logo
основы православия

Вход Господень во Иерусалим

Первое упоминание о праздновании христианской Церковью Входа в Иерусалим относятся к III веку.

Это событие описано у всех четырех евангелистов (Мф. 21.1-11; Мк. 11.1-11; Лк. 19.29-44; Ин. 12.12-19).

Этот праздник посвящен воспоминанию торжественного Входа Господня во Иерусалим, куда Господь вошел для страданий и крестной смерти. За шесть дней до еврейской Пасхи, Иисус Христос совершил торжественный вход в Иерусалим, чтобы показать, что Он есть истинный Царь и идет на смерть добровольно. Приблизившись к Иерусалиму, Иисус Христос послал двух учеников Своих, чтобы они привели Ему ослицу и молодого осла, на которого еще никто из людей не садился. Ученики пошли и поступили так, как повелел им Учитель. Они покрыли осла своими одеждами, и Иисус Христос сел на него.

В Иерусалиме узнали, что Иисус, воскресивший четверодневного Лазаря, приближается к городу. Множество народа, собравшегося отовсюду к празднику Пасхи, вышло к Нему навстречу. Многие снимали с себя верхние одежды и постилали их Ему по дороге; другие срезали пальмовые ветви, несли их в руках и покрывали мим путь. И весь народ, сопровождавший и встречавший Его, в радости восклицал: «Осанна (спасение) Сыну Давидову! благословен грядущий во имя Господне (т. е. достоин хвалы, идущий от имени Господа, посланный Богом) Царь Израилев! Осанна в вышних!» (Мф. 21.9)

После торжественного входа в город, Иисус Христос пришел в Иерусалимский храм и выгнал из него всех продающих и покупающих. В этом же время Христа обступили слепые и хромые, и Он всех их исцелил. Народ, видя власть Иисуса Христа и чудеса, Им совершенные, стал еще больше прославлять Его. Первосвященники же, книжники и старейшины народа завидовали любви народа к Христу и искали случая погубить Его, но не находили, потому что весь народ неотступно слушал Его.

За Входом в Иерусалим начинается Страстная седмица. Господь по Своей воле приходит в Иерусалим, зная, что идет на страдания.

Торжественный вход Господень в Иерусалим празднуется Церковью в последнее воскресенье перед Пасхой. Этот праздник называется также Вербным воскресеньем или неделей Ваий (в церковнославянском языке «ваия» — ветвь, «неделя» — воскресный день). Во время всенощного бдения в храме совершается освящение ветвей (в некоторых странах – пальмовых ветвей, в России – цветущих ветвей вербы). Ветви – символ победы Христа над смертью и напоминание о будущем всеобщем воскресении мертвых.

Тропарь праздника: Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя (до Своих страданий удостоверяя нас, что будет всеобщее воскресение), из мертвых воздвигл еси (воскресил) Лазаря, Христе Боже. Тем же и мы, яко отроцы (подобно детям), победы знамения носяще (нося ветви как знамение победы жизни над смертью), Тебе, Победителю смерти, вопием (восклицаем): осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне!

Кондак: На престоле на небеси (восседая на престоле на небе), на жребяти на земли носимый (и на земле шествуя на молодом осле), Христе Боже, Ангелов хваление, и детей воспевание приял еси (принял) зовущих Ти (Тебе): благословен еси, грядый Адама воззвати!