logo
Александр Леонидович Дворкин

3. «Раджа-йога» Брахмы

Души Людей, согласно учению Бабы, — это такие же, как Бог, искры света, они не сотворены, невещественны, со вечны и единосущны (но нетождественны) «Высшей Душе». Однако «все души облекаются в одежду — человеческие тела, в которых они играют ту или иную роль на мировой сцене в рамках цикла рождения и смерти. Всевышняя же Душа свободна от цикла рождения и смерти, только она всегда бестелесна.

Душами, находящимися внутри человеческого тела, управляют законы действия и противодействия (то есть кармы)»541.

В отличие от общеиндуистского взгляда на карму как на отрицательное явление, мешающее освобождению от оков телесного существования и воссоединению с Абсолютом (в таком случае надо, конечно, избавиться от любой кармы, дабы избежать перерождений), Брахма развивает буржуазно-теософское представление о положительной карме как о капиталовложении, которое следует преумножать, и о дурной карме как о долгах, которые следует погашать. В этом, похоже, дало о себе знать его купеческое прошлое.

Так что, в отличие от других индийских религий, в «Брахма Кумарис» никакое окончательное освобождение, благодаря которому мог бы быть прерван цикл перерождений, считается невозможным и ненужным.

«Раджа Йога», созданная Брахмой, позволяет «совершать такую карму, которая «постоянно приносила бы... большую прибыль, доход, крупное состояние, ждущее... в будущем». Это дает гарантию, «что в моих будущих рождениях будут чистота, здоровье, богатство и счастье»542.

По признанию самих брахминов, «Раджа Йога» Брахмы не есть древняя йогическая дисциплина: «Название «Раджа Йога» используется давно, в течение многих веков, хотя само учение появилось совсем недавно, оказавшись абсолютно новым по своему содержанию»543. Практикуемая в «Брахма Кумарис» «Раджа Йога» отличается от классической раджа-йоги отсутствием телесных упражнений и контроля дыхания. Ее конечная цель — несамадхи, а «настройка интеллекта» на «общение со Всевышним». Брахмины утверждают, что «Раджа Йога» — это «высшая и самая легкая из йог. Ею безо всякого труда может заниматься любой от крестьянина до короля»544. Она представляет собой медитацию в сочетании с приемами самовнушения.

Медитация «Брахма Кумарис», которая «сладка и приятна», состоит из двух этапов. На первом этапе она заключается в концентрации на «третьем глазе», который находится в центре лба. Здесь, по мнению Брахмы, располагается душа — источник и бесконечно малая точка света. Задача этого этапа медитации — самоотождествление с душой и замещение телесного самосознания духовным. На втором этапе душа должна освободиться от тела, совершить путешествие в «Мир Отца», предстать там перед ним, наполниться исходящим от него чистым светом и, возвратившись обратно в тело, стараться сохранить духовное самосознание для того, чтобы преодолеть дурную карму и остаться чистой. «Полетав», нужно распространять «вибрации света на этот физический мир», а также «использовать свою свободу, свежесть мысли, энергию и энтузиазм для построения нового мира, золотого века человечества»545.

Такая медитация может быть названа настоящей религией человека. Именно она способна положить конец религиозным и социальным распрям и привести к чувству единства всего человечества... Медитация, о которой говорилось выше, является подлинным спасением от всех социальных и духовных бед как для Востока, так и для Запада. Это и есть практическая и универсальная религия. Поэтому значение йоги в ее истинном смысле и необходимость обучения ей по всему миру вряд ли можно переоценить546.

Цель «Раджа Йоги» — «единение с Высшим Отцом». Все время разбирать, какие действия производят «чистую» карму, а какие нет, невозможно, — учит Баба. Единственный способ оплатить кармические счета и накопить кармический капитал — это постоянно медитировать на себе как точке света и ощущать «единение со Всевышним». Любые действия, совершенные в «сознании себя» (и тем более в «Божественном сознании»), дают только «чистую» карму.

В «Раджа Йоге» для медитации часто используется образ точки золотисто-красного света, а также «мысли для медитации» («Я, душа, — искорка света... крошечная точка энергии... Я открыл двери своей темницы...» и т.п.). Единственная мантра «Брахма Кумарис» — «Ом шанти», что в изъяснениии «Мурли» означает «Я — спокойная душа»547. Она используется не только для медитации, но и при приветствии или расставании, а также в начале и в конце вся кой речи.

Для того, чтобы постоянно находиться в контакте с Бабом, необходимо «с восторгом» следовать определенному «почасовому плану» (он включает время с 3 до 22 часов), и 5 минут из каждого часа предписывается отдавать медитации на определенные темы и размышления548. Существует «График контроля» из 50 пунктов, с которым должны сверяться «студентки». Вот один из контрольных вопросов: «Люблю ли я Баба во всех отношениях: как Отца, Учителя, Сат-гуру, друга, руководителя, дядю, невесту, ребенка, сопровождающего, любящего, возлюбленного, супругам судью?»549

Космология «Брахма Кумарис» говорит о существовании трех миров. Первый — это наш телесный мир. За ним находится тонкий (также астральный, или ангельский) мир света. В этом мире хотя и нет звука, но существуют мысль, движение и действие.

Дальше располагается еще один мир, который можно воспринимать только с помощью «метафизических свойств души, ума и интеллекта... Это область шестого элемента, золотисто-красного божественного света, называемого «Брахм»». В этом мире нет ни звука, ни движения.

«Душа обитает здесь в пассивном состоянии, мысли и стремления — в спящей форме, как у семени. Душа отделена от тела. Она существует в своей изначальной форме, самосветящаяся искорка энергии... Какое-то время после освобождения все души живут здесь со Всевышним. Это — Дом всех душ»550, «мир постоянного, вечного света, мир полной тишины и покоя. Это — страна Нирваны, страна освобождения. Это... мир, откуда приходят все души... Это также Дом Всевышнего Отца, Шивы Бабы»551.

С помощью медитации «Раджа Йоги» брахмины путешествуют в этот «дом отдыха», откуда возвращаются в «Телесный Мир» «отдохнувшие и освеженные путешествием», готовые к строительству светлого будущего.