Ветхозаветные прообразы новозаветных событий
Апостол Павел, определяя значение Ветхого Завета, истории его лиц и обрядов, говорит, что все это служило «тенью» или предызображением новозаветных лиц и событий (Евр.10.1). Значение предызображений (прообразований) признавал Сам Господь Иисус Христос – в проповеди Он применял ветхозаветные события к новозаветным; например, Он говорил: «Как Моисей вознес змию в пустыни; так должно быть вознесену Сыну человеческому» (Ин. 3.14), и еще: «Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12.40).
Прообразом называется такой способ выражения таинственного смысла библейского текста, когда священные писатели сообщают понятие о каких-нибудь высших духовных предметах через действительные церковно-исторические лица, вещи, события и действия. Ветхозаветные писатели, повествуя о различных событиях Церкви ветхозаветной, очень часто под ними разумеют и раскрывают через них будущие события Церкви новозаветной. В этом случае прообраз есть заключенное в лицах, событиях, вещах и действиях Ветхого Завета предызображение того, что относится к Новому Завету, что потом исполнилось во Христе Спасителе и основанной Им Церкви.
Так, например, Мелхиседек, царь Салимский и священник Бога Всевышнего (Быт. 14.18-20), вышел навстречу Аврааму, возвращавшемуся после победы над союзными царями, вынес ему хлеб и вино и благословил Авраама. Со своей стороны, Авраам пожертвовал Мелхиседеку десятую долю из добычи. Все, о чем в данном случае повествует Священное Писание, есть действительный церковно-исторический факт. Но, помимо своего исторического значения приведенное повествование имеет и глубокое, таинственно-прообразовательное значение по отношению к новозаветным временам. Мелхиседек, по объяснению ап. Павла (Евр. 7.1-2), был прообразом Иисуса Христа. А предметы, вынесенные Мелхиседеком – хлеб и вино – указывают, по объяснению отцов Церкви, на новозаветное таинство Евхаристии.
Манна небесная, которая в течение сорока лет скитаний в пустыне составляла избранному народу хлеб насущный, также является прообразом Евхаристии (Ин. 6.26-58; 1 Кор. 10.3), духовной пищи Церкви Христовой как новозаветного Израиля, нового народа Божия.
Прообразы Господа Иисуса Христа и Его крестных страданий.
Главным предметом ветхозаветных прообразов был Господь Иисус Христос, к Которому направлялись надежды и ожидания праведных мужей древнего мира.
Исаак. Принесение в жертву Исаака (Быт. 22) прообразовало Голгофскую Жертву, а сам Исаак – Единородного Сына Божия, который добровольно отдал Себя для спасения всего человечества. Исаак, подобно Спасителю, добровольно подчиняется воле отца, несет дрова, как Христос нес Свой крест. Вместо Исаака Бог велит Аврааму принести в жертву агнца — это указание на Агнца-Христа, Который станет Жертвой за грехи всего мира.
Иосиф. В истории патриарха Иосифа также проявляются многие черты служения Спасителя. Как Иосиф за свою чистоту был ненавидим братьями, как и Господь Иисус Христос был ненавидим начальниками Иудейскими за превосходство над ними. Ненависть братьев выливается в желание убить Иосифа, приводит к продаже его купцам. Иосиф продан за 20 сребреников, Спаситель – за 30 сребреников. Имя брата, который придумал продать Иосифа — Иуда. В Египте Иосиф претерпел безвинное оклеветание и тюрьму, потом был оправдан и вознесен до второго места в государстве. Через Иосифа Египет был спасен от страшных последствий неурожая; праведник простил и спас от голода своих братьев, причем спасение своему роду доставляется им посредством хлеба. Так же и Господь Иисус Христос по воскресении Своем прощает Своих распинателей, дает им возможность спастись, насыщает людей Хлебом Жизни в Таинстве Евхаристии. И даже само имя, которое дается фараоном Иосифу в Египте, Цафнаф-панеах (Быт. 41.45) – Спаситель мира, также является прообразовательным.
Иов. Прообразом страдавшего и воскресшего Спасителя был праведный Иов Многострадальный, книга о котором читается на Страстной Седмице. Подобно Иову, из богатого сделавшему нищим, Сын Божий сошел с небес, «обнищал», сделавшись подобным нам Человеком, переносил все нужды человеческие и даже не имел, где главу приклонить. Праведный Иов во время скорби терпел укоризны и подозрения от своих ближайших друзей, прежде казавшихся ему преданными, не видел в них никакого сочувствия к своим страданиям. И Христос во время Своей земной жизни терпел поношения и клевету от Своих соплеменников, был предан Иудой, оставлен всеми на Голгофе, во время Крестных страданий слышал издевательства и насмешки.
Но как после страданий Иов вновь увенчался славой и богатством, так и Сын Божий воскрес из мертвых и возшел во славе на Свой небесный Престол.
Пасхальный Агнец. Ветхозаветная Пасха (Исх.12) является прообразом новозаветной Пасхи, а ветхозаветный агнец – прообразом новозаветного Агнца, Господа Иисуса Христа. Закланный ветхозаветный агнец является жертвой Богу за еврейский народ. Его мясо предлагается евреям для трапезы, а его кровью еврейские первенцы избавляются от смерти. В Новом Завете Христос, Агнец Божий, приносит Себя на Кресте в Жертву за грехи всего человечества. Кровью Его мы все избавляемся от рабства диаволу. За Божественной Литургией Он предлагает всем верным в снедь Свое Тело и Кровь «во оставление грехов и в жизнь вечную». В ночь празднования Пасхи еврейский народ покинул страну рабства и как бы воскрес для новой, свободной жизни. Подобно этому в день Воскресения Христова Господь призывает нас покинуть мир рабства диаволу и перейти в мир истинной свободы и счастья, который может осуществиться только с Богом и в Боге.
Прообразы Креста Христова.
Медный змий. За ропот на Бога и Моисея во время странствий по пустыне избранный народ постигло очередное наказание: в лагере появилось огромное количество ядовитых змей; от их укусов умерло много людей. Израильтяне раскаялись и просили Моисея помолиться о них Богу. Господь повелел Моисею отлить медного змея и прикрепить его на знамя посреди лагеря. И кто из ужаленных смотрел с верою на медного змея, тот оставался живым (Чис. 21.4-9). Этот медный змей в Ветхом Завете был прообразом Христа Спасителя: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3.14, 15). Христос распял с Собою на кресте все наши грехи, и мы теперь, взирая с верою на Него, исцеляемся от своих грехов и спасаемся от вечной смерти.
Помимо медного змея, в Ветхом Завете встречаются и другие прообразы Креста Христова:
Благословение Иаковом своих сыновей и внуков (Быт. 48.13-15): перед смертью Иаков, благословляя детей Иосифа Ефрема и Манассию, сложил руки крестом так, что правая его рука легла на голову Ефрема, а левая – на голову Манассии. Обычно правую руку возлагали на голову старшего сына; Иаков же, крестообразно сложив руки, благословил Ефрема, как старшего, хотя он был младше. Это крестообразное сложение рук Иаковом для благословения было прообразом Креста Христова и указанием на то, что будет время, когда люди будут получать благословение Божие не по происхождению или старшинству, а по своим добродетелям.
Крест, который Моисей начертал своим жезлом при переходе через Чермное море, разделяя его, а затем вновь соединяя, также прообразует Крест Господень (Исх.14).
Случай с горькой водой в Мерре на пути израильского народа из Египта к Синаю. Моисей по повелению Божию погрузил в источник с горькой водой дерево, и вода сделалась пригодной для питья (Исх. 15.25). Древо, брошенное Моисеем в горькую воду, прообразовало древо Креста Христова. Спасение евреев от жажды через древо предызображало спасение через Крест Господень, которым преодолевается горечь земных страданий и смерти и даруется жизнь вечная. Этим чудом в сознании избранного народа навсегда соединялись два понятия – древо и спасение.
Крестообразно воздетые руки Моисея во время битвы с амаликитянами.
На пути еврейского народа к Синаю во время битвы с амаликитянами Моисей стоял на горе, воздев руки так, что все его тело представляло собой крест. Как только Моисей опускал руки, сила израильских воинов начинала ослабевать. Поэтому, чтобы даровать своему народу победу, Моисей на протяжении всей битвы, до захождения солнца, стоял с воздетыми в молитве руками. Этим он прообразовывал собой распятого на Кресте Спасителя, даровавшего человечеству победу над грехом, диаволом и смертью (Исх. 17.8-13).
Прообразы Пресвятой Богородицы
В Ветхом Завете кроме прообразов Спасителя содержится множество предызображений Матери Божией. Некоторые прообразы относятся и к Спасителю и к Пресвятой Богородице.
Ноев Ковчег. Ковчег, в котором патриарх Ной спасся от вод всемирного потопа (Быт. 6-8), предызображает Пресвятую Деву. Много лет строился ковчег, и род человеческий долго приготовлялся к принятию Спасителя и рождению Девы Марии. Ковчег, построенный из негниющих пород деревьев, не пострадал от долгого нахождения в воде; а Пресвятая Богородица и по Рождестве Христовом осталась Девой. В ковчеге спаслись Ной и дети его от потопа, через Пресвятую Богородицу все послушные Богу спасаются от погибели вечной. От Ноя, вышедшего из ковчега, произошло население послепотопного мира; от Христа, родившегося от Пресвятой Девы, ведут свое начало люди Нового Завета.
Лестница Иакова. На пути в Месопотамию, в Вефиле, патриарх Иаков, бежавший из дома после получения обманным путем права первородства, видел во сне таинственную лествицу от земли до неба (Быт. 28). Эта лествица изображала Пресвятую Деву: через нее Бог сошел на землю и спас род человеческий, а люди получили возможность войти на небеса.
Неопалимая Купина. Прообразом Матери Божией является и неопалимая купина, т.е. куст, объятый огнем, но несгоревший. Этот куст Моисей увидел в момент, когда Бог призвал его на служение (Исх.3). Купина, объятая пламенем, оставалась невредимою, так и Дева, по рождестве Спасителя, не утратила Своего девства.
Жезл Ааронов. Чудо с жезлом Аарона относится к периоду сорокалетнего странствования израильского народа по пустыне. Жезл Арона был положен в ковчег завета вместе с жезлами всех колен израилевых после бунта Корея и др. иудеев против права священства рода Аронова. Жезл Аарона пустил почки, расцвел и принес миндали (Числ. 17.8). Этот чудесно процветший жезл, подтвердивший священство потомков Аарона, стал прообразом бессеменного зачатия и рождения Пречистой Девой Марией Господа Иисуса Христа.
- Православный свято-тихоновский гуманитАрный университет
- Оглавление
- Раздел № 1. Священная история Ветхого Завета Значение понятий «домостроительство спасения», «Библия», «Ветхий Завет»
- Священное Писание как одна из форм Священного Предания
- Происхождение мира и грехопадение прародителей
- Библейское повествование о творении мира и человека
- Жизнь первых людей в раю
- Грехопадение прародителей и его последствия. Обетование о Спасителе
- Начало истории падшего человечества
- Сыновья Адама: Каин и Авель, Сиф
- Всемирный потоп и завет Бога с Ноем
- Сыновья Ноя
- Вавилонское столпотворение и рассеяние народов
- Начало истории богоизбранного народа
- Родоначальник избранного народа Авраам Призвание Авраама и переселение его в обетованную землю
- Завет Бога с Авраамом
- Явление Бога Аврааму у дуба Мамрийского. Гибель Содома и Гоморры
- Рождение Исаака и принесение его в жертву Богу
- История Иакова
- Прекрасный Иосиф
- История праведного Иова
- Исход Израиля из Египта
- Период Египетского рабства. Рождение Моисея
- Призвание Моисея
- Казни египетские
- Праздник Пасхи
- Чудеса во время исхода из Египта
- Дарование Синайского законодательства
- Золотой телец
- У границ Ханаана. Двенадцать соглядатаев
- Сорокалетнее странствование по пустыне
- Завоевание земли обетованной
- Переход через Иордан и падение Иерихона. Битва у Гаваона
- Разделение земли обетованной
- Период Судей
- Причины дарования судей израильскому народу
- Судья Гедеон
- Судья Самсон
- Судья и пророк Самуил
- Период Царств
- Первый царь — Саул
- Царствование Давида
- Царствование Соломона. Разделение царств
- История Северного царства. Появление самарян
- История Южного Царства. Начало периода Вавилонского плена
- Служение пророков
- Пророк Илия
- Пророк Елисей
- Пророк Иона
- Пророк Исаия
- Пророк Иеремия
- Вавилонский плен
- Жизнь иудеев в плену
- Пророк Иезекииль
- Пророк Даниил
- Три отрока в печи вавилонской
- Жизнь иудейского народа после возвращения из плена
- Возвращение на родину при царе Кире
- Сооружение второго храма.
- Деятельность священника Ездры
- Правление Неемии. Восстановление Иерусалима
- Греческое и сирийское владычество. Завоевание Иудеи Римом
- Период греческого владычества
- Иудея под властью Сирии. Мученики Маккавеи
- Восстание против сирийской власти. Правление династии Маккавеев
- Период римского владычества
- Религиозно-нравственное состояние иудеев и язычников перед пришествием в мир Спасителя
- Ветхозаветные прообразы новозаветных событий
- Раздел № 2. Священная история Нового Завета Значение понятий «Новый Завет», «Евангелие»
- Личность и подвиг Пресвятой Богородицы. Событие Благовещения
- Рождество Христово. Детство и отрочество Спасителя
- Личность и начало служения святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна
- Начало общественного служения Господа Иисуса Христа
- Крещение Господне
- Искушения в пустыне
- Свидетельства св. Иоанна Крестителя о Господе Иисусе Христе
- Первая встреча Спасителя с будущими апостолами
- Первое чудо в Кане Галилейской
- Беседа с Никодимом
- Удаление Спасителя в Галилею. Проповедь в Назарете
- Последнее свидетельство Предтечи о Христе. Усекновение главы св. Иоанна Крестителя
- Призвание учеников Чудесный улов рыбы и призвание рыбарей
- Призвание Левия-Матфея
- Избрание двенадцати апостолов
- Нагорная проповедь
- Учение Спасителя о Царстве Небесном в притчах
- Притча о сеятеле
- Притчи о закваске и зерне горчичном
- Притчи о сокровище и жемчужине
- Притча о плевелах
- Чудеса Христовы в Галилее
- Исцеление бесноватых
- Исцеление расслабленного в Капернауме
- Исцеление слуги сотника и дочери хананеянки
- Воскрешение сына наинской вдовы и дочери Иаира
- Укрощение бури
- Чудесное насыщение народа пятью хлебами
- Хождение Иисуса Христа по воде
- Отношение фарисеев и книжников к служению Иисуса Христа
- Исповедание апостолов у Кесарии Филипповой
- Преображение Господне
- Путь в Иерусалим на страдания: учение и чудеса
- Притча о пропавшей овце
- Притча о потерянной драхме
- Притча о блудном сыне
- Притча о милосердном самарянине
- Притча о мытаре и фарисее
- Благословение детей
- Беседа Христа с богатым юношей о богатстве
- Притча о богаче и Лазаре
- Притча о работниках в винограднике
- Исцеление десяти прокаженных
- Женщина, взятая в прелюбодеянии, перед судом Спасителя
- Исцеление слепорожденного
- Воскрешение Лазаря. Тайное решение Синедриона
- Вечеря в Вифании за шесть дней до Пасхи
- Обращение мытаря Закхея
- Торжественный Вход Господа в Иерусалим
- Страстная седмица Великий Понедельник Проклятие бесплодной смоковницы
- Изгнание торгующих из храма
- Великий Вторник Последнее посещение храма
- Притча о злых виноградарях
- Вопрос о подати кесарю
- Обличительная речь против книжников и фарисеев
- Лепта вдовы
- Беседа с учениками о разрушении Иерусалима и Втором пришествии
- Притча о десяти девах
- Притча о талантах
- Беседа о Страшном Суде
- Великая Среда Предательство Иуды
- Великий Четверг Тайная вечеря
- Прощальная беседа Господа Иисуса Христа с учениками
- Гефсиманская молитва
- Взятие под стражу
- На допросе у первосвященника Анны. Отречение ап. Петра
- Суд Синедриона
- Великая Пятница Смерть Иуды-предателя
- На суде у Пилата
- Крестный путь на Голгофу
- Распятие и Крестная смерть Господа Иисуса Христа
- Погребение Спасителя
- Воскресение Христово
- Явление воскресшего Господа Марии Магдалине и другим мироносицам
- Явление двум ученикам на пути в Эммаус
- Явление десяти апостолам в день Воскресения
- Явление одиннадцати апостолам в Сионской горнице
- Явление апостолам на Тивериадском озере
- Явление ученикам на горе в Галилее
- Вознесение Господне
- Пятидесятница: сошествие Святого Духа на апостолов
- Раздел № 3. Основы православного вероучения
- Символ веры
- Первый член Символа веры
- Второй член Символа веры
- Третий член Символа веры
- Четвертый член Символа веры
- Пятый член Символа веры
- Шестой член Символа веры
- Седьмой член Символа веры
- Восьмой член Символа веры
- Девятый член Символа веры
- Десятый член Символа веры
- Одиннадцатый член Символа веры
- Двенадцатый член Символа веры
- Православное учение о Святой Троице
- Смысл искупительной Крестной Жертвы Господа Иисуса Христа
- Раздел № 4. Устройство православного храма. Богослужение Православной Церкви
- Устройство православного храма
- О святых иконах Значение иконы в Церкви
- Иконостас
- Священные предметы, используемые на богослужении
- Лица, совершающие богослужение Священнослужители и церковнослужители
- Облачения священнослужителей.
- Богослужение Православной Церкви
- Богослужебное время Службы суточного круга
- Священные воспоминания дней седмицы
- Структура церковного года
- Богослужебные тексты
- Богослужение Великого поста и Страстной седмицы Великий пост
- Страстная седмица
- Православные праздники
- Рождество Пресвятой Богородицы
- Введение во храм Пресвятой Девы Марии
- Рождество Христово
- Крещение Господне (Богоявление).
- Сретение Господне
- Благовещение Пресвятой Богородицы
- Вход Господень во Иерусалим
- Пасха – Светлое Христово Воскресение
- Вознесение Господне
- Пятидесятница – День Святой Троицы
- Преображение Господне
- Успение Пресвятой Богородицы
- Воздвижение Креста Господня
- Раздел № 5. Учение Православной Церкви о Таинствах
- Понятие о Таинствах и обрядах
- Таинство Крещения
- Таинство Миропомазания
- Таинство Покаяния
- Таинство Елеосвящения
- Таинство Брака
- Таинство Священства
- Таинство Евхаристии. Божественная Литургия
- Совершение Таинства Евхаристии во время Божественной Литургии
- I. Проскомидия
- II. Литургия оглашенных
- III. Литургия верных
- 1. Перенесение Святых Даров с жертвенника на престол
- 2. Приготовление верующих к освящению честных Даров
- 3. Освящение (пресуществление) Даров
- 4. Приготовление верующих к Причащению и Причащение.
- 5. Благодарение за причащение и отпуст
- Раздел № 6. Краткий обзор истории Вселенской Церкви
- Сошествие Святого Духа на апостолов и рождение Церкви
- Основные этапы истории христианской Церкви
- Первые века бытия Церкви: от святых апостолов до образования христианской империи
- Вселенские Соборы
- Отделение Римо-Католической церкви от Вселенской Церкви
- Движение Реформации
- Происхождение монашества и его значение в Церкви
- Спасение человека в Церкви. Лики святых
- Раздел № 7. Краткий обзор истории Русской Православной Церкви
- Крещение Руси. Русская Церковь в X-XIV вв.
- Прп. Сергий Радонежский и Троице-Сергиева Лавра
- Патриаршество в Русской Церкви
- Синодальный период
- Восстановление патриаршества. Гонения на Церковь в хх веке
- Литература