logo search
Энциклопедия КОЛДОВСТВА И ДЕМОНОЛОГИИ

Полтергейст

 

Немецкое слово, буквально обозначающее дух [«geist»], производящий шум или гам [«polter»]. Введено в Германии Лютером, в Англии впервые употреблено в 1848г. Кетрин Кроув, но получило широкое распространение только после 1926г., когда медиум Элеонора Заган получила обширное печатное сообщение от «П.-девочки». Из всего легиона демонов, в которых верили во времена колдовской истерии, П. является единственным демоном, в которого до сих пор верят, хотя и не до конца, многие легковерные.

П. находится вне основного традиционного течения христианского колдовства, но его проявления известны с ранних столетий и включались в maleficia ведьм. Так, тедвортского «барабанщика» обвиняли в звуковых проявлениях в доме м-ра Момпсона и «допрашивали как колдуна» [см. Полтергейст в Тедворте]. Распространенную точку зрения дает легковерный Кроуч в книге о предрассудках «The Kingdom of Darkness» (1688): «И поскольку ведьмы существуют, они и являются причинами тех странных беспорядков, которые бывают в домах, населенных злыми духами». Только в XVIII и XIX вв., когда в колдовство уже не верили, появились многочисленные описания П., возникавших независимо от ведьм.

Классические демонологи XVI и XVII вв. отмечали несколько явлений П. и приписывали их демонам. Уже де Спина (1460) и Нидер (1470) приписывали озорные проделки duende de casa (домашних духов) иерархии демонов. Джироламо Меньи описывает отвратительный П. 1579г. в Болонье, производивший шумы и беспорядки и безобразничавший с молоденькими служанками. Бин-сфельд (1589) узаконил разрыв арендатором договора, если его дом беспокоили назойливые демоны. Гвацир в «Compendium Malefi-canim» (1608) описал странные происшествия, которыми сопровождалась смерть молодой девушки в Калласе:

«Камень ударил служанку в плечо; сосуд, стоявший на столе, полетел в нее. И над большей частью города были видны черепица и шифер, брошенные с сильным ревом на расстояние в две мили (в пригородах Калласа не было такого количества черепицы и шифера, поскольку почти все дома этого города были покрыты пальмовыми листьями) ...в сад влетел кирпич и перевернул накрытый обеденный стол».

Испанский писатель Антонио де Торке-мада (чей роман «Повествование о непобедимом рыцаре Оливанте Лаврском, принце Македонском...» находился в библиотеке Дон Кихота) в «fardin de las Flores Curiosas» (1570), переведенном на французский как «Hexameron», описал типичный П., досаждавший в Саламанке, в доме, где проживали «две вовсе не красивые молоденькие девушки». Вызванные из-за беспокойства мэр и 20 мужчин обыскали дом.

 «И вот! Едва они достигли места, где перед этим был сильный шум, как в них с силой полетели камни и сбили их с ног, не причинив им вреда. И поэтому они снова отправились, чтобы увидеть, откуда этот град камней продолжал падать; и хотя они ничего не обнаружили в том месте, град камней продолжал падать. ...Один из [мужчин], посмелее остальных, бросил один из камней в дом, говоря: «Если это пришло от тебя, о дьявол, брось этот камень обратно в меня». И когда это было тотчас сделано, не осталось никакого места для сомнения, что дом был населен демонами, как и говорила экономка».

Некоторые скептики полагали, что происшествия были сфабрикованы девушками, чтобы способствовать их свиданиям с возлюбленными.

Его преосвященство отец Герберт Тарсон в 1954г. отмечал, что католическая церковь «никогда не собирала значительных отчетов об этих призрачных видениях - духах, которые, как говорят, время от времени нарушают спокойствие в некоторых обычных жилых домах». Более того, П., оказались невосприимчивыми к христианскому вероучению и сопротивлялся экзорсизму: известно очень немного общепринятых ритуалов для изгнания демонов из домов [см. Экзорсизм\. Роберт Бойль, основатель Королевского общества, открывший физический «закон Бой-ля» засвидетельствовал опыты священника-гугенота Франсуа Перроля в 1612г.; по его просьбе д-р Петер де Мулен опубликовал рассказ об этом случае в 1658г. в Оксфорде. В одном случае французский П. насмехался над протестантским священником и иронически предлагал священнику отправиться к католическому кюре, «которому он должен исповедаться и попросить святой воды; если он осмелится принести ее с собой, это тотчас заставит меня убраться».

Из различных описаний того, что подразумевалось под П., собраны следующие типичные проявления: