Реми, Никола (1530-1612)
Один из классиков французской демонологии. Родился в 1530г. в Шарме, департамент Вогезы в Лотарингии. Происходил из семьи адвокатов: его отец, Жерар Реми, был профосом в Шарме, а дядя — наместником в Вогезах. Вполне естественно, что юный Р. последовал семейной традиции, начав изучать право в университете в Тулузе, где преподавал Боден. С 1563г. работал в Париже, покинул его в 1570г., чтобы занять пост наместника в Вогезах в связи с отставкой его дяди. В 1575г., кроме всего прочего, был назначен членом Тайного совета при Карле III, герцоге Лотарингском, и в 1584 — сеньором Розье де Блуа и дю Брейля. В 1591г. получил повышение и стал Генеральным прокурором Лотарингии, благодаря своему положению мог отменять решения местных магистратов, казавшиеся ему слишком снисходительными, и сохранил ненависть к ведьмам до последних дней своей жизни. Умер на службе у герцога в апреле 1612г. Был женат на Анне Маршан, стал отцом по крайней мере семерых детей.
Никола Реми, Генеральный прокурор Лотарингии, хваставшийся, что он сжег за колдовство 900 человек в 1581-1591 гг.
Основной труд Р. — «Daemonolatrda» (Лион, 1595) — часто переиздавался. Уже на первой странице Р. подчеркивает свои претензии на роль эксперта, хвастаясь, что за 15 лет он осудил 900 ведьм; фактически же он не приводит никаких ссылок на суды до 1581 или после 1591 гг. За десятилетний период Р. поименно упоминает 128 осужденных ведьм, но его цифры и имена не могут быть документально подтверждены, поскольку отчеты за эти годы утрачены. Возможно, Р. одолжил эти документы для своей книги и не смог возвратить их.
«Среди тех, кто до последнего времени писал о демонах, духах и их орудиях, мужчинах и женщинах, ведьмах и чародеях, Боден и Реми являются, как я думаю, наиболее известными и читаемыми. Несмотря на то, что оба ...считаются образованным людьми, я вовсе не считаю себя обязанным верить во все то, во что верили они, даже если это является правдивым.., в некоторых вещах, они, быть может, были более легковерны, чем я». — Морис Касобон, «Credulity» (Лондон, 1668).
«Daemonolatreia» находится в ряду известнейших французских исследований колдовства, среди книг таких авторитетов как Боден (1560), Ле Луайер (1586), Креспе (1590), дель Рио (1599), Боге (1602) и де Аанкр (1612). Имел многочисленные личные контакты с ведьмами. Так, он еще ребенком наблюдал, как старух судили по подобным обвинениям. В 1582г. Р. лично подверг судебному преследованию за колдовство одну нищенку, потому что его старший сын умер спустя несколько дней после того, как Р. отказал ей в подаянии. Когда чума поразила Нанси в 1592г., Р. отправился в провинцию, где и написал свою книгу. Он так хотел опубликовать свое предупреждение против зла, причиняемого колдовством, что пренебрег общепринятой структурой работы. В результате его труд представляет собой мешанину впечатлений, набросков лекций, случаев, судебных отчетов и цитат, хотя Р. и пытается систематизировать свой материал по трем разделам или книгам: 1) изучение сатанизма, 2) описание деятельности ведьм с особым вниманием к их сексуальной жизни, 3) примеры и практические выводы.
Смертный приговор, подписанный Никола Реми, Генеральным прокурором Лотарингии, 4 мая 1596 г. ведьме, сожженной в Нанси, Лотарингия.
«Нижеподписавшийся генеральный прокурор Лотарингии, присутствовавший при проведении месье профосом и чиновниками юстиции из Сен-Дье допроса и пытки Жоржа де О из Кленготта, содержавшегося в качестве заключенного в вышеназванном Сен-Дье по обвинению в колдовстве (о чем он был поставлен в известность), чтобы получить сведения о фактах, слухах и т.п., а также при заявлениях, чтении признаний, [протокола] очных ставок и стенографического отчета о пытке, которой он был подвергнут, подтверждает, что этот человек был должным образом обвинен и осужден в связи с вышеназванными обвинениями в колдовстве, и для воздаяния, положенного за эти преступления, присужден к сожжению заживо у столба, специально приподнятого над местом для подобных казней, чтобы он сильнее почувствовал пламя перед тем, как задохнется. Принадлежащее ему имущество, перечисленное ниже, объявляется конфискованным после взыскания положенных судебных издержек. Дано в Нанси 4 мая 1596 г. Реми.
Р. отдает дань традиции, пытаясь обосновать и узаконить обскурантизм с помощью доводов разума. «Все, что неизвестно, — писал он, — лежит, как я полагаю, в проклятой области демонологии; поскольку необъяснимых фактов не существует. То, что ненормально, принадлежит дьяволу». Отвечая на вопрос: «Почему следует наказывать ведьм?», г. выдвигает в качестве аргумента то, что существующие законы настаивают на их наказании, и многие специалисты — Р. цитирует около 800 — подтверждают их. Наряду со своим современником Боденом, Р. до некоторой степени заменил авторов «Malleus Maleficarum» в качестве главного авторитета по охотам на ведьм.
Рената, сестра Мария (Мария Рената Зангер фон Моссау)
Одна из последних жертв колдовского наваждения, захваченная последним водоворотом морского отлива, который иногда с большой силой сметает все просто потому, что это попадается ему на пути; была помощницей настоятельницы Премонстратенского монастыря в Унтерцелле, близ Вюрцбурга. Сестра Рената успешно, строго и ревностно посвятившая монастырю почти 50 лет, была обвинена в околдовывании нескольких истеричных монахинь, подвергнута пытке до фантастических признаний, обезглавлена и сожжена как ведьма.
В течение нескольких лет у некоторых монахинь проявлялись признаки одержимости демонами. Сесилию Пасторини из семьи итальянцев, проживавших в Гамбурге, особенно беспокоили судороги, контрактуры и галлюцинации. Как одна из высших членов монастыря, сестра Р. сомневалась в готовности Сесилии принять монашество и посоветовала ей дальнейшее послушничество. В действительности же она считала, что Сесиль была истеричкой, а ее одержимость — вымышленной. Однако, Сесиль стала монахиней в 1745г. Когда другие монахини, подражая ей, стали пронзительно кричать во время службы, корчиться и пускать пену изо рта, а одна из старейших монахинь, на смертном одре публично обвинила помощницу настоятельницы, сестру Р. в том, что она околдовала ее, настоятельница и исповедник вынуждены были принять все это к сведению и действовать, сопротивляясь разгоравшемуся скандалу.
Освальд Лошерт, аббат из Оберцелля, соседствовавшего с Премонстратенским монастырем, являвшийся экспертом на суде, написал отчет очевидца обо всем деле, направленный императрице Марии-Терезе. Лошерт был столь же легковерен, сколь и предубежден против сестры Р. Он писал,
«что монахини предпочитали терпеливо страдать, чем позволить убедить себя, что монахиня или, по меньшей мере, личность, обладающая религиозными наклонностями, может быть склонна к подобным гнусностям. Однако, демон заявил через уста одержимой монахини, что он поймал Р. еще в утробе ее матери, и она стала его рабыней и проклятой».
Связанные с монастырем священники участили службы и усилили молитвы, чтобы установить контроль над одержимостью, и, наконец, попробовали применить экзорсизм. Однако, спустя 3 дня монахиням было хуже, чем прежде, и их судороги и крики невозможно было выносить. Они проявляли все типичные признаки одержимости демонами, о которых они читали или им рассказывали. Их устами демоны кричали: «Наше время пришло! Мы не можем больше прятаться». Они даже раскрыли свои странно звучащие имена — Датас Кальво, Дюсакрус, Наташурус, Набаскурус, Аатальфус, Элефатан. Затем аббат Лошерт продолжает:
«С этого момента никто не сомневался в том, что шесть монахинь были одержимы дьяволом. Можно было лишь удивляться, что небеса позволили такому ужасному проклятью пасть на монастырь, где все проживающие денно и нощно воздавали хвалу Господу и молились. Однако, видимо, самым провидением тогда было предопределено разоблачить ту гнусную ведьму, которая скрывала свое чародейское искусство под святым обликом, исключить ее из этого священного сообщества, к которому по духу и по сути она никогда и не принадлежала».
Посетив монастырь, аббат Лошерт навел официальные справки и, хотя сестра Р. отрицала все подобные обвинения, поместил ее в заточение. Ее комнату в монастыре обыскали и нашли мази, оказавшиеся якобы колдовским зельем, травы, якобы ядовитые, и желтое платье, якобы для поездок на шабаш, использованные как доказательства против нее. В течение нескольких месяцев 69-летнюю сестру Р. допрашивали и, наконец, по совету иезуитских теологов Вюрцбургского университета, подвергли пытке до признания. Во-первых, она получила «двадцать ударов освященной сыромятной плетью [Karbatsche].
Это была новинка — недавно введенная в Германии пытка с Востока.
В своем признании сестра Р. дала обычное описание преступлений, ожидаемых от ведьмы. Она отдала себя Сатане в возрасте 8 лет, была соблазнена в 11, имела интрижку с двумя чиновниками (замаскированными демонами) в 13 и еще подростком обучалась искусству сатанизма. В 19 лет по приказанию Сатаны, вступила в монастырь, чтобы вызвать его разрушение. Почти каждую ночь она летала на шабаш в Вюрцбург, натерев тело магической мазью, оседлав метлу и надев желтое платье, найденное в ее комнате. Она публично отреклась от Бога и от церкви, была крещена именем Эмы, получила клейма дьявола, вступала в беспорядочные связи с дьяволами. Она также завербовала еще троих на службу дьяволу. Кроме того, она наслала на несколько человек болезни и вызвала одержимость шести монахинь демонами и осквернила святое причастие.
Отрывок из стенографических отчетов
о суде.
В.: Почему она в тюрьме?
О.: Из-за нечестивой жизни, которую она вела.
В.: Как она начала и смогла вести безбожную жизнь, поскольку так долго была в монастыре?
О.: Это не представляло никакого труда, поскольку ее клятвы не были даны по внутреннему убеждению, и она всегда вела безнравственный образ жизни. В то время, когда она приносила обет, ее мысли оставались в миру, и его соблюдение не шло от сердца...
В.: Почему она вступила в монастырь, если у нее не было склонности к послушанию?
О.: Она родилась у бедных, но благородных родителей. Естественно, что ее родители сразу увидели, что о ней позаботятся, если она поступит в монастырь.
В.: Как же тогда она смогла вести безнравственную жизнь?
О.: С помощью колдовства [Zauberei] и других дьявольских искусств.
В.: Была ли она ведьмой?
О.: Да.
В.: Где она научилась этому и у кого?
О.: Один гренадер научил ее в Вене, куда она и все домочадцы отправились вместе с ее отцом во время венгерской войны.
О.: Как случается в военное время. Гренадер часто давал ей хлеб, когда она была голодна, и, наконец, пообещал научить ее чему-нибудь.
В.: Чему же, наконец, научил ее этот гренадер?
О.: Он дал ей бумагу, на которой были написаны все буквы. На этом листе она должна была нарисовать круг и стоять внутри его. Кроме того, она получила заговор [Zetel] с различными словами в нем, и, если она читала эти слова, то могла делать прохожих на улице хромыми и увечными.
В.: Делала ли она когда-нибудь подобные вещи и становился ли кто-нибудь хромым?
О.: Да, она делала это несколько раз; но действительно ли люди становились хромыми, она не знает.
В.: Где же теперь этот круг и бумага?
О.: Она порвала и выбросила этот круг и бумагу, когда однажды она познакомилась с дьяволом и узнала больше [о колдовстве].
В.: Расписалась ли она тогда в книге Дьявола? Где и когда?
О.: Да, когда она перемещалась из Вены в Прагу, куда этот гренадер взял ее. Этот человек перенес ее в Прагу, в комнату во дворце, где собиралось их собрание. Гренадер подвел ее к высочайшему господину, который сидел в середине, предложив ему принять ее в число членов братства.
В.: Кто тогда был этим великим господином?
О.: Без сомнения, это был дьявол.
В.: Допускал ли потом дьявол ее в свое братство?
О.: Он ответил, что она еще слишком молода и дал ей картинку, где были нарисованы две ведьмы. На этих двух ведьмах она должна была написать чернилами свое имя.
В.: Что она использовала, чтобы поставить свою подпись?
О.: Ничего. Она использовала собственную кровь, чтобы подписать свой обет ему, то есть дьяволу.
В.: Действительно ли она там-то и тогда-то собственной кровью и подписью отдала себя дьяволу?
О.: Да. Когда ей было четырнадцать лет, гренадер доставил ее в Прагу в вышеупомянутый салон, где она была принята им и подписалась собственной кровью.
По повелению дьявола она зарегистрировала себя в большой книге, выдавив кровь из руки между мизинцем и безымянным пальцем. Вместо Марии она написала — Эма Рената. Совершив подобное в присутствии «многих графинь и знати из Вены», она должна была отречься от святой Троицы и от всех святых таинств. За это она получила новое платье, в котором отправлялась на шабаш ведьм, мазь, порошок и заговор с разнообразными письменами, с помощью которых она могла околдовывать людей на расстоянии своего голоса. Несмотря на свое безнравственное поведение, она вступила в монастырь под давлением своих родителей. Там она должна была так выполнять свои религиозные обряды, чтобы никто не смог заметить порочную жизнь, к которой дьявол принудил ее. Так, она тайно осквернила семь святых причастий, четыре из которых спрятала в руках и в ногах, одно бросила в выгребную яму и другое в море, а последнее взяла с собой на шабаш ведьм.
В.: Как или каким образом она спрятала эти гостии?
О.: Она сделала разрез на своих руках и ногах перочинным ножом и поместила святые причастия под кожей, погрузив их внутрь, и таким образом спрятала их. Она претерпела ужасную боль, пока раны зажили [Она демонстрирует раны]. На шабаше гостии были проколоты ногтями, и из проколотых мест хлынула прозрачная вода.
На допросе она рассказала о своем путешествии на шабаш ведьм, что также соответствовало общепринятым описаниям.
В: Верила ли она в то, что это не было наваждением, а происходило на самом деле?
О.: Это часто бывало наваждением, но гораздо чаще это происходило на самом деле.
В приятном лесу или на большом прелестном лугу воздавались высшие почести дьяволу, который присутствовал в виде великого господина и властелина. Среди присутствующих были граф фон X. из Вены. Они ели бисквиты, анисовый хлеб и подобную пищу, пили кислое вино и развлекались танцами, прыжками и другими безумствами под музыку дьяволов. Некоторые из танцующих были одеты, но большинство совершенно голые. Однажды она получила золотой талер от дьявола. Она назвала еще двух участников, монахиню и монастырского священника. Лорд-канцлер Рейбельт разрешил Инквизиции привлечь этого священника. Каждый понедельник дьявол посещал ее в монастыре.
В.: Что он делал с ней?
О.: Каждый понедельник он ложился с ней для блуда.
В.: Как была возможна подобная вещь, поскольку дьявол является духом, неспособным на подобные развратные действия?
О.: У него всегда было тело, и он был настолько реален, когда совокуплялся с ней, что она испытывала ужасную и почти непереносимую боль. Он часто оставался с ней на два или три часа, но никто не знал об этом.
Теперь наступила очередь главных вопросов, связанных с ее околдовыванием монахинь. Она призналась во всем. Ее заклинания вызывали «помутнение разума, судороги, боли и мучения всех пяти чувств». Из зависти она также околдовала трех дворцовых дам и рыцаря. Ее враждебность к монахиням возникла, когда они исповедовались аббату Пре-монстратенского монастыря, которого она невзлюбила. Господь не позволил ей сделать его хромым и слепым с помощью чародейства.
О.: Она не могла лечить тех, кого околдовала, поскольку, как только ее колдовство было раскрыто, она сожгла свое платье, мази, заговоры и т.п. Теперь она не может никому причинить вреда.
В.: Как же тогда эти люди могут быть освобождены от этого зла?
О.: С помощью церковных обрядов, экзорсизма и религиозных действий.
В.: Как же тогда раскрылась ее безнравственная жизнь?
О.: Через кошек, которых она вынуждена была выбросить.
В.: О каких кошках она говорит?
О.: Монастырь и все комнаты были наполнены таким большим количеством мышеи и крыс, что они не знали, что делать. Они так настойчиво жаловались аббату, что он разрешил каждой монахине держать в своей комнате кошку, чтобы избавиться от всех этих вредителей.
В.: Как же через этих кошек раскрылась ее порочность?
О.: Вместо одного она содержала трех котов. Однако, они были тремя дьяволами, которые говорили с ней в ее комнате и в монастыре. Монахини услышали, как эти коты разговаривали по вечерам и ночью, и были озабочены этим. Одна монахиня рассказала другой, они донесли аббату об этих разговорах, и вскоре весь монастырь был в ужасе от этих трех говорящих котов.
Вследствие этого аббат велел убрать всех кошек и высказал ей «самое острое» порицание. С момента ареста дьявол не навещал ее.
Заслушав это признание, шесть священников, включая аббата Лошерта, раздававшего милостыню при монастыре, и двух иезуитов, осудили ее по 13 статьям за чародейство, ересь и вероотступничество. Епископ Вюр-цбурга подтвердил приговор и лишил ее сана 28 мая 1749г. Светский суд постановил сжечь ее как ведьму, но епископ, «принимая в расчет чрезвычайную молодость обвиняемой, когда она была впервые соблазнена гнуснейшим грехом колдовства, позволил мертвить ее перед сожжением.
17 июня 1749г. Р., уже не являвшаяся монахиней, одетая в длинное черное платье, белый фартук и белый шейный платок, и белый, и черный чепец, была препровождена отцом Маурусом и отцом Гааром в Мариен-берг. Здесь она была обезглавлена, а ее тело брошено в костер из просмоленных бочек и дерева. В соответствии с отчетом очевидца, палач отрубил ей голову так ловко, что наблюдатели кричали от восхищения «браво» . Во время сожжения иезуит отец Джордж Гаар читал проповедь, узаконивавшую казнь, рассказывая о ее порочности и грехе колдовства. Он так гордился своей речью, что опубликовал ее по-немецки и в переводе на итальянский. Однако подобное распространение речи вызвало полемику с участием итальянского юриста Тараторри, от которого отец Гарр получил неблагоприятный отзыв. Суд произвел настолько шокирующее впечатление, что вызвал изменение в общественном сознании, и его противники смогли предотвратить эпидемию подобных судов.
- Австрия, колдовство в
- Аквинский, Фома (ок. 1227-1274)
- 1. Сексуальные сношения с дьяволом
- Александр VI, папа
- Англия, колдовство в
- 1592 Матушка Аткинс из Пиннера.
- Аррасские ведьмы
- Аэндорская волшебница
- Бавария, колдовство в
- Бамбергские суды над ведьмами
- Барклей, Маргарет
- Барроус, Джордж
- Бартонский мальчик
- Баскские ведьмы
- Беккер, Балтазар (1634-1698)
- Белая ведьма
- Библия, колдовство в
- Билсонский мальчик
- Бинсфельд, Питер
- Бланкенштейн, Катерины трагедия
- Боне, Ришар (1641)
- Боге, Анри (около 1550-1619)
- Боден, Жан (1529-1596)
- Борделон, Лоран (1653-1730)
- Буве, ле Сьер
- Бэтман, Мери
- Бюирман, Франц
- Вебстер, Джон (1610-1682)
- Ведьминский знак
- Вейер, Иоганн (1515-1588)
- Вейр, Томас (ок. 1600-1670)
- Венхем, Джейн
- Висконти, Джироламо (Хиеронимус Висекомес) (?- ок. 1477)
- Вогстаф, Джон (?-1677)
- «Возлюбленная» доктора Лэмба (?-1640)
- Волкодлак из Анжера
- Волкодлаки из Полиньи
- Волкодлаки из Сен-Клода
- Восковое подобие
- Выворачивание рук (squassation)
- Вызывание бури
- Гадание
- Гарнье, Жиль
- Гвиннер, Эльза
- Генрих VIII, закон 1542 г.
- I. Те, кто противозаконно вынашивают коварные замыслы и
- Германия, колдовство в
- Гиффорд, Джордж (?-1620)
- Гланвиль, Джозеф (1636-1680)
- Годельманн, Иоганн Георг
- Гоуди, Изобель
- Гренье, Жан
- Гриландус, Пауль
- Даррелл, Джон (ок. 1562-1602)
- Демонологи
- Демонология
- Дети Гудвина
- Дети-обвинители
- Ди, Джон (1527-1608)
- Договор с Дьяволом
- Домашние духи ведьм
- Доносчики
- Дьявол, бросающий камни
- Елизавета, закон 1563г.
- I. Во исправление вышеуказанного да будет установлено Ее величеством королевой с одобрения лордов духовных и светских и Палаты общин и текущей сессии парламента, что:
- Жанна д'Арк
- Инквизиция
- Иннокентий VIII,
- Иоанн XXII, папа (с 1313 по 1334г.)
- Ипсвичское колдовство
- Испания, колдовство в
- Иудейское колдовство
- Иоргенсдоттер, Сирии
- Кадье, Катрин
- Кайтелер, Алиса
- Канон Episcopi
- Карпцов, Бенедикт (1595-1666)
- Кассини, Самуэль де
- Кельнские суды над ведьмами
- Кобхем, Элеонора, герцогиня Глостерширская
- Когшолские ведьмы
- Колдовство
- Коннектикутские ведьмы
- Кори, Жиль
- Ланкаширские ведьмы
- 3: Ниже находится группа женщин и девушек, которые танцуют в круге, спина к спине.
- Лато, Луиза
- Лев X, папа ( с 1513 по 1521)
- Лестерский мальчик
- Лестница (пытка)
- Летательная мазь
- Лигатура ( насланная импотенция)
- Ликантропия (оборотничество)
- Лилльские послушницы
- Лоотен, Томас (1599-1659)
- Лоэр, Герман
- Лувьерские монахини
- Луденские монахини
- 18 Августа 1634г. Был вынесен приговор, включавший в себя пытки обеих степеней и сожжение заживо следующим образом:
- Людовик XIV, эдикт 1682г.
- Люксейльский суд над ведьмами
- Мазер, Инкриз (1639-1723)
- Мазер, Коттон (1662-1728)
- Мегги-Айлендский суд
- Мейфарт, Иоганн Матеус
- «Молот ведьм» («Malleus Maleficarum»)
- Моровские ведьмы
- Мор, Генри (1614-1687)
- «Мышиная мастерица»
- Нидер, Иоганнес (около 1380-1438)
- Нипен, Оле и Лисбет
- Норвегия, колдовство в
- Нормандские острова, колдовство в
- Нортбервикские ведьмы
- Ньюберская ведьма
- Ньютон, Флоренс
- Обманщик из Пендла
- Одержимость
- Парижские суды над ведьмами
- Первые исследователи колдовства
- 1539 Первая книга о колдовстве, опубликованная по-исп., считалась классической на протяжении столетия; относительно умеренная по взглядам.
- Перемещения
- Перкинс, Уильям (1555-1602)
- Плавание (пытка)
- Полтергейст
- 1. Шумы или стуки явно не естественного происхождения, по стенам или потолкам, или шаги по полу и лестницам.
- 3. Исчезновение небольших предметов и их случайное обнаружение в неожиданных потайных местах.
- 4. Случайные крупные разрушения, например, поджог.
- Порча (maleficia)
- Превращения
- Признание
- Прокалывание (пытка)
- 1. Что должен делать судья, если заключенный отказывается говорить?
- 2. Как далеко должен заходить судья при обещании милости или неприкосновенности для заключенного, чтобы побудить его к признанию, и до какой степени он может быть связан своим обещанием?
- 7. Должно ли быть оказано какое-либо снисхождение беременной женщине?
- Ре, Жиль де (1404-1440)
- Реми, Никола (1530-1612)
- Рио, дель Мартин Антуан (1551-1608)
- Рулл, Маргарет
- Салемские суды
- Сапоги (испанский сапожок)
- Сборища (собрания) ведьм
- Сбривание волос (пытка)
- Свидетель
- Свидетельские показания на судах ведьм в Англии
- Свидетельские показания на судах ведьм в Европе
- Сглаз («дурной глаз»)
- Сексуальные сношения с дьяволом
- Сент-Осайтские ведьмы
- Сент-Эдмундсберийские ведьмы
- 1. Голословное соотнесение причины и следствия, особенно в связи с maleficia.
- 4. Привлечение заинтересованных личностей как назначенных судами профессиональных свидетелей.
- 4. Призрачные показания отдельных свидетелей о призраках.
- Синистрари, Людовико Мария (1622-1701)
- Синклер, Джордж
- Сирвело, Педро Санчес (ок. 1475-1560)
- Скотт, Реджинальд (1538-1599)
- Сонный оберег
- Спина, Бартоломео (ок.1475-1346)
- Спина де, Альфонс (ум.1491)
- Стапириус, Михаил
- Страппадо
- Судебные издержки процессов над ведьмами
- Сша, колдовство в
- Тенглер, Ульрих
- Тирский, Петр
- Тиски для больших пальцев (пытка)
- Томасиус, Кристиан (1655-1728)
- Трирские суды над ведьмами
- Уопингская ведьма
- Уорбойские ведьмы
- Фавершемские ведьмы
- Файен, Джон (Джон Каннингем)
- Фери, Жанна
- Ферфакс, Эдвард
- Филмер, сэр Роберт
- Финляндия, колдовство в
- Фладе, Дитрих
- Флауэр, Маргарита и Филиппа
- Франция, колдовство в
- II. Суды над дворянами по обвинению в политической ереси.
- Фриас, Алонсо Салазар де
- Хайцман, Кристоф
- Харснетт, Самуэль (1561-1631)
- Хатчинсон, Френсис
- Хейл, сэр Метью (1609-1676)
- Холт, сэр Джон (1652-1710)
- Хопкинс, Метью
- Царапание
- Чародейство
- Челмсфордские ведьмы
- Черная месса
- 2. Поклонение дьяволу.
- 3. Банкет.
- 4. Фестивали.
- 5. Свальный грех.
- Швагель, Анна Мария
- Швеция, колдовство в
- Шервуд, Грейс
- Шорт, Мерси
- Шотландия, колдовство в
- Вопрос 51 из «Сautio criminaus ».
- Штубб, Петер
- Шулер, Иоганн
- Шультхайс, Генрих фон
- Эйди, Томас
- Эйхштадский суд над ведьмами
- Экзорсизм
- 11. Заключительная молитва, включающая песнопение, символ веры и разные псалмы.
- Эксан-Прованские монахини
- Юниус, Иоганнес
- Ядовитая мазь