logo
основы православия

Вавилонское столпотворение и рассеяние народов

Но люди расселились по земле не сразу. Сначала они жили в Араратской долине одним большим семейством и говорили на одном языке. Желая вернуться на родину своих отцов, люди стали переселяться в Сенаарскую долину (Быт. 11.2), которая находилась в Месопотамии (с греч. – Междуречье), между реками Тигром и Евфратом, и плодородная почва и другие благоприятные условия которой привлекали сюда послепотопное человечество. И вновь греховное состояние человеческой природы проявила себя: люди решили построить «город и башню, высотою до небес» (Быт. 11.4). Строительство городов в предыдущих главах Библии приписывается представителям нечестивых родов человечества (Каин, Быт. 4.17, и Нимрод, потомок Хама, Быт. 10.8-12), и в данном месте также видится дурное намерение, тем более что здесь называется точная причина постройки: «и сделаем себе имя…», что указывают на честолюбивые, властолюбивые и, в целом, богопротивные намерения устроителей города и башни.

Однако Господь не дал исполниться этим горделивым намерениям: «вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле...» (Быт. 11.6-8). Люди, перестав понимать язык друг друга, прекратили строительство города и башни и разошлись в разные стороны. Город, который они строили вместе с башней, был назван Вавилоном, что значит «смешение», «ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле» (Быт. 11.9). В последствии вся эта местность стала называться Вавилонией.

Событие смешения языков и рассеяния народов на тот момент имело положительное значение, ведь этим Господь предотвращал, в первую очередь, возможность крайнего религиозного и нравственного развращения людей, чему бы способствовало единство их языка и совокупное пребывание. Но это все же неестественное состояние человечества, и поэтому в последние, новозаветные времена смещение языков преодолевается, когда Воскресший Господь посылает верным Святого Духа и дает им способность говорить так, чтобы люди разных наций смогли их понять, «ибо каждый слышал их говорящих его наречием» (Деян. 2.6), тем самым через апостолов призывая всех в Свою Церковь для единого славословия Богу7.