Вейр, Томас (ок. 1600-1670)
Долгое время после казни в 1670г. майора В. помнили как одного из самых известных (в народном мнении) шотландских колдунов. Общественный интерес усиливался предшествовавшей известностью В. как выдающегося парламентария, одно время командовавшего Эдинбургской гвардией, и как страстного евангелистского лидера. Неожиданно в возрасте 70 лет он добровольно признался (хотя сперва ему никто не поверил) во множестве отвратительных преступлений: прелюбодеянии, кровосмешении, педерастии и в колдовстве, худшем изо всех преступлений. Он вовлек в это дело и свою 60-летнюю сестру, Дженет Вейр, которая была сожжена как ведьма на основании ее собственного признания, при отсутствии независимых свидетельских показаний.
В Х1Хв. Роберт Чамберс написал в «Традициях Эдинбурга» («Traditions ofEdinburg», 1825): «Единственное заключение, какое современный человек может сделать по поводу В., — что старик был не в своем уме, — подтверждается некоторыми обстоятельствами. Самое первое, что говорит в его пользу, — это несомненное помешательство его сестры». Это суждение, безусловно, верно, хотя и не объясняет должным образом психологию этой пары: самодурный и своевольный мужчина, почти всю жизнь проживший по-холостяцки, неистово верующий в геенну огненную и вечные муки, неожиданно признается во всех тех грехах, с которыми он якобы боролся. Возможно, разгадка его душевного состояния кроется в его заявлении, «что, если бы он не ощутил этого ужаса, терзавшего его изнутри, он едва бы поверил в существование Господа».
Его жизнь можно пересказать в двух словах. Он родился в добропорядочной семье, жившей в Ленарке, примерно в 1600г. В 1641г., будучи лейтенантом шотландской пуританской армии во время Гражданской войны, он был ярым противником роялистов. В 1649 и 1650 гг., уже в звании майора, командовал войсками, защищавшими Эдинбург (Хикс, «Ravillac Redivivus»). Он был инспектором государственной почты, чем и зарабатывал себе на жизнь. Помимо военной деятельности он аккуратно посещал Церковные собрания протестантов-евангелистов, никогда не претендуя на функции священника или проповедника. Современник пишет:
«Он пользовался таким уважением в строгой секте пресвитерианцев, что, если четверо встречались вместе, можно было быть уверенным в том, что майор Вейр был одним из них. На частных собраниях он молился, вызывая всеобщее восхищение, что заставляло многих из прихожан считаться с его мнением [ценить его общество]. Многие посещали его дом, чтобы услышать, как он молится».
Уже в старости, в 1670г. (некоторые источники сообщают, что тогда ему было 76 лет), В. решил обнародовать свою тайную жизнь, которую он так лицемерно и успешно скрывал все эти годы. Сначала никто не верил ему, но, поскольку он настаивал на своем, профос послал врачей, чтобы они обследовали его. Однако врачи сочли его нормальным и заявили, что его «дурное расположение духа возникло вследствие уязвления его совести». Теперь профос был вынужден арестовать его на основании его же собственных показаний. Майора В. доставили в суд 9 апреля 1670г. и обвинили по четырем пунктам:
1. Преднамеренная попытка изнасилования собственной сестры Джейн, когда той было десять лет, и длительное кровосмесительное сожительство с ней, начиная с шестнадцати ее лет и до пятидесяти, когда он уже «не хотел ее из-за возраста».
2. Кровосмесительная связь с падчерицей, Маргарет Бурдон, дочерью его умершей жены.
3. Прелюбодеяние с «несколькими и разными личностями» и сожительство с Бесси Уимс, «служанкой, которую он держал в своем доме двадцать лет, и все это время возлежал с ней так бесцеремонно, будто она была его женой».
4. Содомия (скотоложство) с кобылами и коровами «и особенно осквернение себя связью с кобылой, на которой он ездил по Западному округу около Новых Мельниц».
Очевидно, колдовство считалось само собой разумеющимся, хотя формально и не выдвигалось в качестве обвинения, но упоминалось в показаниях. Сестра майора В. была обвинена вместе с ним в кровосмешении и колдовстве, «но особенно за беседы с ведьмами, некромантами и дьяволами».
«Замечали, что его дом, теперь, как известно, покинутый всеми людьми, иногда в полночь наполнялся светом и странными звуками танцев, воем и, что удивительнее всего, шумом прялки. Некоторые даже иногда видели, как майор около полуночи выходил из дверей, садился на черную лошадь без головы и скакал галопом в вихре пламени» (Р. Чамберс, «Traditions of Edinburgh», 1825).
Главным показанием против В. было его собственное признание и показания свидетелей о том, что В. делал подобные признания в их присутствии. Однако его золовка Маргарет показала, что, когда ей было 27 лет, «она видела майора, своего шурина и ее сестру Джейн, лежащих вместе в амбаре в Бикет-Шоу, и еще видела их вместе нагими в постели, и что она находилась этажом выше и слышала, как кровать тряслась, и слышала неприличный разговор между ними». Майор В. признался в скотоложстве с кобылой в 1651 или 1652г. и сказал, что женщина видела его в это время и подала жалобу, но никто не поверил ей, и она была «проведена по городу [Ленарку] и высечена общественным палачом за клевету на такого замечательного святого человека».
Джейн сыпала историями о домашних духах, которые, помогая ей, выпрядали «необычайное количество пряжи быстрей, чем это могли бы сделать три или четыре женщины». Много лет назад, будучи учительницей в Далкейте, она продала свою душу Дьяволу, проговорив в присутствии маленькой женщины: «Все мои беды и горести, убирайтесь за дверь!» В 1648г. они с братом «ездили из Эдинбурга в Муссельбург и обратно, в карете, запряженной шестеркой лошадей, которые казались огненными». Джейн В. представила в качестве улики трость майора, сделанную из терновника и украшенную резными головами, якобы служившую волшебной палочкой. После этой подсказки окружающие вспомнили, что В. всегда держался за свою палку во время молитвы, как будто хотел получить вдохновение от Дьявола.
Большинство судей признали майора В. виновным. Джейн В. была признана виновной единогласно.
Майор В. был удушен и сожжен недалеко от Эдинбурга 11 апреля 1670г., а его сестра Джейн — на следующий день на Зеленном рынке в Эдинбурге. На лестнице она обратилась к толпе, проявив сочетание тонкой проницательности и религиозной чувствительности: «Я вижу большую толпу людей, пришедших сюда сегодня поглядеть на смерть бедного старого, несчастного существа, но считаю, что немногие среди вас скорбят и плачут о поруганном Писании».
Это событие было запечатлено во множестве памфлетов и личных дневников и продолжало обсуждаться по крайней мере все последующее столетие. Дом Вейров в Эдинбурге не был заселен и стал источником для многих рассказов о духах и таинственных происшествиях. Видели, как экипажи призраков подъезжали к его дверям, чтобы унести майора и его сестру в ад. После того, как дом оставался незанятым более столетия, одна совсем бедная пара соблазнилась низкой рентой и, к удивлению всего города, въехала туда, но на следующее утро они сбежали, утверждая, что, когда они лежали в постели, к ним подошел теленок и поглядел на них. Дом Вейров оставался пустым еще пятьдесят лет. Незадолго перед его сносом (не позднее 1830г.) сэр Вальтер Скотт настаивал на том, что нужно сохранить этот старый дом как пример народного воображения: «Каким же смельчаком был тот дерзкий студент, который осмелился приблизиться к мрачным руинам, рискуя увидеть, как заколдованная свита майора бродит по старым комнатам, или услышать жужжание некромантического колеса, которое создало его сестре славу прядильщицы».
- Австрия, колдовство в
- Аквинский, Фома (ок. 1227-1274)
- 1. Сексуальные сношения с дьяволом
- Александр VI, папа
- Англия, колдовство в
- 1592 Матушка Аткинс из Пиннера.
- Аррасские ведьмы
- Аэндорская волшебница
- Бавария, колдовство в
- Бамбергские суды над ведьмами
- Барклей, Маргарет
- Барроус, Джордж
- Бартонский мальчик
- Баскские ведьмы
- Беккер, Балтазар (1634-1698)
- Белая ведьма
- Библия, колдовство в
- Билсонский мальчик
- Бинсфельд, Питер
- Бланкенштейн, Катерины трагедия
- Боне, Ришар (1641)
- Боге, Анри (около 1550-1619)
- Боден, Жан (1529-1596)
- Борделон, Лоран (1653-1730)
- Буве, ле Сьер
- Бэтман, Мери
- Бюирман, Франц
- Вебстер, Джон (1610-1682)
- Ведьминский знак
- Вейер, Иоганн (1515-1588)
- Вейр, Томас (ок. 1600-1670)
- Венхем, Джейн
- Висконти, Джироламо (Хиеронимус Висекомес) (?- ок. 1477)
- Вогстаф, Джон (?-1677)
- «Возлюбленная» доктора Лэмба (?-1640)
- Волкодлак из Анжера
- Волкодлаки из Полиньи
- Волкодлаки из Сен-Клода
- Восковое подобие
- Выворачивание рук (squassation)
- Вызывание бури
- Гадание
- Гарнье, Жиль
- Гвиннер, Эльза
- Генрих VIII, закон 1542 г.
- I. Те, кто противозаконно вынашивают коварные замыслы и
- Германия, колдовство в
- Гиффорд, Джордж (?-1620)
- Гланвиль, Джозеф (1636-1680)
- Годельманн, Иоганн Георг
- Гоуди, Изобель
- Гренье, Жан
- Гриландус, Пауль
- Даррелл, Джон (ок. 1562-1602)
- Демонологи
- Демонология
- Дети Гудвина
- Дети-обвинители
- Ди, Джон (1527-1608)
- Договор с Дьяволом
- Домашние духи ведьм
- Доносчики
- Дьявол, бросающий камни
- Елизавета, закон 1563г.
- I. Во исправление вышеуказанного да будет установлено Ее величеством королевой с одобрения лордов духовных и светских и Палаты общин и текущей сессии парламента, что:
- Жанна д'Арк
- Инквизиция
- Иннокентий VIII,
- Иоанн XXII, папа (с 1313 по 1334г.)
- Ипсвичское колдовство
- Испания, колдовство в
- Иудейское колдовство
- Иоргенсдоттер, Сирии
- Кадье, Катрин
- Кайтелер, Алиса
- Канон Episcopi
- Карпцов, Бенедикт (1595-1666)
- Кассини, Самуэль де
- Кельнские суды над ведьмами
- Кобхем, Элеонора, герцогиня Глостерширская
- Когшолские ведьмы
- Колдовство
- Коннектикутские ведьмы
- Кори, Жиль
- Ланкаширские ведьмы
- 3: Ниже находится группа женщин и девушек, которые танцуют в круге, спина к спине.
- Лато, Луиза
- Лев X, папа ( с 1513 по 1521)
- Лестерский мальчик
- Лестница (пытка)
- Летательная мазь
- Лигатура ( насланная импотенция)
- Ликантропия (оборотничество)
- Лилльские послушницы
- Лоотен, Томас (1599-1659)
- Лоэр, Герман
- Лувьерские монахини
- Луденские монахини
- 18 Августа 1634г. Был вынесен приговор, включавший в себя пытки обеих степеней и сожжение заживо следующим образом:
- Людовик XIV, эдикт 1682г.
- Люксейльский суд над ведьмами
- Мазер, Инкриз (1639-1723)
- Мазер, Коттон (1662-1728)
- Мегги-Айлендский суд
- Мейфарт, Иоганн Матеус
- «Молот ведьм» («Malleus Maleficarum»)
- Моровские ведьмы
- Мор, Генри (1614-1687)
- «Мышиная мастерица»
- Нидер, Иоганнес (около 1380-1438)
- Нипен, Оле и Лисбет
- Норвегия, колдовство в
- Нормандские острова, колдовство в
- Нортбервикские ведьмы
- Ньюберская ведьма
- Ньютон, Флоренс
- Обманщик из Пендла
- Одержимость
- Парижские суды над ведьмами
- Первые исследователи колдовства
- 1539 Первая книга о колдовстве, опубликованная по-исп., считалась классической на протяжении столетия; относительно умеренная по взглядам.
- Перемещения
- Перкинс, Уильям (1555-1602)
- Плавание (пытка)
- Полтергейст
- 1. Шумы или стуки явно не естественного происхождения, по стенам или потолкам, или шаги по полу и лестницам.
- 3. Исчезновение небольших предметов и их случайное обнаружение в неожиданных потайных местах.
- 4. Случайные крупные разрушения, например, поджог.
- Порча (maleficia)
- Превращения
- Признание
- Прокалывание (пытка)
- 1. Что должен делать судья, если заключенный отказывается говорить?
- 2. Как далеко должен заходить судья при обещании милости или неприкосновенности для заключенного, чтобы побудить его к признанию, и до какой степени он может быть связан своим обещанием?
- 7. Должно ли быть оказано какое-либо снисхождение беременной женщине?
- Ре, Жиль де (1404-1440)
- Реми, Никола (1530-1612)
- Рио, дель Мартин Антуан (1551-1608)
- Рулл, Маргарет
- Салемские суды
- Сапоги (испанский сапожок)
- Сборища (собрания) ведьм
- Сбривание волос (пытка)
- Свидетель
- Свидетельские показания на судах ведьм в Англии
- Свидетельские показания на судах ведьм в Европе
- Сглаз («дурной глаз»)
- Сексуальные сношения с дьяволом
- Сент-Осайтские ведьмы
- Сент-Эдмундсберийские ведьмы
- 1. Голословное соотнесение причины и следствия, особенно в связи с maleficia.
- 4. Привлечение заинтересованных личностей как назначенных судами профессиональных свидетелей.
- 4. Призрачные показания отдельных свидетелей о призраках.
- Синистрари, Людовико Мария (1622-1701)
- Синклер, Джордж
- Сирвело, Педро Санчес (ок. 1475-1560)
- Скотт, Реджинальд (1538-1599)
- Сонный оберег
- Спина, Бартоломео (ок.1475-1346)
- Спина де, Альфонс (ум.1491)
- Стапириус, Михаил
- Страппадо
- Судебные издержки процессов над ведьмами
- Сша, колдовство в
- Тенглер, Ульрих
- Тирский, Петр
- Тиски для больших пальцев (пытка)
- Томасиус, Кристиан (1655-1728)
- Трирские суды над ведьмами
- Уопингская ведьма
- Уорбойские ведьмы
- Фавершемские ведьмы
- Файен, Джон (Джон Каннингем)
- Фери, Жанна
- Ферфакс, Эдвард
- Филмер, сэр Роберт
- Финляндия, колдовство в
- Фладе, Дитрих
- Флауэр, Маргарита и Филиппа
- Франция, колдовство в
- II. Суды над дворянами по обвинению в политической ереси.
- Фриас, Алонсо Салазар де
- Хайцман, Кристоф
- Харснетт, Самуэль (1561-1631)
- Хатчинсон, Френсис
- Хейл, сэр Метью (1609-1676)
- Холт, сэр Джон (1652-1710)
- Хопкинс, Метью
- Царапание
- Чародейство
- Челмсфордские ведьмы
- Черная месса
- 2. Поклонение дьяволу.
- 3. Банкет.
- 4. Фестивали.
- 5. Свальный грех.
- Швагель, Анна Мария
- Швеция, колдовство в
- Шервуд, Грейс
- Шорт, Мерси
- Шотландия, колдовство в
- Вопрос 51 из «Сautio criminaus ».
- Штубб, Петер
- Шулер, Иоганн
- Шультхайс, Генрих фон
- Эйди, Томас
- Эйхштадский суд над ведьмами
- Экзорсизм
- 11. Заключительная молитва, включающая песнопение, символ веры и разные псалмы.
- Эксан-Прованские монахини
- Юниус, Иоганнес
- Ядовитая мазь