logo
основы православия

Отделение Римо-Католической церкви от Вселенской Церкви

В 1054 году произошло отделение западной части Церкви (Римской Поместной Церкви) от остальной Церкви (восточной): патриархатов Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского. Хотя в первую очередь это был конфликт между Римской и Константинопольской Церквями. Последняя была единственной из восточных Церквей, которая к тому времени не находилась под властью мусульман. Причиной раскола Восточной и Западной Церкви, в первую очередь, стали чрезвычайные притязания римских пап на преобладание в Церкви. Опираясь на авторитет ап. Петра среди других апостолов и считая ап. Петра основателем и первым епископом Римской Церкви, папы утверждали, что Петр получил от Иисуса Христа особые полномочия быть наместником Христа на земле и эти полномочия и главенство в Церкви переходят от одного римского епископа к следующему. Стремясь к главенству над всей Церковью, римские епископы поставили себя выше церковных правил и Вселенских Соборов и считали себя вправе вмешиваться в жизнь других патриархатов.

К XI веку в западной церковной жизни, помимо притязаний папы на власть над всей Церковью, появились и другие отклонения:

1) распространилось и утвердилось учение об исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына (по-латински фраза «и от Сына» звучит как «филиокве»). Это учение о Филиокве, искажающее догмат о Святой Троице, на Западе было внесено в 8-ой член Символа веры, вопреки запрету Третьего Вселенского Собора вносить туда какие-либо изменения.

2) на проскомидии начали употреблять не квасный (дрожжевой) хлеб, а так называемые опресноки, т.к. хлеб без дрожжевой закваски. Восточная Церковь совершала Литургию на квасном хлебе, поскольку именно такой хлеб использовал Господь Иисус Христос при установлении Евхаристии на Тайной вечере.

Последнее нововведение, конечно, менее значимо в вероучительном смысле, но именно оно стало формальным поводом для разделения Церквей. Когда константинопольский патриарх обличил это новшество, римский папа Лев, возмущенный судом над «апостольским престолом», отправил в Константинополь своих посланников, которые написали акт отлучения на константинопольского патриарха и всю Восточную Церковь. В свою очередь, Восточная Церковь, на соборе, созванном константинопольским патриархом, отлучила посланников римского папы от Церкви, а самого папу Римского перестала с тех пор поминать за богослужением, признав незаконными его притязания на главенство.

Состояние схизмы (раскола) между греческой и римской Церквами было закреплено последующими событиями. Так, во время Четвертого Крестового похода81 в 1204 г. посланные римским папой войска обратили свой меч не на мусульман, а на братьев-христиан. Крестоносцы захватили и разграбили Константинополь, проявив при этом невероятную жестокость.

В последующие века тенденция Римской Церкви к отступлению от православного учения проявилась в новых вероучительных отклонениях, в нововведениях в обрядах, в церковном управлении и в церковных обычаях. Среди этих нововведений были такие как:

Долгое время, в соответствии с указом римского папы, мирянам-католикам даже запрещалось читать Священное Писание.