Происхождение монашества и его значение в Церкви
Евангелие требует от всех христиан нравственно-доброй жизни и борьбы со своими страстями и пороками, но вместе с тем, с самого начала христианской Церкви многие из верующих стремились к достижению высшего духовного совершенства. Они добровольно отказывались от имущества и раздавали его бедным, принимали на себя обет девства, проводили время в непрестанной молитве, трудах, посте и воздержании. Христиан, выбравших высший путь служения Христу через отречение от материальных и иных благ мира, называют монахами (от греч. «monos» – один, одинокий) или иноками, т.к. ведут особый (иной, отличный от мирского) образ жизни.
Монашество возникло еще в период гонений на христиан, во II-III веках. Расцвет монашеского подвига приходится на IV-V вв., когда гонения на христиан прекратились, и христианская вера в Римской империи стала государственной. В это время большое число христиан, желая всецело посвятить себя Богу, стало покидать города и селиться в пустынях. Обычно этот исход связывают с притоком в Церковь большого числа язычников. Прежде люди становились христианами по глубокому убеждению, понимая, что этим они обрекают себя на гонения и смерть. Теперь христианство, как религию, покровительствуемую и распространяемую государством, можно было принимать безбоязненно. Это неизбежно приводило к снижению духовного уровня и высоты жизни христиан, к увлечению житейскими попечениями, роскошью и увеселениями. Поэтому многие ревностные христиане, ищущие возможности во всей полноте исполнить заповеди Христовы, понести особенный подвиг ради Него, удалялись от мира и шли в пустыню.
Родиной иноческого подвига является Египет, а отцом монашества считается египетский подвижник св. Антоний Великий (251-355 гг.). Он не был первым пустынножителем, но стал первым человеком, возбудившим широкий интерес к этому роду христианского подвига. Высота духовной жизни и добродетелей преподобного Антония, его нравственный авторитет побудили огромное число христиан последовать его примеру и вступить на иноческий путь.
Антоний родился в богатой семье, в 18 лет стал сиротой. В подражание апостолам, все оставившим ради Христа, он отдал свое имение нищим и стал учеником старца, жившего на краю селения.82 Посещал Антоний и других отшельников, желая воспользоваться их советами, перенять их опыт подвижнической жизни. Уже в это время Антоний так прославился своими подвигами, что его называли «другом Божиим».
В стремлении к полному уединению в 34 года Антоний оставил старца и поселился в совершенно безлюдных местах на берегу на берегу Нила. Антоний страдал от голода и жажды, мучился от тяжелых помыслов. С нападавшими искушениями подвижник боролся постоянным физическим трудом и молитвой. Однажды, когда святой подвижник изнемогал и готов был впасть в уныние, ему явился Господь. Увидев Его, Антоний воззвал: «Где ты был, благий Иисусе? Почему вначале не пришел Ты прекратить мои страдания?» Господь ответил: «Я был здесь и ждал, пока не увижу твоего подвига».
Иисус Христос сказал в Нагорной проповеди, что не может укрыться город, стоящий на верху горы. Через некоторое время слава о необыкновенной жизни преп. Антония распространилась по всему Египту. Приходившие к Антонию удивлялись, не находя в нем следов изнурения от величайших лишений, которым он подвергал себя; это был спокойный и со всеми одинаково приветливый старец. Многие христиане стремились поселиться около него и вести подвижническую жизнь.
Преподобный Антоний является основателем отшельнического подвига. Он не оставил после себя монастыря, устроенного по строго определенным правилам, как это делали впоследствии многие преподобные. Колонии отшельников, появившиеся под его влиянием, были объединены только духовными связями. Отшельники жили отдельно друг от друга в хижинах или пещерах, предавались посту, молитве, трудам на пользу свою и бедных (плели корзины, циновки и т. п.). Антоний был духовным отцом этого множества иноков, он наставлял учеников жить в полном отречении от земных благ, в совершенной преданности воле Божией, в непрестанном труде и молитве, учил борьбе со страстями и духами злобы. Наставления преподобного Антония легли в основу всей последующей аскетики, а его житие, написанное свт. Афанасием Великим, на многие века стало образцом для составления жития преподобного. За свои подвиги святой Антоний заслужил наименование Великого.
В Египте зародилась еще форма иноческой жизни – скитская или полуотшельническая. Подвижники, имея при себе одного-двух учеников, жили в хижинах или пещерах (келиях) и только по воскресеньям сходились в храм. Наставника называли «авва», что означает «отец». Отношения между аввой и его учениками строились на взаимной любви и послушании наставнику. Среди египетских подвижников, ведших полуотшельнический образ жизни, пожалуй, более всех известен преп. Макарий Великий (†400), преемник преп. Антония, бережно хранивший его наследие и продолживший после его кончины дело духовного назидания иноков.
Основателем третьего уклада монашеской жизни – общежительного – стал св. Пахомий Великий († 346). Он происходил из языческой египетской семьи и был воином. Во время службы Пахомий имел случай ближе узнать христиан и проникся к ним большим уважением. По окончании войны Пахомий принял крещение, ушел в Фиваидскую пустыню и провел там 15 лет под руководством одного старца-отшельника. По внушению Божию Пахомий оставил старца и на острове посреди Нила устроил монастырь. В этом первом общежительном монастыре монахи жили по трое в келье, вместе один раз в день вкушали пищу (хлеб с солью, иногда овощи без масла), вместе занимались рукоделием (доходы принадлежали всей общине), носили одинаковую одежду (льняной хитон, кожаный пояс, островерхая шапочка, сандалии), несколько раз в день сходились в храм для молитвы. Для всех монахов обязательным было отречение от всего мирского (родных и имущества), полное подчинение настоятелю и отсечение своей воли.
Впоследствии преп. Пахомий основал еще несколько монастырей. Он же устроил и первый женский монастырь. В конце жизни преп. Пахомия под его управлением было уже 11 монастырей, из которых 2 женских. Все эти монастыри подчинялись одному настоятелю (Пахомию), и жили по единому, им созданному Уставу. Большинство древних авторов сообщает, что правила, по которым строилась жизнь в обителях преп. Пахомия, были дарованы ему Ангелом. По некоторым сведениям, к концу IV века в устроенных преп. Пахомием монастырях подвизалось до 7000 монахов.83
Общежительные монастыри прп. Пахомия имели большое значение для распространения монашества. Отшельнический подвиг чрезвычайно труден и доступен для немногих, наиболее опытных и духовно сильных подвижников. А общежительный монастырь с посильными для обычного человека правилами давал возможность жить монашеской жизнью всем желающим. В общежитие мог быть принят любой, даже новообращенный христианин. Иногда в обители прп. Пахомия приходили люди, не знавшие молитвы Господней «Отче наш». Жизнь в обществе единомышленников служила хорошим наставлением в вере, оказывала благотворное влияние на новообращенного. Впоследствии стало правилом, чтобы благословение на отшельнический подвиг иноки получали только после многих лет жизни в общежительном монастыре.
В скором времени монашество распространилось и в других районах – в Палестине и на Синае, в Сирии, Малой Азии, Западной Европе, позднее – на Святой Горе Афон. Монастыри устраивали не только в пустынях, но и вблизи городов, при этом городские монастыри по высоте жизни нисколько ни отличались от пустынных. Одним из самых знаменитых городских монастырей был Студийский монастырь в столице Византийской империи Константинополе.
В некоторых областях монашество приобрело своеобразные черты. Очень суровыми подвигами отличались сирийские монахи. Иные не употребляли вареной пищи и питались травами, иные жили под открытым небом, носили вериги или приковывали себя цепью к скалам. В Сирии появился такой вид подвига как столпничество (многолетнее молитвенное стояние на столпе – башне). Основателем подвига столпничества считается преп. Симеон Столпник († ок. 459), который провел на столпе около 80 лет.
В Палестине иноки не брали на себя таких тяжелых подвигов и старались шествовать средним путем, более доступным. Так, здесь был распространен полуобщежительный тип жизни. Несколько скитов соединялись под властью одного настоятеля в единый монастырь - лавру. Каждый инок трудился и хозяйничал сам, но для всех были общие правила жизни и общий храм. Самой известной палестинской лаврой является существующая и доныне Лавра преп. Саввы Освященного (†532), расположенная недалеко от Иерусалима. Палестинские иноки находили время и для служения миру: они устраивали больницы, странноприимные дома, участвовали в борьбе с ересями. Впоследствии именно палестинский образ монашеской жизни был воспринят на Руси.
Монашество всегда оказывало великое благотворное влияние на христиан, несущих подвиг в мире. Иноки показывали мирянам образец жизни во Христе. За годы многолетних подвигов монахами была глубоко изучена человеческая душа, ее страсти (духовные болезни, внесенные первородным грехом) и найдены принципы борьбы с ними. Жития и записи мудрых изречений святых подвижников стали руководством в духовной жизни для последующих поколений христиан.
Монашество содействовало распространению веры Христовой и окончательному падению язычества. Высокая жизнь иноков приводила в удивление даже язычников и была для них доказательством святости христианской веры. Антоний Великий одним появлением своим в Александрии, по свидетельству святого Афанасия Великого, обратил к Христовой вере столько язычников, сколько в другое время их обращалось в год.
Иноки являлись усердными сотрудниками епископов в борьбе с еретиками, они безбоязненно обличали сильных мира за уклонение от Церкви и Православия. Показателем признания высокого значения монашества в жизни Церкви, стало принятое в XI веке решение об избрании епископов только из среды монахов.
- Православный свято-тихоновский гуманитАрный университет
- Оглавление
- Раздел № 1. Священная история Ветхого Завета Значение понятий «домостроительство спасения», «Библия», «Ветхий Завет»
- Священное Писание как одна из форм Священного Предания
- Происхождение мира и грехопадение прародителей
- Библейское повествование о творении мира и человека
- Жизнь первых людей в раю
- Грехопадение прародителей и его последствия. Обетование о Спасителе
- Начало истории падшего человечества
- Сыновья Адама: Каин и Авель, Сиф
- Всемирный потоп и завет Бога с Ноем
- Сыновья Ноя
- Вавилонское столпотворение и рассеяние народов
- Начало истории богоизбранного народа
- Родоначальник избранного народа Авраам Призвание Авраама и переселение его в обетованную землю
- Завет Бога с Авраамом
- Явление Бога Аврааму у дуба Мамрийского. Гибель Содома и Гоморры
- Рождение Исаака и принесение его в жертву Богу
- История Иакова
- Прекрасный Иосиф
- История праведного Иова
- Исход Израиля из Египта
- Период Египетского рабства. Рождение Моисея
- Призвание Моисея
- Казни египетские
- Праздник Пасхи
- Чудеса во время исхода из Египта
- Дарование Синайского законодательства
- Золотой телец
- У границ Ханаана. Двенадцать соглядатаев
- Сорокалетнее странствование по пустыне
- Завоевание земли обетованной
- Переход через Иордан и падение Иерихона. Битва у Гаваона
- Разделение земли обетованной
- Период Судей
- Причины дарования судей израильскому народу
- Судья Гедеон
- Судья Самсон
- Судья и пророк Самуил
- Период Царств
- Первый царь — Саул
- Царствование Давида
- Царствование Соломона. Разделение царств
- История Северного царства. Появление самарян
- История Южного Царства. Начало периода Вавилонского плена
- Служение пророков
- Пророк Илия
- Пророк Елисей
- Пророк Иона
- Пророк Исаия
- Пророк Иеремия
- Вавилонский плен
- Жизнь иудеев в плену
- Пророк Иезекииль
- Пророк Даниил
- Три отрока в печи вавилонской
- Жизнь иудейского народа после возвращения из плена
- Возвращение на родину при царе Кире
- Сооружение второго храма.
- Деятельность священника Ездры
- Правление Неемии. Восстановление Иерусалима
- Греческое и сирийское владычество. Завоевание Иудеи Римом
- Период греческого владычества
- Иудея под властью Сирии. Мученики Маккавеи
- Восстание против сирийской власти. Правление династии Маккавеев
- Период римского владычества
- Религиозно-нравственное состояние иудеев и язычников перед пришествием в мир Спасителя
- Ветхозаветные прообразы новозаветных событий
- Раздел № 2. Священная история Нового Завета Значение понятий «Новый Завет», «Евангелие»
- Личность и подвиг Пресвятой Богородицы. Событие Благовещения
- Рождество Христово. Детство и отрочество Спасителя
- Личность и начало служения святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна
- Начало общественного служения Господа Иисуса Христа
- Крещение Господне
- Искушения в пустыне
- Свидетельства св. Иоанна Крестителя о Господе Иисусе Христе
- Первая встреча Спасителя с будущими апостолами
- Первое чудо в Кане Галилейской
- Беседа с Никодимом
- Удаление Спасителя в Галилею. Проповедь в Назарете
- Последнее свидетельство Предтечи о Христе. Усекновение главы св. Иоанна Крестителя
- Призвание учеников Чудесный улов рыбы и призвание рыбарей
- Призвание Левия-Матфея
- Избрание двенадцати апостолов
- Нагорная проповедь
- Учение Спасителя о Царстве Небесном в притчах
- Притча о сеятеле
- Притчи о закваске и зерне горчичном
- Притчи о сокровище и жемчужине
- Притча о плевелах
- Чудеса Христовы в Галилее
- Исцеление бесноватых
- Исцеление расслабленного в Капернауме
- Исцеление слуги сотника и дочери хананеянки
- Воскрешение сына наинской вдовы и дочери Иаира
- Укрощение бури
- Чудесное насыщение народа пятью хлебами
- Хождение Иисуса Христа по воде
- Отношение фарисеев и книжников к служению Иисуса Христа
- Исповедание апостолов у Кесарии Филипповой
- Преображение Господне
- Путь в Иерусалим на страдания: учение и чудеса
- Притча о пропавшей овце
- Притча о потерянной драхме
- Притча о блудном сыне
- Притча о милосердном самарянине
- Притча о мытаре и фарисее
- Благословение детей
- Беседа Христа с богатым юношей о богатстве
- Притча о богаче и Лазаре
- Притча о работниках в винограднике
- Исцеление десяти прокаженных
- Женщина, взятая в прелюбодеянии, перед судом Спасителя
- Исцеление слепорожденного
- Воскрешение Лазаря. Тайное решение Синедриона
- Вечеря в Вифании за шесть дней до Пасхи
- Обращение мытаря Закхея
- Торжественный Вход Господа в Иерусалим
- Страстная седмица Великий Понедельник Проклятие бесплодной смоковницы
- Изгнание торгующих из храма
- Великий Вторник Последнее посещение храма
- Притча о злых виноградарях
- Вопрос о подати кесарю
- Обличительная речь против книжников и фарисеев
- Лепта вдовы
- Беседа с учениками о разрушении Иерусалима и Втором пришествии
- Притча о десяти девах
- Притча о талантах
- Беседа о Страшном Суде
- Великая Среда Предательство Иуды
- Великий Четверг Тайная вечеря
- Прощальная беседа Господа Иисуса Христа с учениками
- Гефсиманская молитва
- Взятие под стражу
- На допросе у первосвященника Анны. Отречение ап. Петра
- Суд Синедриона
- Великая Пятница Смерть Иуды-предателя
- На суде у Пилата
- Крестный путь на Голгофу
- Распятие и Крестная смерть Господа Иисуса Христа
- Погребение Спасителя
- Воскресение Христово
- Явление воскресшего Господа Марии Магдалине и другим мироносицам
- Явление двум ученикам на пути в Эммаус
- Явление десяти апостолам в день Воскресения
- Явление одиннадцати апостолам в Сионской горнице
- Явление апостолам на Тивериадском озере
- Явление ученикам на горе в Галилее
- Вознесение Господне
- Пятидесятница: сошествие Святого Духа на апостолов
- Раздел № 3. Основы православного вероучения
- Символ веры
- Первый член Символа веры
- Второй член Символа веры
- Третий член Символа веры
- Четвертый член Символа веры
- Пятый член Символа веры
- Шестой член Символа веры
- Седьмой член Символа веры
- Восьмой член Символа веры
- Девятый член Символа веры
- Десятый член Символа веры
- Одиннадцатый член Символа веры
- Двенадцатый член Символа веры
- Православное учение о Святой Троице
- Смысл искупительной Крестной Жертвы Господа Иисуса Христа
- Раздел № 4. Устройство православного храма. Богослужение Православной Церкви
- Устройство православного храма
- О святых иконах Значение иконы в Церкви
- Иконостас
- Священные предметы, используемые на богослужении
- Лица, совершающие богослужение Священнослужители и церковнослужители
- Облачения священнослужителей.
- Богослужение Православной Церкви
- Богослужебное время Службы суточного круга
- Священные воспоминания дней седмицы
- Структура церковного года
- Богослужебные тексты
- Богослужение Великого поста и Страстной седмицы Великий пост
- Страстная седмица
- Православные праздники
- Рождество Пресвятой Богородицы
- Введение во храм Пресвятой Девы Марии
- Рождество Христово
- Крещение Господне (Богоявление).
- Сретение Господне
- Благовещение Пресвятой Богородицы
- Вход Господень во Иерусалим
- Пасха – Светлое Христово Воскресение
- Вознесение Господне
- Пятидесятница – День Святой Троицы
- Преображение Господне
- Успение Пресвятой Богородицы
- Воздвижение Креста Господня
- Раздел № 5. Учение Православной Церкви о Таинствах
- Понятие о Таинствах и обрядах
- Таинство Крещения
- Таинство Миропомазания
- Таинство Покаяния
- Таинство Елеосвящения
- Таинство Брака
- Таинство Священства
- Таинство Евхаристии. Божественная Литургия
- Совершение Таинства Евхаристии во время Божественной Литургии
- I. Проскомидия
- II. Литургия оглашенных
- III. Литургия верных
- 1. Перенесение Святых Даров с жертвенника на престол
- 2. Приготовление верующих к освящению честных Даров
- 3. Освящение (пресуществление) Даров
- 4. Приготовление верующих к Причащению и Причащение.
- 5. Благодарение за причащение и отпуст
- Раздел № 6. Краткий обзор истории Вселенской Церкви
- Сошествие Святого Духа на апостолов и рождение Церкви
- Основные этапы истории христианской Церкви
- Первые века бытия Церкви: от святых апостолов до образования христианской империи
- Вселенские Соборы
- Отделение Римо-Католической церкви от Вселенской Церкви
- Движение Реформации
- Происхождение монашества и его значение в Церкви
- Спасение человека в Церкви. Лики святых
- Раздел № 7. Краткий обзор истории Русской Православной Церкви
- Крещение Руси. Русская Церковь в X-XIV вв.
- Прп. Сергий Радонежский и Троице-Сергиева Лавра
- Патриаршество в Русской Церкви
- Синодальный период
- Восстановление патриаршества. Гонения на Церковь в хх веке
- Литература