logo
основы православия

Воздвижение Креста Господня

Этот праздник относится к числу великих праздников и празднуется 27 сентября. Он установлен в IV веке в воспоминание Обрéтения Креста Господня.

Один из первых христианских историков Евсевий Кесарийский описывает следующим образом это событие и предысторию его. Император Константин Великий, будучи язычником, еще только склоняющимся к принятию христианства, убедился в силе и славе Креста Христова. Однажды, накануне решительной битвы, он и все его войско увидели на небе знамение креста с надписью: «Сим побеждай»64. В следующую затем ночь императору явился Сам Иисус Христос с Крестом в руке и сказал, что этим знамением император победит врага; и велел устроить воинское знамя (хоругвь) с изображением святого Креста. Константин исполнил повеление Божие и победил врага. После победы император принял христиан под свое покровительство и объявил христианскую веру господствующей в Византийской империи. При имп. Константине была отменена казнь через распятие и изданы законы, способствующие распространению Церкви и утверждению веры Христовой.

Испытывая чувства благоговения к Кресту Господню, Константин Великий пожелал отыскать Честное Древо Креста Господня и построить храм на Голгофе. В 326 г. на поиски Креста Господня отправилась в Иерусалим его мать, царица Елена.

По преданию, место обретения Креста Господня указал под развалинами языческого капища престарелый иудей, впоследствии принявший христианство с именем Кириак. Вблизи Лобного места нашли гвозди, дощечку с надписью на трех языках, которая была прибита над Главою распятого Христа, и три креста. Для того чтобы узнать, какой из трех крестов является Крестом Господним, нужно было какое-либо свидетельство о нем. И это свидетельство было явлено чудодейственной силой Креста: по свидетельству многих историков, прикосновением Креста Господня исцелилась находившаяся при смерти женщина.

В благоговейной радости царица Елена и все бывшие с ней воздали поклонение Кресту. Но людей собралось очень много, и не все могли поклониться Честному Древу Креста Господня, и даже не все могли увидеть его. Тогда Патриарх Иерусалимский Макарий, став на высоком месте, начал поднимать (воздвигать) Святой Крест, показывая его народу. Народ поклонялся Кресту, восклицая: «Господи, помилуй».

Отсюда получил свое начало праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, который был установлен в год его обретения.

За свои заслуги и усердие к распространению христианской веры, Константин Великий с его матерью Еленою, получили название святых равноапостольных, то есть равных апостолам.

В этот праздник положен строгий пост в воспоминание Крестных Страданий Спасителя.

Тропарь праздника: Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние (наследие) Твое, победы на сопротивныя (над врагами) даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство (общество христианское).

Кондак праздника: Вознесыйся на крест волею (по Своей воле вознесенный на кресте), тезоименитому Твоему новому жительству (носящим Твое имя, т.е., христианам) щедроты Твоя даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею, победы дая (подавая) нам на сопостаты (над врагами), пособие имуще Твое, оружие мира, непобедимую победу (да имеем помощь Твою – оружие примирения и непобедимую победу — Крест).