Крещение Руси. Русская Церковь в X-XIV вв.
В X веке Византийская империя достигла вершины культурного и политического развития, Константинополь стал бесспорным центром христианского мира, над огромным городом с миллионным населением высился великий храм святой Софии. Все это производило на славянских «варваров» сильное впечатление, побуждало признать превосходство христианской культуры.
По данным византийских источников, первое Крещение Руси (точнее – части ее южных земель) произошло в 866 г. и связано с именами Аскольда и Дира. Аскольд и Дир – сподвижники Рюрика, призванного в 862 г. новгородскими славянами на княжение. Покинув Новгород, они в 862 г. завладели Киевом, и отсюда в 866 году совершили набег на Константинополь (Царьград), от которого местные жители только чудом сумели спаслись. Устрашенные появлением кораблей руссов, жители Царьграда во главе с императором и патриархом обратились с молитвой к Богу и, по совершении всенощного богослужения во Влахернском храме, вышли с крестным ходом на берег Босфора и погрузили ризу Богоматери в волны залива. Море, дотоле спокойное, вдруг взволновалось и разбило суда руссов. Много их погибло; те, которые возвратились домой, были под особенным впечатлением поразившего их гнева Божия. Вот почему и в Греческой Церкви и позднее в Русской Церкви был учрежден праздник Покрова Божией Матери.
Вскоре явился в Киев из Греции епископ и начал проповедовать руссам о Господе Спасителе и о разных чудесах Божиих, совершенных в Ветхом и Новом Завете. По преданию недоверчивые киевляне не поверили рассказу проповедника о трех отроках, не сгоревших в печи вавилонской. Тогда епископ, помолившись Богу, положил в огонь Евангелие, и среди пламени оно осталось целым, не сотлели даже ленты, которыми заложены были в нем избранные для чтения места. Пораженные этим чудом, киевляне стали креститься.
Великая княгиня Ольга, расположенная к христианству беседами с киевскими священниками, решилась принять крещение. Для этого в 957 г. она отправляется в Константинополь. Таинство совершил константинопольский патриарх, а восприемником Ольги стал сам император. В крещении княгиня была наименована Еленой. Святая Ольга убеждала своего сына Святослава принять христианство, но он опасался протеста со стороны своей языческой дружины; впрочем, не запрещал креститься своим подданным.
Христианская вера сделалась господствующей на Руси при сыне Святослава, равноапостольном князе Владимире. К нему являлись многие проповедники (евреи, магометане, немцы — западные христиане), и каждый предлагал свою веру. Но самое сильное впечатление произвел православный греческий проповедник, в заключение беседы показавший Владимиру картину Страшного Суда.
Знаменит рассказ о том, как Владимир отправил посольство в разные страны для испытания на месте, чья вера лучше, и склонился к вере греческой благодаря рассказу о великолепии православной церковной службы. Послы рассказали: «Ходили мы к болгарам84, смотрели, как они молятся в храме, именуемом мечетью, стоят там распоясанные; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий… И пришли мы к немцам и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на земле или на небе мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той…» Услышав этот рассказ, бояре заметили Владимиру: «Если бы вера греческая не была лучше других вер, то не приняла бы ее бабка твоя Ольга — мудрейшая из людей».
Через год по возвращении послов Владимир пошел войной на греков и взял Херсон. Отсюда он отправил послов в Константинополь к византийским императорам с требованием руки царевны Анны. Те отвечали, что царевна может быть женой только христианина. Тогда Владимир объявил, что желает принять христианскую веру. По преданию, в то время у него сильно разболелись глаза, так что он почти ослеп. Владимир был крещен в 988 году приехавшими с невестой священниками и избавился от болезни глаз, после чего был заключен брак.
Возвратившись в Киев, Владимир велел креститься своим сыновьям и дружинникам, что и произошло на источнике, получившем название Крещатик. Сам Владимир, в прошлом жестокий, развратный и ревностный язычник, совершенно переродился и старался в своей жизни ревностно следовать Христовым заповедям. Греческое духовенство в Киеве усиленно проповедовало христианство. Владимир распорядился уничтожить всех идолов; главный идол Перун был привязан к конскому хвосту, провезен по всему городу и сброшен в Днепр. Когда князь Владимир убедился, что евангельская проповедь принесла плоды, он распорядился об общем крещении киевлян в Днепре.
Дата 988 год считается датой крещения Руси. Таким образом, Русь приняла византийское христианство – Православие – по своей воле, в результате свободного выбора, увидев в нем истину и красоту. Мирному принятию христианства русскими способствовало, во-первых, то, что Русь до этого почти столетие готовилась к этому (приняли христианскую веру князья Аскольд и Дир, великая княгиня Ольга, приходили греческие проповедники, распространялись восхищенные рассказы русских послов); во-вторых, строй жизни у славян был такой, что они с доверием и уважением, как от отца, принимали слова князя: если князь избрал христианство, значит эта вера лучше.
После Киева и его окрестностей христианская вера была насаждена в Новгороде, затем – в земле Суздальской. Но язычество не уступало просто своих позиций, оно сопротивлялось активно и пассивно. Исполняя просветительскую миссию, епископы, священники и миссионеры нередко погибали от рук язычников (так, в Ростове в XI в. погиб святой епископ Леонтий, в курской земле в XII в. был убит святой Кукша, насельник Киево-Печерского монастыря).
Христианская вера принесла с собой на Русь не только новое понимание жизни, но и грамотность, книжную премудрость. Первые школы появились уже при князе Владимире, повелевшем духовенству по всем городам и весям к вере людей приводить, крестить и детей грамоте учить. Просвещению Руси способствовало наличие перевода на славянский язык Библии и богослужебных книг, сделанному ранее святыми братьями Кириллом и Мефодием. Главными центрами просвещения на Руси стали монастыри – большей частью устраиваемые по инициативе и активной поддержке русских князей. Русские города стали украшаться храмами, храмы – иконами, росписями и византийскими мозаиками, которые создавали искусные греческие мастера. Впоследствии на Руси появились и свои зодчие и иконописцы.
Управление Русской Церковью осуществляли присланные из Константинополя греческие епископы, рукоположившие множество русских священников. Святой Михаил (988-992), первый русский митрополит (из греков), отличался апостольской ревностью в распространении христианской веры и заботился о заведении училищ. Святитель Иларион, первый митрополит из русских (1055-1051), великий аскет и молитвенник, известен также как автор «Слова о законе и благодати» и «Похвалы князю Владимиру». При нем пришли из Царьграда в Киев три греческих певца и ввели в русских храмах правильное и благозвучное пение по гласам. Самым важным событием для Русской Церкви во время митрополита Илариона было возникновение Киево-Печерского монастыря: пещера, которую он выкопал для своих уединенных подвигов, стала основанием великой Лавры.
Киево-Печерский монастырь, основанный прп. Антонием и устроенный первым игуменом – прп. Феодосием (XI в.), принято называть «колыбелью русского монашества». Монашеская община во главе с прп. Феодосием жила по следующему уставу (заимствованному у Студийского монастыря в Константинополе): все имущество у братии должно быть общее, время проводилось в непрестанных трудах; труды разделялись игуменом по силе каждого; каждое дело начиналось молитвой и благословением старшего; помыслы открывались игумену, который был духовником всей братии. По образцу этой обители возникли мужские монастыри в Чернигове, Полоцке, Смоленске и других городах. Как большой и влиятельный монастырь, Киево-Печерская обитель с домонгольских времён получила статус Лавры.
Киево-Печерский монастырь играл заметную роль в развитии русской литературы, живописи, графики, архитектуры, прикладного искусства, книгопечатания. Среди насельников Лавры были летописцы, писатели, ученые, иконописцы, врачи. Среди наиболее известных монахов обители: прп. Кукша, миссионер и просветитель вятичей, прп. Нестор – первый русский летописец, автор «Повести временных лет», первого сказания о святых Борисе и Глебе и жития прп. Феодосия; прп. Алипий – первый русский иконописец, прп. Илья Муромец. Печерская обитель дала православному миру более 150 святых подвижников, нетленные мощи 119-ти из них находятся в лаврских пещерах.
К первым десятилетиям существования Русской Православной Церкви относится подвиг первых русских святых − благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, младших сыновей святого князя Владимира.
История древней Руси представляла печальную картину диких раздоров. Удельные князья дрались друг с другом за землю и киевский престол, брат восставал на брата; нередко дети поднимали оружие на отца, а отец на детей. Почти каждый год летопись отмечала: «Бысть сеча зла». На этом фоне удивительным исключением явились святые Борис и Глеб – прекрасный плод новокрещенной русской земли. В отличие от своего родного брата Святополка, бывшего христианином только по имени, Борис и Глеб с глубокой любовью восприняли евангельское учение. Владимир, видя разницу во нравах своих сыновей, хотел, чтобы киевский престол занял Борис, а не Святополк, и ясно это выразил, вызвав Бориса из Ростова в Киев. Но после смерти Владимира Борис отказался занять киевской престол, несмотря на просьбы киевлян, знавших его прекрасные качества и намерение его отца. Свой отказ Борис объяснил нежеланием становиться поперек дороги старшему брату: «Не могу поднять руки на старшего брата моего; отец мой умер, но тот будет мне вместо отца». Святополк, сам изводимый завистью и ненавистью, не понимал Бориса и послал к нему наемных убийц. Даже узнав о его злом намерении, Борис отказался вступить в братоубийственную войну и, кротко молясь за убивающих: «Господи, не постави им греха сего», пострадал как мученик. Та же учесть постигла вскоре и самого младшего брата – Глеба, которого Борис очень любил. Святополк известил Глеба, что отец умирает и хочет его видеть; не зная, что это ложь, Глеб поспешил в Киев. По дороге он узнал, что отец умер, а Борис убит; вскоре и его самого настигли посланные Святополком убийцы. Глеб, как и Борис, предпочел смерть войне с братом; подражая Спасителю в Его вольном и безвинном страдании, он не оказал убийцам сопротивления и был зарезан.
Великий князь Киевский Ярослав Мудрый позаботился о том, чтобы разыскать останки святого Глеба, бывшие четыре года непогребенными, и положил их рядом с мощами святого князя Бориса в Вышгороде, в храме свт. Василия Великого. Почитание святых Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после их кончины. Храм, где их похоронили, сгорел, мощи же остались невредимы, и от них совершалось много чудотворений.
Благоверные князья-страстотерпцы, отдавшие жизнь ради заповедей Божиих, желая предотвратить междоусобия на Руси, не только прославлены от Бога даром исцелений; они — особые покровители, защитники Русской земли. Известны многие случаи их явления в трудное для нашего Отечества время: например, святому Александру Невскому – накануне Ледового побоища (1242), святому князю Дмитрию Донскому – в день Куликовской битвы (1380).
* * *
Получив крещение от греков, Русская Церковь долгое время управлялась присланными из Константинополя епископами. Главная епископская кафедра в домонгольский период находилась в Киеве. Епископ Киева носил титул митрополита.
Во время татаро-монгольского нашествия центр русской церковной жизни начал постепенно смещаться из многократно разоренного татарами Киева на север: сначала во Владимир, затем – при святом митрополите Петре (XIV в.) – в Москву (но, несмотря на эти перемещения, русский митрополит оставался епископом Киевской кафедры).
К моменту поселения в Москву киевского митрополита она представляла собой незначительный провинциальный город, в котором правил князь Иван Калита. Митрополит Петр перед кончиной завещал князю начать постройку первого в Москве каменного храма, посвященного Пресвятой Богородице, и похоронить себя в этом храме, предсказав при этом будущую славу и князю и его потомкам, и самому городу Москве. Иван Калита построил в московском Кремле Успенский собор, в котором и положил мощи почившего святителя.
В 1328 года Иван Калита стал великим князем; с этого времени началось возвышение Москвы среди других городов и объединение русских земель вокруг новой государственной и духовной столицы. В этот же период, в середине XIV века недалеко от Москвы была основана обитель преподобного Сергия Радонежского, которая до наших дней остается крупнейшим духовным центром России.
- Православный свято-тихоновский гуманитАрный университет
- Оглавление
- Раздел № 1. Священная история Ветхого Завета Значение понятий «домостроительство спасения», «Библия», «Ветхий Завет»
- Священное Писание как одна из форм Священного Предания
- Происхождение мира и грехопадение прародителей
- Библейское повествование о творении мира и человека
- Жизнь первых людей в раю
- Грехопадение прародителей и его последствия. Обетование о Спасителе
- Начало истории падшего человечества
- Сыновья Адама: Каин и Авель, Сиф
- Всемирный потоп и завет Бога с Ноем
- Сыновья Ноя
- Вавилонское столпотворение и рассеяние народов
- Начало истории богоизбранного народа
- Родоначальник избранного народа Авраам Призвание Авраама и переселение его в обетованную землю
- Завет Бога с Авраамом
- Явление Бога Аврааму у дуба Мамрийского. Гибель Содома и Гоморры
- Рождение Исаака и принесение его в жертву Богу
- История Иакова
- Прекрасный Иосиф
- История праведного Иова
- Исход Израиля из Египта
- Период Египетского рабства. Рождение Моисея
- Призвание Моисея
- Казни египетские
- Праздник Пасхи
- Чудеса во время исхода из Египта
- Дарование Синайского законодательства
- Золотой телец
- У границ Ханаана. Двенадцать соглядатаев
- Сорокалетнее странствование по пустыне
- Завоевание земли обетованной
- Переход через Иордан и падение Иерихона. Битва у Гаваона
- Разделение земли обетованной
- Период Судей
- Причины дарования судей израильскому народу
- Судья Гедеон
- Судья Самсон
- Судья и пророк Самуил
- Период Царств
- Первый царь — Саул
- Царствование Давида
- Царствование Соломона. Разделение царств
- История Северного царства. Появление самарян
- История Южного Царства. Начало периода Вавилонского плена
- Служение пророков
- Пророк Илия
- Пророк Елисей
- Пророк Иона
- Пророк Исаия
- Пророк Иеремия
- Вавилонский плен
- Жизнь иудеев в плену
- Пророк Иезекииль
- Пророк Даниил
- Три отрока в печи вавилонской
- Жизнь иудейского народа после возвращения из плена
- Возвращение на родину при царе Кире
- Сооружение второго храма.
- Деятельность священника Ездры
- Правление Неемии. Восстановление Иерусалима
- Греческое и сирийское владычество. Завоевание Иудеи Римом
- Период греческого владычества
- Иудея под властью Сирии. Мученики Маккавеи
- Восстание против сирийской власти. Правление династии Маккавеев
- Период римского владычества
- Религиозно-нравственное состояние иудеев и язычников перед пришествием в мир Спасителя
- Ветхозаветные прообразы новозаветных событий
- Раздел № 2. Священная история Нового Завета Значение понятий «Новый Завет», «Евангелие»
- Личность и подвиг Пресвятой Богородицы. Событие Благовещения
- Рождество Христово. Детство и отрочество Спасителя
- Личность и начало служения святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна
- Начало общественного служения Господа Иисуса Христа
- Крещение Господне
- Искушения в пустыне
- Свидетельства св. Иоанна Крестителя о Господе Иисусе Христе
- Первая встреча Спасителя с будущими апостолами
- Первое чудо в Кане Галилейской
- Беседа с Никодимом
- Удаление Спасителя в Галилею. Проповедь в Назарете
- Последнее свидетельство Предтечи о Христе. Усекновение главы св. Иоанна Крестителя
- Призвание учеников Чудесный улов рыбы и призвание рыбарей
- Призвание Левия-Матфея
- Избрание двенадцати апостолов
- Нагорная проповедь
- Учение Спасителя о Царстве Небесном в притчах
- Притча о сеятеле
- Притчи о закваске и зерне горчичном
- Притчи о сокровище и жемчужине
- Притча о плевелах
- Чудеса Христовы в Галилее
- Исцеление бесноватых
- Исцеление расслабленного в Капернауме
- Исцеление слуги сотника и дочери хананеянки
- Воскрешение сына наинской вдовы и дочери Иаира
- Укрощение бури
- Чудесное насыщение народа пятью хлебами
- Хождение Иисуса Христа по воде
- Отношение фарисеев и книжников к служению Иисуса Христа
- Исповедание апостолов у Кесарии Филипповой
- Преображение Господне
- Путь в Иерусалим на страдания: учение и чудеса
- Притча о пропавшей овце
- Притча о потерянной драхме
- Притча о блудном сыне
- Притча о милосердном самарянине
- Притча о мытаре и фарисее
- Благословение детей
- Беседа Христа с богатым юношей о богатстве
- Притча о богаче и Лазаре
- Притча о работниках в винограднике
- Исцеление десяти прокаженных
- Женщина, взятая в прелюбодеянии, перед судом Спасителя
- Исцеление слепорожденного
- Воскрешение Лазаря. Тайное решение Синедриона
- Вечеря в Вифании за шесть дней до Пасхи
- Обращение мытаря Закхея
- Торжественный Вход Господа в Иерусалим
- Страстная седмица Великий Понедельник Проклятие бесплодной смоковницы
- Изгнание торгующих из храма
- Великий Вторник Последнее посещение храма
- Притча о злых виноградарях
- Вопрос о подати кесарю
- Обличительная речь против книжников и фарисеев
- Лепта вдовы
- Беседа с учениками о разрушении Иерусалима и Втором пришествии
- Притча о десяти девах
- Притча о талантах
- Беседа о Страшном Суде
- Великая Среда Предательство Иуды
- Великий Четверг Тайная вечеря
- Прощальная беседа Господа Иисуса Христа с учениками
- Гефсиманская молитва
- Взятие под стражу
- На допросе у первосвященника Анны. Отречение ап. Петра
- Суд Синедриона
- Великая Пятница Смерть Иуды-предателя
- На суде у Пилата
- Крестный путь на Голгофу
- Распятие и Крестная смерть Господа Иисуса Христа
- Погребение Спасителя
- Воскресение Христово
- Явление воскресшего Господа Марии Магдалине и другим мироносицам
- Явление двум ученикам на пути в Эммаус
- Явление десяти апостолам в день Воскресения
- Явление одиннадцати апостолам в Сионской горнице
- Явление апостолам на Тивериадском озере
- Явление ученикам на горе в Галилее
- Вознесение Господне
- Пятидесятница: сошествие Святого Духа на апостолов
- Раздел № 3. Основы православного вероучения
- Символ веры
- Первый член Символа веры
- Второй член Символа веры
- Третий член Символа веры
- Четвертый член Символа веры
- Пятый член Символа веры
- Шестой член Символа веры
- Седьмой член Символа веры
- Восьмой член Символа веры
- Девятый член Символа веры
- Десятый член Символа веры
- Одиннадцатый член Символа веры
- Двенадцатый член Символа веры
- Православное учение о Святой Троице
- Смысл искупительной Крестной Жертвы Господа Иисуса Христа
- Раздел № 4. Устройство православного храма. Богослужение Православной Церкви
- Устройство православного храма
- О святых иконах Значение иконы в Церкви
- Иконостас
- Священные предметы, используемые на богослужении
- Лица, совершающие богослужение Священнослужители и церковнослужители
- Облачения священнослужителей.
- Богослужение Православной Церкви
- Богослужебное время Службы суточного круга
- Священные воспоминания дней седмицы
- Структура церковного года
- Богослужебные тексты
- Богослужение Великого поста и Страстной седмицы Великий пост
- Страстная седмица
- Православные праздники
- Рождество Пресвятой Богородицы
- Введение во храм Пресвятой Девы Марии
- Рождество Христово
- Крещение Господне (Богоявление).
- Сретение Господне
- Благовещение Пресвятой Богородицы
- Вход Господень во Иерусалим
- Пасха – Светлое Христово Воскресение
- Вознесение Господне
- Пятидесятница – День Святой Троицы
- Преображение Господне
- Успение Пресвятой Богородицы
- Воздвижение Креста Господня
- Раздел № 5. Учение Православной Церкви о Таинствах
- Понятие о Таинствах и обрядах
- Таинство Крещения
- Таинство Миропомазания
- Таинство Покаяния
- Таинство Елеосвящения
- Таинство Брака
- Таинство Священства
- Таинство Евхаристии. Божественная Литургия
- Совершение Таинства Евхаристии во время Божественной Литургии
- I. Проскомидия
- II. Литургия оглашенных
- III. Литургия верных
- 1. Перенесение Святых Даров с жертвенника на престол
- 2. Приготовление верующих к освящению честных Даров
- 3. Освящение (пресуществление) Даров
- 4. Приготовление верующих к Причащению и Причащение.
- 5. Благодарение за причащение и отпуст
- Раздел № 6. Краткий обзор истории Вселенской Церкви
- Сошествие Святого Духа на апостолов и рождение Церкви
- Основные этапы истории христианской Церкви
- Первые века бытия Церкви: от святых апостолов до образования христианской империи
- Вселенские Соборы
- Отделение Римо-Католической церкви от Вселенской Церкви
- Движение Реформации
- Происхождение монашества и его значение в Церкви
- Спасение человека в Церкви. Лики святых
- Раздел № 7. Краткий обзор истории Русской Православной Церкви
- Крещение Руси. Русская Церковь в X-XIV вв.
- Прп. Сергий Радонежский и Троице-Сергиева Лавра
- Патриаршество в Русской Церкви
- Синодальный период
- Восстановление патриаршества. Гонения на Церковь в хх веке
- Литература