logo search
основы православия

Страстная седмица

Страстною седмицею называется последняя седмица перед Пасхой. Такое название эта седмица имеет потому, что она посвящена воспоминаниям последних дней земной жизни Спасителя: Его страданий, Крестной смерти и погребения. По величию воспоминаемых событий все дни Страстной Седмицы называются Великими.

Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы посвящены воспоминанию последних бесед Господа Иисуса Христа с народом и учениками.

Служба Великого Четверга посвящена воспоминанию умовения Иисусом Христом ног ученикам, Тайной Вечери, молитвы в Гефсиманском саду и предательства Иуды. В этот день совершается Литургия свт. Василия Великого в соединении с вечерней в память того, что Таинство Причащения Господь установил вечером. В этот день освящается миро, употребляемое для совершения Таинства Миропомазания, а также для освящения храмов и антиминсов.  

Служба Великой Пятницы посвящена воспоминанию Крестных страданий Спасителя, Его смерти и погребения.

На утрени (которая служится вечером в Великий Четверг) посреди храма читаются двенадцать Страстных Евангелий – двенадцать фрагментов из всех четырех Евангелий, повествующих о страданиях Спасителя, начиная с последней беседы Его с учениками на Тайной Вечере и кончая погребением Его в саду Иосифа Аримафейского и приставлением воинской стражи к Его гробу. Во время чтения Евангелия верующие стоят с зажженными свечами, показывая этим с одной стороны то, что слава и величие не оставили Господа и во время Его страданий, а с другой стороны – свою любовь ко Спасителю.

В Великую Пятницу Литургии не бывает, т. к. в этот день Сам Господь принес Себя в жертву, а совершаются Царские часы. Считается, что название это происходит от того, что на них обычно присутствовали Византийские императоры и русские цари. Но более глубокое объяснение связано с тем, что эта служба посвящена Царю Царей – Господу Иисусу Христу. Это самые главные часы года, на них вспоминаются последние часы Его земной жизни.

Вечерня совершается в третьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа на кресте, в воспоминание снятия с креста тела Христова и погребения Его. На вечерне священнослужители поднимают Плащаницу (т. е. изображение Христа, лежащего во гробе) с Престола, как бы с Голгофы, и выносят ее из алтаря на середину храма. Плащаница полагается на особо приготовленном столе (гробнице). Священнослужители и все молящиеся поклоняются перед Плащаницею и целуют ее.

Плащаница находится на середине храма в продолжение трех (неполных) дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.

  Богослужение Великой Субботы посвящено воспоминанию пребывания Господа Иисуса Христа во гробе и Его сошествию во ад. На утрене Великой Субботы при пении: "Святый Боже"... совершается крестный ход с Плащаницей в воспоминание погребения Спасителя. Затем Плащаница подносится к открытым царским вратам, в знамение того, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом, и что Он Своими страданиями и смертью снова отверз нам двери рая.

Божественная Литургия в этот день бывает позже, чем во все другие дни года и соединяется с вечерней. На этой Литургии читается 15 паремий, в которых собраны важнейшие ветхозаветные прообразы и пророчества о спасении человека Страданиями и Воскресением Господа Иисуса Христа. После чтения Апостола священнослужители переоблачаются из великопостных одежд в белые, и диакон в светлом облачении, подобно ангелу, перед Плащаницею чтением Евангелия возвещает людям о Воскресении Христовом.

По окончании Литургии бывает благословение хлебов и вина для подкрепления сил молящихся. После этого начинается чтение книги Деяний Апостольских, которое продолжается до начала полунощницы.

В двенадцатом часу ночи, совершается полунощница, в конце которой священнослужители переносят Плащаницу с середины храма в алтарь и кладут ее на престол, где она и остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по воскресении Его из мертвых.

В полночь начинается первая служба Святой Пасхи – Пасхальная утреня (в народе называемая Пасхальной заутреней), и Церковь Христова исполняется светлой радостью величайшего праздника Воскресения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Пасхальная радость есть святая радость, которой нет и не может быть равной на всей земле. Это нескончаемая вечная радость вечной жизни и блаженства. Она и есть, именно, та радость, о которой сказал Сам Господь: «Возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16.22).