Золотой телец
Пока Моисей с Иисусом Навином были на горе, среди евреев началось волнение, что показывает их духовную слабость и маловерие, ничем не отличающие евреев от других племен. «Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось» (Исх. 32.1). Только недавно Господь спас Израиль от египтян, напитал их в пустыни и показал другие великие чудеса, а люди уже забыли Его и хотят другого бога. Только что была дана народу Израильскому заповедь не поклонятся богам рукотворным, а евреи уже требуют сделать себе идола. Под напором требований народа Аарон сделал ему золотого тельца. «И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» (Исх. 32.4), и стали приносить ему жертвы и праздновать.
«И сказал Господь Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он - жестоковыйный; итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя» (Исх. 32.9-10). Но Моисей умолил Бога отменить Свой приговор и поспешил со скрижалями Закона в руках вниз к народу. Однако, увидев тельца и пляски, Моисей в гневе разбил скрижали. И уничтожив тельца, Моисей, встав в воротах стана, сказал: «кто Господень, [иди] ко мне! И собрались к нему все сыны Левиины» (Исх. 32.26). И приказал Моисей сынам Левия убивать продолжающих праздновать, и было убито около 3 тысяч человек. На следующий же день Моисей возвратился на гору, чтобы загладить перед Богом грех народа. Из-за любви к своим братьям он просит Бога о прощении, не заботясь даже о себе: «прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал» (Исх. 32.32).
«И сказал Господь Моисею: пойди, иди отсюда ты и народ, который ты вывел из земли Египетской, в землю, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: потомству твоему дам ее; и пошлю пред тобою Ангела [Моего], и прогоню Хананеев, Аморреев, Хеттеев, Ферезеев, [Гергесеев,] Евеев и Иевусеев, [и введет он вас] в землю, где течет молоко и мед; ибо Сам не пойду среди вас, чтобы не погубить Мне вас на пути, потому что вы народ жестоковыйный» (Исх. 33.1-3). Тогда поставил Моисей себе шатер вдали от стана, и там Господь говорил с Моисеем «лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим» (Исх. 33.11). И умолил Моисей Бога не оставлять Израиль и Самому вести их в землю, которую заповедал им, потому что Моисей приобрел благоволение в очах Божьих (ср. Исх. 33.17). Вновь взошел Моисей на гору и был там сорок дней и ночей, и дал ему Господь там новые скрижали с записанными заповедями и подтвердил Свой завет с Израилем. И когда спустился Моисей с горы, то «лице его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним» (Исх. 34.29), так что люди боялись подойти к нему, и положил он на лицо свое покрывало.
Скиния
После этого начал Моисей сооружать посреди стана скинию, как показал ему Господь на горе. Это было делом всего народа Израильского. «И приходили все, которых влекло к тому сердце, и все, которых располагал дух, и приносили приношения Господу для устроения скинии собрания и для всех потребностей ее и для [всех] священных одежд» (Исх. 35.21). Поставили скинию в первый день первого месяца, т.е. ровно через год после выхода из Египта (Исх. 40.2).
Скиния состояла из трех частей: Святая Святых, Святилища и двора (см. рис.). Сама скиния, или священный шатер, стояла посреди четырехугольного двора, окруженного бронзовыми колоннами, которые соединялись перекладинами. С поперечных брусьев свисали льняные покрывала, так что площадка со всех сторон была закрыта высокими занавесами. Стены скинии были построены из шестов и брусьев дерева ситтим (акация), а крыша ее была покрыта сначала двумя шерстяными покрывалами с изображением херувимов, а затем двумя покрывалами из бараньих кож.
Священный храм-шатер делился на две половины: Святая Святых и Святилище, отделявшиеся друг от друга расшитой золотом шерстяной завесой. Святая Святых являлась самой главной частью храма. В ней находился Ковчег Завета (см. рис.), который представлял пустой ящик из дерева ситтим, обложенный внутри и снаружи коваными золотыми листами. Крышка Ковчега, называвшаяся очистилищем, сделана была из чистого золота. На обоих ее концах были два изображения херувимов. Ковчег считался самой большой и главной святыней храма. Моисей, по повелению Божию, положил в Ковчег скрижали, а перед Ковчегом поставил сосуд с манной.
В Святилище находились три священных предмета (см. рис.). В центре Святилища, напротив Ковчега, стоял кадильный жертвенник, сделанный из драгоценного дерева и обложенный золотом. На нем священники приносили в жертву ладан или фимиам. Справа от кадильного жертвенника стоял деревянный, обложенный золотом стол с двенадцатью хлебами предложения, которые менялись каждую субботу. Налево стоял золотой светильник, наподобие дерева, с семью лампадами, в которых горел елей.
На дворе, перед входом в скинию, стоял жертвенник всесожжения, окованный медью, и большая медная умывальница для омовения рук и ног священников перед богослужением. Вход в Скинию был с восточной стороны, так что Святая Святых в противовес языческим алтарям обращена была к западу.
Рис.1.1. Скиния.
Скиния без двора была небольших размеров. В длину она составляла 30 локтей (священный локоть равнялся 52 см), в ширину и высоту - 10 локтей. Когда Скиния была закончена, Моисей ее освятил, помазав все ее священные предметы елеем.
Тогда же для совершения богослужений при Скинии были избраны Аарон и его сыновья из колена Левия. «И возьми к себе Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, от среды сынов Израилевых, чтоб он был священником Мне, Аарона и Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара, сынов Аароновых» (Исх.28.1). Если до дарования закона у евреев любой глава семьи мог выполнять священнические обязанности, т.е. приносить жертвы Богу, то теперь священниками могли быть только потомки Аарона. Во главе священников стоял первосвященник (сначала он назывался также просто священником, Исх.28.1, или «священником помазанным», Лев. 4.3, или «великим священником», Лев. 21.10). Первым первосвященником был Аарон, которого помазал Моисей (Исх. 40.12-15), потом первосвященником, после смерти Аарона, стал его сын Елеазар (Чис. 20.26), затем внук Аарона и сын Елеазара – Финеес (Втор. 10.6) и т.д. Для помощи в службе священникам при скинии были поставлены остальные представители колена Левия (не потомки Аарона) – левиты (Чис. 3.6-8).
Когда скиния была сооружена, тогда покрыло ее облако, «и слава Господня наполнила скинию» (Исх. 40.34). Облако над скинией было символом присутствия Господа среди Израиля.
- Православный свято-тихоновский гуманитАрный университет
- Оглавление
- Раздел № 1. Священная история Ветхого Завета Значение понятий «домостроительство спасения», «Библия», «Ветхий Завет»
- Священное Писание как одна из форм Священного Предания
- Происхождение мира и грехопадение прародителей
- Библейское повествование о творении мира и человека
- Жизнь первых людей в раю
- Грехопадение прародителей и его последствия. Обетование о Спасителе
- Начало истории падшего человечества
- Сыновья Адама: Каин и Авель, Сиф
- Всемирный потоп и завет Бога с Ноем
- Сыновья Ноя
- Вавилонское столпотворение и рассеяние народов
- Начало истории богоизбранного народа
- Родоначальник избранного народа Авраам Призвание Авраама и переселение его в обетованную землю
- Завет Бога с Авраамом
- Явление Бога Аврааму у дуба Мамрийского. Гибель Содома и Гоморры
- Рождение Исаака и принесение его в жертву Богу
- История Иакова
- Прекрасный Иосиф
- История праведного Иова
- Исход Израиля из Египта
- Период Египетского рабства. Рождение Моисея
- Призвание Моисея
- Казни египетские
- Праздник Пасхи
- Чудеса во время исхода из Египта
- Дарование Синайского законодательства
- Золотой телец
- У границ Ханаана. Двенадцать соглядатаев
- Сорокалетнее странствование по пустыне
- Завоевание земли обетованной
- Переход через Иордан и падение Иерихона. Битва у Гаваона
- Разделение земли обетованной
- Период Судей
- Причины дарования судей израильскому народу
- Судья Гедеон
- Судья Самсон
- Судья и пророк Самуил
- Период Царств
- Первый царь — Саул
- Царствование Давида
- Царствование Соломона. Разделение царств
- История Северного царства. Появление самарян
- История Южного Царства. Начало периода Вавилонского плена
- Служение пророков
- Пророк Илия
- Пророк Елисей
- Пророк Иона
- Пророк Исаия
- Пророк Иеремия
- Вавилонский плен
- Жизнь иудеев в плену
- Пророк Иезекииль
- Пророк Даниил
- Три отрока в печи вавилонской
- Жизнь иудейского народа после возвращения из плена
- Возвращение на родину при царе Кире
- Сооружение второго храма.
- Деятельность священника Ездры
- Правление Неемии. Восстановление Иерусалима
- Греческое и сирийское владычество. Завоевание Иудеи Римом
- Период греческого владычества
- Иудея под властью Сирии. Мученики Маккавеи
- Восстание против сирийской власти. Правление династии Маккавеев
- Период римского владычества
- Религиозно-нравственное состояние иудеев и язычников перед пришествием в мир Спасителя
- Ветхозаветные прообразы новозаветных событий
- Раздел № 2. Священная история Нового Завета Значение понятий «Новый Завет», «Евангелие»
- Личность и подвиг Пресвятой Богородицы. Событие Благовещения
- Рождество Христово. Детство и отрочество Спасителя
- Личность и начало служения святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна
- Начало общественного служения Господа Иисуса Христа
- Крещение Господне
- Искушения в пустыне
- Свидетельства св. Иоанна Крестителя о Господе Иисусе Христе
- Первая встреча Спасителя с будущими апостолами
- Первое чудо в Кане Галилейской
- Беседа с Никодимом
- Удаление Спасителя в Галилею. Проповедь в Назарете
- Последнее свидетельство Предтечи о Христе. Усекновение главы св. Иоанна Крестителя
- Призвание учеников Чудесный улов рыбы и призвание рыбарей
- Призвание Левия-Матфея
- Избрание двенадцати апостолов
- Нагорная проповедь
- Учение Спасителя о Царстве Небесном в притчах
- Притча о сеятеле
- Притчи о закваске и зерне горчичном
- Притчи о сокровище и жемчужине
- Притча о плевелах
- Чудеса Христовы в Галилее
- Исцеление бесноватых
- Исцеление расслабленного в Капернауме
- Исцеление слуги сотника и дочери хананеянки
- Воскрешение сына наинской вдовы и дочери Иаира
- Укрощение бури
- Чудесное насыщение народа пятью хлебами
- Хождение Иисуса Христа по воде
- Отношение фарисеев и книжников к служению Иисуса Христа
- Исповедание апостолов у Кесарии Филипповой
- Преображение Господне
- Путь в Иерусалим на страдания: учение и чудеса
- Притча о пропавшей овце
- Притча о потерянной драхме
- Притча о блудном сыне
- Притча о милосердном самарянине
- Притча о мытаре и фарисее
- Благословение детей
- Беседа Христа с богатым юношей о богатстве
- Притча о богаче и Лазаре
- Притча о работниках в винограднике
- Исцеление десяти прокаженных
- Женщина, взятая в прелюбодеянии, перед судом Спасителя
- Исцеление слепорожденного
- Воскрешение Лазаря. Тайное решение Синедриона
- Вечеря в Вифании за шесть дней до Пасхи
- Обращение мытаря Закхея
- Торжественный Вход Господа в Иерусалим
- Страстная седмица Великий Понедельник Проклятие бесплодной смоковницы
- Изгнание торгующих из храма
- Великий Вторник Последнее посещение храма
- Притча о злых виноградарях
- Вопрос о подати кесарю
- Обличительная речь против книжников и фарисеев
- Лепта вдовы
- Беседа с учениками о разрушении Иерусалима и Втором пришествии
- Притча о десяти девах
- Притча о талантах
- Беседа о Страшном Суде
- Великая Среда Предательство Иуды
- Великий Четверг Тайная вечеря
- Прощальная беседа Господа Иисуса Христа с учениками
- Гефсиманская молитва
- Взятие под стражу
- На допросе у первосвященника Анны. Отречение ап. Петра
- Суд Синедриона
- Великая Пятница Смерть Иуды-предателя
- На суде у Пилата
- Крестный путь на Голгофу
- Распятие и Крестная смерть Господа Иисуса Христа
- Погребение Спасителя
- Воскресение Христово
- Явление воскресшего Господа Марии Магдалине и другим мироносицам
- Явление двум ученикам на пути в Эммаус
- Явление десяти апостолам в день Воскресения
- Явление одиннадцати апостолам в Сионской горнице
- Явление апостолам на Тивериадском озере
- Явление ученикам на горе в Галилее
- Вознесение Господне
- Пятидесятница: сошествие Святого Духа на апостолов
- Раздел № 3. Основы православного вероучения
- Символ веры
- Первый член Символа веры
- Второй член Символа веры
- Третий член Символа веры
- Четвертый член Символа веры
- Пятый член Символа веры
- Шестой член Символа веры
- Седьмой член Символа веры
- Восьмой член Символа веры
- Девятый член Символа веры
- Десятый член Символа веры
- Одиннадцатый член Символа веры
- Двенадцатый член Символа веры
- Православное учение о Святой Троице
- Смысл искупительной Крестной Жертвы Господа Иисуса Христа
- Раздел № 4. Устройство православного храма. Богослужение Православной Церкви
- Устройство православного храма
- О святых иконах Значение иконы в Церкви
- Иконостас
- Священные предметы, используемые на богослужении
- Лица, совершающие богослужение Священнослужители и церковнослужители
- Облачения священнослужителей.
- Богослужение Православной Церкви
- Богослужебное время Службы суточного круга
- Священные воспоминания дней седмицы
- Структура церковного года
- Богослужебные тексты
- Богослужение Великого поста и Страстной седмицы Великий пост
- Страстная седмица
- Православные праздники
- Рождество Пресвятой Богородицы
- Введение во храм Пресвятой Девы Марии
- Рождество Христово
- Крещение Господне (Богоявление).
- Сретение Господне
- Благовещение Пресвятой Богородицы
- Вход Господень во Иерусалим
- Пасха – Светлое Христово Воскресение
- Вознесение Господне
- Пятидесятница – День Святой Троицы
- Преображение Господне
- Успение Пресвятой Богородицы
- Воздвижение Креста Господня
- Раздел № 5. Учение Православной Церкви о Таинствах
- Понятие о Таинствах и обрядах
- Таинство Крещения
- Таинство Миропомазания
- Таинство Покаяния
- Таинство Елеосвящения
- Таинство Брака
- Таинство Священства
- Таинство Евхаристии. Божественная Литургия
- Совершение Таинства Евхаристии во время Божественной Литургии
- I. Проскомидия
- II. Литургия оглашенных
- III. Литургия верных
- 1. Перенесение Святых Даров с жертвенника на престол
- 2. Приготовление верующих к освящению честных Даров
- 3. Освящение (пресуществление) Даров
- 4. Приготовление верующих к Причащению и Причащение.
- 5. Благодарение за причащение и отпуст
- Раздел № 6. Краткий обзор истории Вселенской Церкви
- Сошествие Святого Духа на апостолов и рождение Церкви
- Основные этапы истории христианской Церкви
- Первые века бытия Церкви: от святых апостолов до образования христианской империи
- Вселенские Соборы
- Отделение Римо-Католической церкви от Вселенской Церкви
- Движение Реформации
- Происхождение монашества и его значение в Церкви
- Спасение человека в Церкви. Лики святых
- Раздел № 7. Краткий обзор истории Русской Православной Церкви
- Крещение Руси. Русская Церковь в X-XIV вв.
- Прп. Сергий Радонежский и Троице-Сергиева Лавра
- Патриаршество в Русской Церкви
- Синодальный период
- Восстановление патриаршества. Гонения на Церковь в хх веке
- Литература