logo
Энциклопедия КОЛДОВСТВА И ДЕМОНОЛОГИИ

Гриландус, Пауль

 

«The Tractatus de Hereticis et Sortilegiis» [«Трактат о еретиках и ведьмах»] является, после «Malleus Maleficarum», возможно, наиболее значительной работой по колдовству, опубликованной до середины XVIe.; благодаря частым цитированиям, она продолжала оказывать преобладающее влияние на всех поздних демонологов. I. был папским судьей на судах над ведьмами в римском округе, и в этот трактат он включил многие из своих собственных наблюдений.

Г. рассматривает очень обширную область: демонологию, договоры с Дьяволом, одержимость, полеты на шабаш — он говорит, что в них верят почти все теологи — превращения, мессы любви и смерти (очень ранняя отсылка) и maleficia, включая лигатуру, восковые подобия и яды. Обсуждение этих вопросов по-школярски подкрепляется множеством теологических и юридических ссылок. Однако ход его логических рассуждений иногда нарушается оговорками, недопустимыми для большинства авторов: например, что он никогда не видел ведьмы, пойманной с поличным (in fragrante crimine).

В отношении гадания Г. цитирует великолепную пунктуационную шутку. Генерал советовался с демоном на предмет, идти ли ему на войну и получил такой ответ: «Ibis redibis поп morieris in hello». В зависимости оттого, где ставится запятая, после redibis или поп, пророчество может означать или «Иди, ты вернешься, и не падешь в битве» или «Иди, ты не вернешься, падешь в битве».

Другая история, известная Г. «из первых РУК», связана с мужем, который уговаривает свою жену взять его с собой на шабаш. Он обещал, что ни при каких обстоятельствах не оскорбит дьявола произнесением имени Господа или Христа. На банкете он обнаружил, что его еда безвкусна и попросил соли которой дьяволы боятся, поскольку она используется при экзорсизме). Наконец, он получил немного и в восторге закричал: «Слава Богу, вот соль!» При этих словах собрание исчезло, а он оказался в сотне миль от дома. Он разоблачил свою жену перед инквизицией, и она была сожжена.

Поскольку авторитет Г. был очень велик, подобные случаи переписывались поздними авторами. Таким образом каркас суеверия был укреплен глупейшими историями предшествующего столетия. А ведь Г. был доктором права!

Грирсон, Изобель

Для того, чтобы лучше представить себе колдовство в обычном трактовании, как трактовали его судьи, священники, да и сами обвиняемые, лучше всего прочитать судебный отчет. В настоящей «Энциклопедии» приводятся образцы из Англии, Франции и Германии. В этой статье описаны обвинительные акты, представленные Верховному уголовному суду на процессе 1607г. в Эдинбурге (Шотландия) и внесенные в регистрационные книги. Первый издатель назвал их «самыми абсурдными и экстраординарными», но на самом деле все обвинения были такими же, как и те, на основании которых сотни шотландских мужчин и женщин приговаривались к смерти во время разгула колдовской истерии.

Обвиняемая Г., жена Джона Булля, рабочего из Престонпенса, предстала перед судом 10 марта 1607г. Приводимые ниже 6 пунктов обвинения из судебного отчета не нуждаются в комментариях.

1. Затаив жестокую ненависть и злобу против Адама Кларка полтора года назад, Изобель Грирсон использовала все дьявольские средства, чтобы отомстить ему. В частности, в ноябре 1606г., между одиннадцатью и двенадцатью часами, Изобель Грирсон «в облике собственного кота и в сопровождении множества других котов, дьявольским образом вошла внутрь его дома, где они учинили разгром и устрашающий шум. Упомянутый Адам, лежавший в постели со своей женой, был охвачен таким страхом, что чуть не сошел с ума». В это время дьявол, похожий на черного человека, протащил по дому за волосы служанку, после чего она шесть недель болела.

2. Озлобившись против Уильяма Барнета, второго мужа Маргарет Миллер, вдовы, Изобель Грирсон хотела убить его «дьявольскими и нечестивыми средствами — как явная чародейка и ведьма». В январе 1650г. она подбросила под его дверь кусок сырого мяса, после чего дьявол в виде обнаженного младенца появлялся по ночам в его доме в течение полугода. Дьявол также появлялся в облике Изобель Грирсон, которая «самым непристойным и гнусным образом мочилась на упомянутую Маргарет Миллер и на различные части упомянутого дома». Уильям Барнет начал чахнуть и умер в 1605г. «в ужасных страданиях и муках». Изобель была обвинена «как причастная к смерти и болезни упомянутого выше Уильяма».

3. Изобель Грирсон была обвинена в насылании болезни на Роберта Педдана девять лет назад, в октябре 1598г. Прохворав некоторое время, он вспонил, что, одолжив у Изобель девять шиллингов и четыре пенса, он отказался отдать ей долг, и Изобель пообещала, что «он пожалеет об этом». Педдан заплатил деньги Изобель и попросил восстановить его здоровье. Он поправился.

4. Роберт Педдан предъявил обвинение, что в июне 1606г., проходя мимо открытого окна его дома, Изобель протянула руку, чтобы погладить его кота. Педдан в это время варил эль, и сваренный напиток тотчас прокис, «стал тухлым и черным, густым, как сточная грязь, с отвратительным и несносным запахом, так что никто не мог ни пить, ни нюхать его».

5. Изобель была обвинена в том, что она задумала покушение на жизнь Маргарет Дональдсон, жены Роберта Педдана в 1600г. Заболев, Маргарет заподозрила, что Изобель околдовала ее, и попросила соседей помирить ее с Изобелью, после чего поправилась. Но Изобель подумала, что Маргарет ославила ее как ведьму и вернула свое заклятие, сказав: «Варись в котле на адском огне». Маргарет снова заболела, но поправилась в течение 9 недель. В декабре 1606г. она повстречалась с Изобель, которая снова прокляла ее: «Прочь, воровка, я еще доберусь до твоего сердца за то, что ты клевещешь на меня». После этого Маргарет снова заболела.

6. Последнее обвинение заключалось в том, что Изобель Грирсон была «известной чародейкой и ведьмой, обижавшей людей, насылая и снимая болезни, использовавшей дьявольские и богопротивные средства, а также заговоры и другие чертовы штучки, чтобы обеспечить свое существование».

После того, как были заслушаны все относящиеся к делу свидетельства [в шестом обвинении не возникло необходимости], судья признал ее «заслуживающей наказания по всем и каждому в отдельности из записанных выше обвинений». Изобель Грирсон была удушена и сожжена в Кастлхилле (Англия), а ее собственность конфискована королем.

Гюнтер, Анна

История Г. является прекрасной иллюстрацией того, как молодая девушка, склонная к истерии, может быть настроена так, что ее болезнь будет казаться следствием колдовства. В 1601г. 14-летняя Г., жившая в своем доме в Нортмортоне (Беркшир), страдала припадками, но медицинский диагноз «падучей болезни» [эпилепсии] или «родового удушья» (истерии) не мог удовлетворить невежественных людей. Ее отец, знатный дворянин, пригласил известных оксфордских врачей и специалистов по определению околдовывания. Анна страдала отеками тела, пенотечением изо рта, периодической слепотой и глухотой; она чихала, ее рвало, из горла, груди и пальцев у нее выходили булавки. Она постилась десять или двенадцать дней и могла предсказывать простейшие домашние события. Причину своего несчастья Анна приписала 3 ведьмам: Агнесс Пепуэлл, Элизабет Грегори и Мери Пепуэлл, которые досаждали ей вместе со своими домашними духами, являясь в виде призраков.

Припадки вызвали всеобщий интерес, и в 1605г. упомянутые 3 женщины были отправлены в Эбингтон, но суд признал их невиновными. Вскоре после суда Анна была передана на попечение Генри Коттона, епископа Солсбери и отца 19 детей, который обнаружил ее мошенничество, пометив булавки, которые она якобы срыгивала. 27 августа 1605г. король Яков I подверг ее личному допросу и отправил на попечение капеллана архиепископа Кентерберийского, Самуэля Харснетта, который перед этим разоблачил шарлатанство Дж. Даррелла. В последующие месяцы Анна призналась Харснетту и д-ру Эдварду Джордану, что в то время, когда она страдала «от естественной хвори», отец побудил ее симулировать более необычные симптомы, и что она приучилась прятать булавки, которые потом «выходили» из ее тела. Ричард Нейл, впоследствии (1631) епископ Йоркский, также активно разоблачал подобные мошенничества. После года дальнейших обсуждении генеральный прокурор сэр Эдвард Кок обвинил мистера Брайана Тюнтера и его дочь в преступном сговоре, ряд свидетелей, включая местного викария, утвердили под присягой сверхъестественные способности Анны, включая способность ее подвязок без чьей либо помощи завязываться «в узлы наподобие требухи». Чем закончились эти обвинения, неизвестно.

Необходимо заметить, что данное дело дает ключ к другим случаям аналогичных припадков у подростков. Установленным фактом является то, что перед ее «околдовыванием» друзья приносили ей памфлеты и книги о колдовстве. Среди них была работа самозванного экзорсиста Даррелла, а также трактат об уорбойских ведьмах. Via подобных книг Анна заимствовала свои идеи: так, домашнего духа, которого она приписывала Элизабет Грегори, она назвала «Поймай», по имени духа, упоминавшегося на уорбойском суде. Кроме того, девочка заставила трех женщин прочитать тот же самый заговор, который был изобретен девушками из Трог-мортона, заменив упоминавшиеся там женские имена местными: «Во имя Сына и Святого Духа, да будет так. Аминь. Я, Мери Пепуэлл, приказываю тебе, белая жаба, выйти из тебя, Анна Гюнтер».

См. также Дети-обвинители.