нужды верхушки, в то время как подавляющее большинство членов секты жило в абсолютной бедности
- 3. Основатель секты занимался оккультизмом и впал в половую распущенность
- 4. Берг поставил ультиматум избранным, чтобы они делились своими мужьями и женами
- 5. Кодекс поведения секты предписывал «вступление в революционную организацию, которая должна разрушить все до основания, а затем построить все новое»
- 6. В секте началась сексуальная эксплуатация детей с младенческого возраста
- 7. В книге Берга содержатся инструкции совершенно непристойные, с нецензурными словами для детей начиная с 10-летнего возраста
- 8. В Троицу Берг не верит, так как этого слова в Библии не найти
- 9. Возглавившая секту Мария заявляет, что дух Берга регулярно является ей и через нее руководит движением
- 10. История Джоанны
- Глава 13. «Церковь Христа»
- 1. Все решения, которые принимают члены секты, находятся под постоянным наблюдением и контролем «наставников»
- 2. История «Движения наставничества»
- 3. В каждой секте есть модель восхождения, поэтому люди становятся беззаветно преданными секте, так как она дала им все
- 4. Цх запрещено работать в ряде университетских городков в Англии и в Америке
- 5. Главное в «догматика», в жизни и деятельности цх, да и во всем существовании секты — это учение о повиновении
- 6. Среди членов цх велик процент нервных срывов, психических расстройств, попыток суицида
- 7. Большинство наставников секты не имеет высшего гуманитарного образования
- 8. Никакого организационного противодействия со стороны православных во время миссионерских акций цх в Одессе не последовало
- 9. Многие из тех, кто ушел из цх, вынесли оттуда идею, что больше нигде нельзя спастись, махнули рукой на свое спасение и пустились во все тяжкие
- 10. Подготовка к крещению в цх
- 11. Стандартная мечта всех членов цх – чтобы цх были сначала во всех крупных городах, а потом во всех остальных
- 12. Цх считает, что все православные чудотворцы творили свои чудеса силою князя бесовского
- Глава 14. «Всемирная церковь Бога»
- 1. Канадский пастор «Церкви Бога» заявил, что православные — не христиане
- 2. Основатель секты поместил себя в одну компанию с апостолом Павлом и Педро Вальдесом
- 3. Члены секты выкладывают на нужды верхушки как минимум 30% своего дохода, а то и больше
- 4. Первородный грех Адама, по мысли Армстронга, был в том, что он отказался соблюдать субботу и стал соблюдать воскресенье
- 5. Христианство, по Армстронгу, — вавилонская мистериальная религия, которую изобрел симон Волхв
- 6. Армстронг утверждал, что Бог — это не имя, а что-то вроде Фамилии для двух индивидуальных Личностей: Отца и Сына
- 7. Армстронг считает, что сатана до такой степени обманул людей, что некоторые даже поклоняются Христу
- 8. Расколы и разделения в секте после смерти Армстронга
- Глава 15. «Поместная (Местная) церковь» Уитнесса Ли893
- 1. На стадии вербовки новых членов цх и «Поместная церковь» похожи друг на друга
- 2. Основатель секты со временем отошел от религиозной деятельности и занялся бизнесом, который стал приносить солидный доход
- 3. На всех членов секты были заведены личные дела
- 4. Люди боятся уходить из секты, так как их постоянно запугивают ужасами, которые якобы постигают отпавших
- 5. По мнению Ли, христианство — это великий Вавилон
- 6. Чтобы войти в экстаз, сектанты начинают раскачиваться, вопить, махать руками, дергать ногами… это называется «молитвочтением»
- 7. Чтобы «работать духом», нужно прекратить думать и начать «сходить с ума»
- 8. По сравнению с китайским ересиархом модалист Савеллий показался бы просто столпом православия
- 9. Описывая свое понимание дальнейшего развития домостроительства Божия, Ли переходит всякие пределы кощунства
- Глава 16. «Движение веры» — Неопятидесятники
- 1. «Бог, дай нам Россию!»
- 2. Глоссолалия
- 3. Три волны пятидесятничества939
- 4. История пятидесятничества в России943
- 5. Назвать «Движение веры» христианским нельзя
- 6. Путешествие в ад — отличительная характеристика лидеров «Движения веры»
- 7. Идеологи неопятидесятничества считают, что Иисус дилегировал всю Свою власть христианам и теперь Сам зависит от них
- 8. Сектанты богохульно называют Бога «величайшим неудачником всех времен»
- 9. «Очисти полностью голову от своих собственных мыслей и наполни ее словом Божиим! а затем провозгласи это слово, и случится чудо!»
- 10. Йонги Чо утверждает, что Святой Дух подобен наседке, высиживающей цыплят
- 11. Основной принцип молитвы в секте: «Назови — потребуй — получай!»
- 12. Сектанты считают, что, когда Святой Дух прорывается через человека, тот катается по полу, вопит в беспокойстве, визжа, как свинья, которую режут
- 13. Человек не имеет права исповедоваться в своих грехах, иначе он навсегда останется грешником
- 14. Теология процветания отрицает Крест Христов, без которого их христианство теряет всякий смысл и делается кощунственной пародией
- Раздел шестой. Секты отечественного происхождения (постсоветская эклектика) Глава 17. «Богородичный центр» — «Православная Церковь Божией Матери Державная»
- 1. Первый вопрос, который обычно задают непредвзятые читатели произведений Береславского: сумасшедший ли автор или он просто симулирует?
- 2. По утверждению Береславского, настало время для рождения «неохристианства»
- 3. Береславский пишет, что матери — родовые упыри — сосут энергию у своих детей, насилуют их физически и духовно
- 4. На высшее звено секты аскетические требования не распространяются — ее руководители едят и спят вволю и ведут семейную жизнь
- 5. До тех пор, пока в секте существует неограниченная власть, она не меняется и не может измениться
- Глава 18. «Белое братство»1137
- 1. В советское время Кривоногов исполнял различные заказы для кгб
- 2. «Злой мир погибнет в языках пламени, а «Белое братство» возродится для новой жизни»
- 3. Впечатление такое, что это был некий эксперимент, авторы которого хотели посмотреть, насколько можно заставить людей впасть в массовый психоз
- Глава 19. Секта Виссариона — «Община единой веры» — «Церковь последнего завета»
- 1. Знание греческого языка, согласно Торопу, — дело дурное
- 2. В своих изданиях сектанты пишут, что якобы имеют благословение Русской Православной Церкви, но это ложь
- 4. От членов секты требуется продать всю собственность, отдать деньги и все, что у них есть, и никогда более не вспоминать об этом
- 5. Даже в выборе пищи Виссарион не оставляет своим последователям никакой свободы
- 6. «Не осуждайте тех, кто добровольно ушел из жизни»
- Глава 20. Порфирий Иванов и секта «ивановцев»
- 1. «Унего мысел не такая как унас свами»
- 2. «Учитель Иванов соединил историю Бога среди людей и бытие Человека в живой природе»
- 3. «По целым ночам я не спал и все думал, как попасть вожаком в историю, чтоб моим именем назвали будущее новое село»
- 4. «Гитлер потерял надежду на завоевание он выдохся: у него от Моей мысли не было порядка в голове»
- 5. «Если заболеет человек чем-нибудь в жизни не чем не спасешься, кроме как лишь Его [Иванова] учением. Кто Его не признает, тот спасения нигде не получит»
- 6. «Вот-вот грянет гром, ударит молния она укажет Хозяина одного всей Природы, перед Кем будут отчитываться как нарушители закона»
- 7. «Учителево тело есть красота из красот. Оно пахнет ароматом, оно освещенное. Я со Своим запахом всем был в этом нужен»
- 8. «Я Победител природы Учител народа и Бог земли. Бог отец Бог сын и Дух святой»
- Раздел седьмой. Культы «Новой эры» Глава 21. Движение «Нью эйдж»
- 1. Старые идеи новой религии
- 2. «Тайное знание» для всех
- 3. Корни «Нью эйдж»: спиритизм, теософия, наркокультура
- 4. Эзотерическая педагогика и оккультный словарь
- 5. Ченнелинг; культы Рамты и Лазариса
- 6. Внутренние голоса и психометодики по раскрытию «внутреннего я»; визуализация
- 7. «Братство фиолетового пламени»
- 8. Реинкарнация реинкарнации1363
- 9. Кристаллы, драгоценные камни, пирамидология, ньюэйджевская музыка и др.
- 10. Ширли МакЛейн и «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»
- 11. Майтрейя-Антихрист и наступление нового мирового порядка
- 12. Пантеизм и монизм; обоснование безнравственности
- 13. Псевдохристианство — «Евангелие эры Водолея»
- 14. Неоязычество, ведьмовство («викка») и шаманизм
- 15. Люциферианство и сатанизм
- 16. Астрология и уфология
- 17. Холизм, аюрведическая медицина и рейки
- 18. Характерные черты «Нью эйдж»
- 19. «Страна победившего оккультизма»
- 20. Культ «Анастасии»1403
- 21. «Радастея» Дуси Марченко1411
- 22. Неоязычество в России; нативистские секты
- 23. Круг замкнулся
- Приложения Приложение 1. Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «о псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме» (декабрь 1994 г.)
- Приложение 2. Выдержки из Определения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «Об отдельных вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Церкви» (февраль 1997 г.)
- Приложение 3. Итоговое заявление Православной сибирской международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты в Сибири», прошедшей 10-13 января 1999 года в г. Белокурихе Алтайского края
- Приложение 4. Итоговый документ Международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты — угроза XXI века», проходившей в Нижнем Новгороде 23-25 апреля 2001 г.