logo
Александр Леонидович Дворкин

2. История «Движения наставничества»

Прежде чем приступить к рассказу о ЦХ, необходимо сказать несколько слов о возникновении и истории так называемого «Движения наставничества» (Disciplership или Sheperding)839. Большинство исследователей склоняется к мнению, что оно началось в середине шестидесятых годов в США.

Начало наставничеству было положено лидерами отколовшегося от пятидесятничества «Движения позднего дождя», заявившими, что подлинное управление Церковью должно основываться на «пятиступенчатом служении». Имелась в виду фраза апостола Павла в Эф. 4:11-13, в которой говорится об апостолах, про роках, евангелистах, пастырях и учителях. Утверждалось, что конечной целью этих служений было объединение всех верующих и обретение божественной природы. Учение о пятиступенчатом служении включало в себя идею, что на земле находятся живые апостолы, которые должны править церковью и, в конечном итоге, миром.

В 1966 г. бывший коммунист Дуглас Хайд написал ставшую весьма популярной книгу «Посвящение и лидерство: чему можно научится у коммунистов». На ее страницах он призвал христиан заимствовать у коммунистов их ячеечную структуру и методы вербовки, воодушевления и подготовки новых членов. Некоторые из лидеров «Движения наставничества» восприняли книгу Хайда как руководство к действию и учебник. Так движение с самого начала оказалось отравленным ядом коммунистических идей.

Далее идеи наставничества были разработаны после 1972 г. лидерами одной из ранних харизматических общин под названием «Слово жизни» в городе Анн-Арбор, штат Мичиган. Эти люди создали заседающий втайне «Генеральный совет», который с 1974 г. по начало 80-х гг. был главным мозговым и управленческим центром «Движения наставничества». Совет собирал национальные пастырские конференции, контролировал основные харизматические публикации и даже небезуспешно пытался влиять на Римо-Католическую церковь.

В 1975 г. была опубликована еще одна популярная в «Движении наставничества» книга — «Призыв кученичеству» аргентинца Хуана Карлоса Ортиса. При помощи этой книги данный тип наставничества широко распространился в харизматическом движении.

Причины, породившие его, очевидны: в обществе, все более и более поглощаемом потребительством и все более и более отходящем от Бога, искренне ищущая Бога молодежь, выросшая в евангелическо-постпротестантских кругах с их железным принципом безусловного отвержения всего, что не относится к Библии, на уровне интуиции ощущала свою ущербность, проявлявшуюся в отсутствии в их христианской жизни Предания. «Движение наставничества» было попыткой нащупать это Предание и ввести его в жизнь христианина, желающего посвятить себя Богу. Лидеры-наставники утверждали, что они нашли путь, открыли способ, как полностью отдать себя Христу. Этот способ — полное повиновение и полная подотчетность «учеников» своему «наставнику». Но поскольку они не имели понятия о подлинном духовном наставничестве, его методах, целях и задачах, поскольку они, находясь вне Предания, попытались создать его, у них возник лишь эрзац — жалкая пародия на подлинное Предание.

Лидеры «Движения наставничества» утверждали, что они открыли обновленное библейское понимание правления Бога на земле, которое базируется на делегированной власти и верности договору-завету. Но на практике выходило, что такая же молодежь, лишь обратившаяся чуть раньше, восприняла на себя учительско-духовническо-старческую функцию, и жизни многих людей оказались зависимыми от более или менее тоталитарного руководства не готовых к этому, неопытных, находящихся вне единого церковного Предания, а зачастую и алчных и недобросовестных людей. На практике подотчетность значила подавление всякой личной свободы и принуждение к отказу от всех мнений и убеждений, которые отличались от мнений и убеждений лидера. Ката строфы превзошли всякое ожидание...

Начались скандалы. Многие евангелики, вначале с восторгом приветствовавшие наставничество, осознали его опасность. В статье, опубликованной в 1990 г. в евангелическом журнале, говорилось:

Движение быстро сделалось элитистским и эксклюзивистским. В основе лежало убеждение, что каждая «овца» должна быть подотчетной «пастырю». Таким образом, все «овцы» были приписаны к «пастырям», многие из которых были молодыми, незрелыми, зачастую предельно самоуверенными и к тому же исполненными гордости из-за новообретенной власти. Результатом были множественные катастрофы и неописуемые трагедии. По капризу «пастыря» семьи должны были переселяться из города в город. Церкви разделялись... Критики приводили многочисленные примеры «пастырей», требовавших своих «овец» просить их позволения на каждую встречу с любимым человеком, на перемену работы, да и, впрочем, на любой поступок, который они собирались предпринять840.

В этом же журнале пастор, ранее бывший одним из видных наставников, писал:

Наставничество было ошибкой. Я раскаиваюсь. Я прошу прощения... Наставничество было нездоровым подчинением, приведшим к извращенному и небиблейскому повиновению человеческим лидерам... За раны и унижения, которые я нанес многим, я раскаиваюсь с глубокой печалью и прошу прощения841.

С тех пор движение наставничества резко пошло на убыль. Большая часть евангелических групп отказалась от него. Вот что пишет о проблемах, существовавших в одной из таких групп, ее бывший член:

Воинственность, контроль, элитизм, контролирование сознания, лидероугодничество, тоталитаризм, черно-белое видение действительности, беспричинные унижения, давление для достижения результата, утрата идентичности, потеря личного достоинства, потеря духа свободы и души, подавление «сотворенного» я, зависимость, потеря личной инициативы, изгнание всех, сочтенных «нежелательными», и разрыв общения с ними, браки по приказу свыше, крайне негативный взгляд на мир, насильственное разделение представителей разных полов, крайняя верность, переходящая в раболепность, крайняя секретность и множество тайных программ и планов842.

Все это типичные характеристики тоталитарных сект. И в ЦХ, где «наставничество» в самой экстремальной его форме практикуется до сих пор, мы видим налицо все его плоды.