Патриаршество в Русской Церкви
Патриаршество на Руси было введено в 1589 году при царе Феодоре Иоанновиче, сыне Ивана Грозного. К этому времени русское государство успокоилось от внутренних и внешних бед, и вместе с возвышением самодержавной власти московского царя и расширением государственной границы России распространилась и возвысилась в своем внешнем положении Российская Церковь. В территориальном и материальном отношении Московская митрополия превосходила многие патриархаты, и нередко иерусалимский, антиохийский и другие патриархи приезжали в Москву за милостыней; кроме того, константинопольский патриарх после завоевания Константинополя турками (1453) находился в тяжкой зависимости от турецкого султана. В таких условиях патриархам была понятна просьба русского царя, благочестивого Феодора Иоанновича, освободить русскую Церковь от подчинения константинопольскому патриарху и дать российскому митрополиту сан патриарха.
Первым патриархом стал московский митрополит Иов. Было введено патриаршее богослужение, первосвятитель получил особые одежды.
Когда царь Феодор Иоаннович заботился об учреждении патриаршества, он в благочестивом усердии желал возвеличить Русскую Церковь этим высоким саном, а Промысел Божий приготовлял в лице патриархов для Русской Церкви и народа хранителей и поборников Православной веры. Патриаршество была введено незадолго до начала Смутного времени. В страшное время самозванцев, когда Россию чуть не погубили безначалие и чужеземная власть, именно патриарх, пользующийся самым высоким уважением и авторитетом у русских людей, один направлял действия народа к спасению России.
Патриарх Иов принял активное участие в защите независимости страны: он разослал грамоту, чтобы в храмах ежедневно служили молебны об успехе царя Бориса Годунова над самозванцем, он обличал в храме тех, кто нарушил присягу русскому царю, просил бояр вразумлять народ. В то время, когда многие присягнули самозванцу, патриарх Иов остался тверд, за что претерпел поругание. При захвате Москвы сторонниками самозванца, злодеи во время Литургии ворвались в алтарь и стали рвать с Иова святительскую одежду; затем, после многих издевательств, святителя заключили в монастырь.
Второй русский патриарх, Гермоген, занимал патриарший престол в 1607-1612 гг. Он показал пример пастырской твердости и стойкость в Православии еще в сане Казанского митрополита: святитель непреклонно требовал, чтобы жена Лжедмитрия, Марина Мнишек, приняла Православие; за это его удалили из Москвы на епархию. Сделавшись патриархом, Гермоген всеми мерами поддерживал царя Василия Шуйского в борьбе со вторым самозванцем, и даже тогда, когда мятежные бояре насильственно постригли Василия в монахи, не переставал молиться о нем, как о венчанном царе. Святителю Гермогену принадлежит мысль о призвании на царство юного боярина Михаила Романова. Ему Россия обязана и тем, что не удалась хитрость польского короля Сигизмунда III, который хотел сам царствовать в Москве под именем сына; патриарх непреклонно требовал, чтобы Владислав принял Православие и Сигизмунд, отец его, не вмешивался в дела России.
Святитель Гермоген благословил русский народ собирать ополчение против поляков для спасения веры и отечества и в своих посланиях увещал народ крепко стоять за веру православную, прекрасно понимая, что самозванец и поляки хотят не только русский престол получить, но и Православие в России заменить католичеством. Первым на зов патриарха откликнулся Прокопий Ляпунов, воевода рязанский. Напрасно святому Гермогену грозили смертью, если он не остановит ополченцев – святитель отказался. Тогда патриарха заключили в Чудов монастырь в Москве и в феврале 1612 года уморили голодом.
Через 300 лет по страдальческой кончине, в 1913 году при императоре Николае II, патриарх Гермоген причтен Церковью к лику святых.
Таким образом, первые патриархи, святители Иов и Гермоген, своим подвигом явили духовное значение патриаршества для Русской Церкви и России.
В XVII в. самым известным патриархом был патриарх Никон. С его именем связан необыкновенный рост власти патриарха и возникновение старообрядческого раскола. Патриарх Никон, будучи другом царя Алексея Михайловича, пользовался его неограниченным доверием и во время отъездов царя вместо него управлял государством. За заслуги царь почтил Никона титулом великого государя. Влияние патриарха Никона на царя было таким значительным, что впоследствии Петр I, помня пример Никона, считавшего, что «священство выше царства», и опасаясь, что власть патриарха будет ограничивать самодержавную власть царя, упразднил патриаршество.
Важнейшей церковной реформой в патриаршество Никона была так называемая «книжная справа», т. е. исправление ошибок, допущенных неграмотными переписчиками богослужебных книг. Выявление этих ошибок началось уже давно и ко времени, когда Никон стал патриархом, русскими архиереями была признана необходимость исправления богослужебных книг и обрядов. Наиболее важные обрядовые отступления Русской Церкви от греческой традиции виделись в следующем: на богослужении пели два раза «Аллилуйя» вместо трех раз, крестились двумя перстами, а не тремя и др. Кроме того, переписчики богослужебных книг допускали ошибки в написании слов, искажавшие их догматический смысл. Архиерейский собор, созванный патриархом Никоном, повелел по храмам все старые книги сжечь и ввести новые, исправленные и одобренные собором.
Старообрядческий раскол возник как отказ некоторых верующих подчиниться патриарху и собору архиереев из-за приверженности старым книгам и обрядам. Личные враги Никона и защитники старины ругали вводимые «новшества», распространяли в народе слухи, что патриарх-антихрист «портит веру». Среди непросвещенного народа верность привычному оказалась сильнее голоса разума. Суть раскола состояла в гордыне и невежестве, привязанности к букве и обряду, а не к духу христианского вероучения.
За сопротивление проводимой реформе многие поборники старины, среди которых был и известный протопоп Аввакум, были отправлены в ссылку, а затем некоторые вожди и идеологи старообрядчества были казнены.
- Православный свято-тихоновский гуманитАрный университет
- Оглавление
- Раздел № 1. Священная история Ветхого Завета Значение понятий «домостроительство спасения», «Библия», «Ветхий Завет»
- Священное Писание как одна из форм Священного Предания
- Происхождение мира и грехопадение прародителей
- Библейское повествование о творении мира и человека
- Жизнь первых людей в раю
- Грехопадение прародителей и его последствия. Обетование о Спасителе
- Начало истории падшего человечества
- Сыновья Адама: Каин и Авель, Сиф
- Всемирный потоп и завет Бога с Ноем
- Сыновья Ноя
- Вавилонское столпотворение и рассеяние народов
- Начало истории богоизбранного народа
- Родоначальник избранного народа Авраам Призвание Авраама и переселение его в обетованную землю
- Завет Бога с Авраамом
- Явление Бога Аврааму у дуба Мамрийского. Гибель Содома и Гоморры
- Рождение Исаака и принесение его в жертву Богу
- История Иакова
- Прекрасный Иосиф
- История праведного Иова
- Исход Израиля из Египта
- Период Египетского рабства. Рождение Моисея
- Призвание Моисея
- Казни египетские
- Праздник Пасхи
- Чудеса во время исхода из Египта
- Дарование Синайского законодательства
- Золотой телец
- У границ Ханаана. Двенадцать соглядатаев
- Сорокалетнее странствование по пустыне
- Завоевание земли обетованной
- Переход через Иордан и падение Иерихона. Битва у Гаваона
- Разделение земли обетованной
- Период Судей
- Причины дарования судей израильскому народу
- Судья Гедеон
- Судья Самсон
- Судья и пророк Самуил
- Период Царств
- Первый царь — Саул
- Царствование Давида
- Царствование Соломона. Разделение царств
- История Северного царства. Появление самарян
- История Южного Царства. Начало периода Вавилонского плена
- Служение пророков
- Пророк Илия
- Пророк Елисей
- Пророк Иона
- Пророк Исаия
- Пророк Иеремия
- Вавилонский плен
- Жизнь иудеев в плену
- Пророк Иезекииль
- Пророк Даниил
- Три отрока в печи вавилонской
- Жизнь иудейского народа после возвращения из плена
- Возвращение на родину при царе Кире
- Сооружение второго храма.
- Деятельность священника Ездры
- Правление Неемии. Восстановление Иерусалима
- Греческое и сирийское владычество. Завоевание Иудеи Римом
- Период греческого владычества
- Иудея под властью Сирии. Мученики Маккавеи
- Восстание против сирийской власти. Правление династии Маккавеев
- Период римского владычества
- Религиозно-нравственное состояние иудеев и язычников перед пришествием в мир Спасителя
- Ветхозаветные прообразы новозаветных событий
- Раздел № 2. Священная история Нового Завета Значение понятий «Новый Завет», «Евангелие»
- Личность и подвиг Пресвятой Богородицы. Событие Благовещения
- Рождество Христово. Детство и отрочество Спасителя
- Личность и начало служения святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна
- Начало общественного служения Господа Иисуса Христа
- Крещение Господне
- Искушения в пустыне
- Свидетельства св. Иоанна Крестителя о Господе Иисусе Христе
- Первая встреча Спасителя с будущими апостолами
- Первое чудо в Кане Галилейской
- Беседа с Никодимом
- Удаление Спасителя в Галилею. Проповедь в Назарете
- Последнее свидетельство Предтечи о Христе. Усекновение главы св. Иоанна Крестителя
- Призвание учеников Чудесный улов рыбы и призвание рыбарей
- Призвание Левия-Матфея
- Избрание двенадцати апостолов
- Нагорная проповедь
- Учение Спасителя о Царстве Небесном в притчах
- Притча о сеятеле
- Притчи о закваске и зерне горчичном
- Притчи о сокровище и жемчужине
- Притча о плевелах
- Чудеса Христовы в Галилее
- Исцеление бесноватых
- Исцеление расслабленного в Капернауме
- Исцеление слуги сотника и дочери хананеянки
- Воскрешение сына наинской вдовы и дочери Иаира
- Укрощение бури
- Чудесное насыщение народа пятью хлебами
- Хождение Иисуса Христа по воде
- Отношение фарисеев и книжников к служению Иисуса Христа
- Исповедание апостолов у Кесарии Филипповой
- Преображение Господне
- Путь в Иерусалим на страдания: учение и чудеса
- Притча о пропавшей овце
- Притча о потерянной драхме
- Притча о блудном сыне
- Притча о милосердном самарянине
- Притча о мытаре и фарисее
- Благословение детей
- Беседа Христа с богатым юношей о богатстве
- Притча о богаче и Лазаре
- Притча о работниках в винограднике
- Исцеление десяти прокаженных
- Женщина, взятая в прелюбодеянии, перед судом Спасителя
- Исцеление слепорожденного
- Воскрешение Лазаря. Тайное решение Синедриона
- Вечеря в Вифании за шесть дней до Пасхи
- Обращение мытаря Закхея
- Торжественный Вход Господа в Иерусалим
- Страстная седмица Великий Понедельник Проклятие бесплодной смоковницы
- Изгнание торгующих из храма
- Великий Вторник Последнее посещение храма
- Притча о злых виноградарях
- Вопрос о подати кесарю
- Обличительная речь против книжников и фарисеев
- Лепта вдовы
- Беседа с учениками о разрушении Иерусалима и Втором пришествии
- Притча о десяти девах
- Притча о талантах
- Беседа о Страшном Суде
- Великая Среда Предательство Иуды
- Великий Четверг Тайная вечеря
- Прощальная беседа Господа Иисуса Христа с учениками
- Гефсиманская молитва
- Взятие под стражу
- На допросе у первосвященника Анны. Отречение ап. Петра
- Суд Синедриона
- Великая Пятница Смерть Иуды-предателя
- На суде у Пилата
- Крестный путь на Голгофу
- Распятие и Крестная смерть Господа Иисуса Христа
- Погребение Спасителя
- Воскресение Христово
- Явление воскресшего Господа Марии Магдалине и другим мироносицам
- Явление двум ученикам на пути в Эммаус
- Явление десяти апостолам в день Воскресения
- Явление одиннадцати апостолам в Сионской горнице
- Явление апостолам на Тивериадском озере
- Явление ученикам на горе в Галилее
- Вознесение Господне
- Пятидесятница: сошествие Святого Духа на апостолов
- Раздел № 3. Основы православного вероучения
- Символ веры
- Первый член Символа веры
- Второй член Символа веры
- Третий член Символа веры
- Четвертый член Символа веры
- Пятый член Символа веры
- Шестой член Символа веры
- Седьмой член Символа веры
- Восьмой член Символа веры
- Девятый член Символа веры
- Десятый член Символа веры
- Одиннадцатый член Символа веры
- Двенадцатый член Символа веры
- Православное учение о Святой Троице
- Смысл искупительной Крестной Жертвы Господа Иисуса Христа
- Раздел № 4. Устройство православного храма. Богослужение Православной Церкви
- Устройство православного храма
- О святых иконах Значение иконы в Церкви
- Иконостас
- Священные предметы, используемые на богослужении
- Лица, совершающие богослужение Священнослужители и церковнослужители
- Облачения священнослужителей.
- Богослужение Православной Церкви
- Богослужебное время Службы суточного круга
- Священные воспоминания дней седмицы
- Структура церковного года
- Богослужебные тексты
- Богослужение Великого поста и Страстной седмицы Великий пост
- Страстная седмица
- Православные праздники
- Рождество Пресвятой Богородицы
- Введение во храм Пресвятой Девы Марии
- Рождество Христово
- Крещение Господне (Богоявление).
- Сретение Господне
- Благовещение Пресвятой Богородицы
- Вход Господень во Иерусалим
- Пасха – Светлое Христово Воскресение
- Вознесение Господне
- Пятидесятница – День Святой Троицы
- Преображение Господне
- Успение Пресвятой Богородицы
- Воздвижение Креста Господня
- Раздел № 5. Учение Православной Церкви о Таинствах
- Понятие о Таинствах и обрядах
- Таинство Крещения
- Таинство Миропомазания
- Таинство Покаяния
- Таинство Елеосвящения
- Таинство Брака
- Таинство Священства
- Таинство Евхаристии. Божественная Литургия
- Совершение Таинства Евхаристии во время Божественной Литургии
- I. Проскомидия
- II. Литургия оглашенных
- III. Литургия верных
- 1. Перенесение Святых Даров с жертвенника на престол
- 2. Приготовление верующих к освящению честных Даров
- 3. Освящение (пресуществление) Даров
- 4. Приготовление верующих к Причащению и Причащение.
- 5. Благодарение за причащение и отпуст
- Раздел № 6. Краткий обзор истории Вселенской Церкви
- Сошествие Святого Духа на апостолов и рождение Церкви
- Основные этапы истории христианской Церкви
- Первые века бытия Церкви: от святых апостолов до образования христианской империи
- Вселенские Соборы
- Отделение Римо-Католической церкви от Вселенской Церкви
- Движение Реформации
- Происхождение монашества и его значение в Церкви
- Спасение человека в Церкви. Лики святых
- Раздел № 7. Краткий обзор истории Русской Православной Церкви
- Крещение Руси. Русская Церковь в X-XIV вв.
- Прп. Сергий Радонежский и Троице-Сергиева Лавра
- Патриаршество в Русской Церкви
- Синодальный период
- Восстановление патриаршества. Гонения на Церковь в хх веке
- Литература