logo
основы православия

Девятый член Символа веры

Во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь.

Девятый член Символа веры говорит о Церкви Христовой, которую Иисус Христос основал для освящения и спасения людей. Церковь − это сообщество людей, объединенных верой и таинствами. В жизнь Церкви таинственно включен и мир ангелов.

Один из самых ясных образов Церкви − это образ Тела. Главой тела Церкви является Иисус Христос. Через участие в таинстве Евхаристии, через Причащение Телу и Крови Христовым Сам Христос соединяется с верующими и обитает в них.

Господь Иисус Христос поручил видимое устройство и управление Церковью святым апостолам и их преемникам – епископам, пастырям Церкви, через них Он невидимо управляет Церковью.

Кто повинуется Церкви, тот повинуется Самому Христу, а кто не повинуется и отвергает ее, тот отвергает и Самого Господа. Если кто «Церкви не послушает, тот да будет он тебе, как язычник и мытарь», – сказал Господь (Мф. 19.17).

Церковь Христова непобедима и будет существовать вечно, как обещал Господь: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее ... Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 16.18; Мф. 28.20).

В Церкви Христовой хранится в чистоте и неповрежденности Истина Божия, как апостол Павел писал: «Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:15). Другие неправославные церкви в большей или меньшей степени отошли от Истины.

Христиане верят в единую, святую, соборную и апостольскую Церковь. Единство, святость, соборность и апостольство − это свойства Церкви.

1. Церковь Христова едина, потому что она есть одно духовное тело, имеет одну главу – Христа и одушевляется одним Духом Божиим (Еф. 4.4-6). Как живое тело не делится, так и Церковь не может распадаться или разъединяться на части. От нее могут отделяться еретики и раскольники, но, отпадая, они перестают быть членами Церкви. Церковь же остается единой. Как тело состоит из многих членов, так и Церковь Христова состоит из многих поместных или национальных церквей: Греческой, Русской, Сербской, Румынской, Болгарской, Иерусалимской, Константинопольской, Антиохийской, Александрийской, Американской и других. Все эти Поместные Церкви верят и учат одинаково, все имеют епископов, восходящих к апостолам.

2. Церковь Христова свята, потому что она освящается Господом Иисусом Христом: Его страданиями, Его Божественным учением и установленными Им святыми Таинствами, в которых верующим подается благодать Святого Духа.

Как сущность драгоценного камня не меняется от собравшейся на нем пыли, так и Церковь не теряет своей святости от греховности людей. Все христиане должны очищать себя от грехов покаянием, исповедью и причащением Святых Тайн. Если же кто из них остается нераскаянным грешником, он отпадает от Церкви, как сухая ветка от дерева.

3. Церковь Христова соборная, потому что она собирает в себя всех истинно верующих людей – независимо от их национальности, образования или социального положения. Церковь не ограничена ни пространством, ни временем, ни народом, поэтому она называется еще вселенской (кафолической). Все важные вопросы в Церкви решает не один человек, а собор епископов. Соборы епископов от всех Поместных Церквей называются Вселенскими Соборами.

4. Церковь Христова называется апостольской, потому что она хранит апостольское учение и апостольскую благодать. Святые апостолы, получив дары Святого Духа в день Пятидесятницы, передали их через священное рукоположение пастырям Церкви. Так непрерывно от апостолов до наших дней благодать Божия передается преемственно от епископа к епископу. Апостольство Церкви состоит е и в том, что она, подобно апостолам, призвана проповедовать Евангелия во всем мире.

Единая святая, соборная и апостольская Церковь называется еще Православной (по-гречески – оrthоdоkео, ортодокео), потому что она правильно мыслит и правильно учит.