logo
Энциклопедия КОЛДОВСТВА И ДЕМОНОЛОГИИ

Первые исследователи колдовства

 

Труды 30 авторов, отмеченные ниже, раскрывают развитие теории колдовства и отражают, как авторитет ученых (за редким исключением) помог к 1550г. превратить колдовство в безжалостно искореняемую ересь. Почти все эти ранние работы написаны по-латьши, но переводы быстро доводили теорию до самой широкой общественности: немецкий — в 1517г., итальянский — в 1523г., испанский — в 1539г. Рукописи, написанные на диалектах, позднее не публиковались, кроме одной, опубликованной по-немецки в 1456г. и другой — по-французски — в 1460г. Англия была относительно свободна от преследований, а, следовательно, и от теоретических руководств (вплоть до конца XVIs.).

Всем теологам пришлось преодолевать препятствие в виде канона «Episcopi», в котором вера в женщин, скачущих по небесам вместе с Дианой, была объявлена предрассудком. Это следовало обойти, прежде чем могли начаться преследования за колдовство. Было необходимо опровергнуть три главных тезиса канона: 1) современные ведьмы не такие, как описаны в каноне; 2) канон не был одобрен Вселенским собором и, следовательно, не является документом, обязательным для исполнения; 3) следование положениям канона вступает в противоречие с необходимостью искоренения ведьм (как честно признался Жакье). Позже Спина в качестве массированной атаки добавил четвертый аргумент: канон не является первоисточником. Работа этих оппонентов облегчалась принятием папских булл, осуждавших колдовство: Григория IX (1231), Александра IV (1258), Иоанна XXII (1320), Иннокентия VIII (1484), Юлия II (1504), Льва X (1521) и Адриана VI (1523). Полемика преследовала цель — превратить колдовство в новую ересь (многие авторы так и называли ее — nova); этот эпитет показывает, что простые магические действия, входившие в колдовство, не составляли его основы, которая заключалась в договоре с Дьяволом для отречения от христианского Бога и католической веры.

В трудах рассматриваемых авторов вырисовывается идея шабаша ведьм. Сама теория выводится из вопросов, задававшихся инквизиторами, принуждавшими обвиняемых соглашаться с ними. Затем инквизиторы публиковали признания. Другие инквизиторы развивали их и, на основе собственных выдумок, изобретали новые детали.

Ведьма «заряжает» мужчину через его ногу. Одна из ранних иллюстраций из книги «De Lamiis» (1489) Ульриха Молитора. БКУ.

Нидер, самый первый из упомянутых авторов, в 1435г. даже не упоминает шабаш, но к 1450г. инквизитор во французской Савойе уже был в состоянии сообщить подробности. В 1510г. Бернард из Комо развил их дальше, и в 1521г. Приериас свел их воедино. Ко времени Гриландуса (1536) различались признаки черной мессы. Причины предполагаемого роста ереси единодушно приписывались усилению деятельности Дьявола. Только Мей-мор согласился, что во Франции причиной была Столетняя война, и колдовство было привнесено иностранцами.

Одновременно с поддержкой предрассудков некоторые стремились опровергать их. До 1550г. это было можно сделать и остаться в живых, после 1550г. и в течение следующего столетия оппонентов принуждали к молчанию запугиванием или угрозой смерти. В списке борцов за человечность можно отметить Симфорена Шампье (ок. 1500г.), францисканца Самуэля де Кассини (1505), миланского адвоката Андреаса Альциата (ок. 1514г.) и, наконец, флорентийского адвоката Франческо Понцинибио, которые полностью отвергали как колдовство, так и инквизицию [см. Делюнологк].

Магия и чародейство не прекратили своего существования: все принимали их, и некоторые думали, что они могут даже приносить пользу. Так, гражданское законодательство не преследовало добрую ведьму, которая снимала порчу и останавливала бури. Представляя теорию колдовства как ересь, теологи знали, что они пробивают новую дорогу. Наиболее известны были доминиканские инквизиторы, особенно Николас Эймерик, Никола /Какье, Жан Винети и Джироламо Висконти. Отдавая дань авторитету Фомы Аквинского, доминиканца, следует сказать, что он несет ответственность за распространение церковью веры в колдовство.

Инквизиторы встречали значительное сопротивление, на что они постоянно жаловались. Нидер и Винети сетовали, что многие не верили в демонов-инкубов; Жакье — что «многие» выступали против инквизиторов; Висконти (как и Пико) — что «многие» верили в извлечение признаний только под пыткой, для опровержения чего он и написал книгу. В силу этих обстоятельств Спина должен был написать книгу против неверующих. Томас Мюрнер обвинял отдельных теологов в объяснении несчастий скорее естественными причинами, чем колдовством. И некий Оранус (которого цитирует дель Рио) сетовал, что столь много образованных людей во Франции были скептиками (называя среди прочих Монтеня). И Альциат (ок. 1514г.) заявлял, что крестьяне в приальпий-ских долинах восставали по поводу повсе-

Это свидетельство очень важно, поскольку оно разрушает расхожее представление, что менее образованные люди были склонны верить в колдовство, и что только образован-

местных сожжений, проводимых местным ная часть общества противостояла ему.

«Если кто-нибудь сомневается, действительно ли существуют описываемые ведьмы, позвольте ему напомнить, что, кроме примеров всех времен и многих стран, имеются различные примеры даже в Священном Писании». — Уильям Перкинс, «Discourse» (1608).

Верно инквизитором. обратное. Колдовство было понятием навязываемым, но не популярным, введенным непосредственно инквизицией и вызывавшим оппозицию населения (наряду с горсткой адвокатов и врачей). Только позднее, после десятилетий внедрения новой доктрины, появилась общественная поддержка этого заблуждения.

Первые высказывания о колдовстве к моменту публикации «Malleus Maleficarum»

Дата    Автор             Общественное положение Заглавие книги, публикации         Дата, место публикации            Примечания

ок. 1435          Нидер, Иоганнес      Доминиканский профессор и приор         «Formicarius» ок. 1435 Аугсбург            Вторая из напечатанных книг по колдовству. Нет комментариев по шабашу.

ок. 1450          Винети, Жан             Инквизитор в Каркассоне  «Tractatus contra — Demonum Invocatores»            -           Первая книга, определяющая колдовство как ересь.

ок.1450           -           Инквизитор во Французской Савойе       «Errores Gazario- — rum»     -            Превосходно развитая идея шабаша.

ок. 1456          Хартлиб, Иоганн      Личный врач короля Баварии        «Buch aller botenen — Kunst, Unglaubens und der Zauberei»                 Первая работа, написанная по-немецки.

1458    Никола Жакье*         Инквизитор во Франции и Богемии         «Flagellum Haereticorum Fascinariorum»            1581    Первое основное определение колдовства как новой ереси.

1458    Альфонс де Спина * +         Францисканец (обращенный еврей)         «Fortalicium Fidei»    1467 Страсбург      Первая из опубликованных книг по колдовству.

1460    —        Инквизитор в Лионе           «La Vanderye de — Lyonois»                     Первая работа, написанная по-французски.

1460    Висконти, Джироламо *+   Инквизитор, профессор, провинциал из Ломбардии     «Lamiarum sive Striarum Opusculum»            1490 Милан   Даже защита ведьм является ересью.

ок. 1460          Мартин из Арля       Профессор и каноник в Испании  «Tractatus de Supersticionibus»        1517 Париж             

ок. 1462          Мамор, Петру           Каноник, регент ун-та в Пуатье    «Flagellum aleficorum»         1490 Лион            Распространением во Франции колдовство было обязано Столетней войне и магии, введенной иностранцами. Описан шабаш.

ок. 1468          Виньяти, Амброджо де       Юрист в Падуе, Болонье и Турине            «Tractatus de Haereticis (lectures)»       1581    Настаивает на осторожности в обвинениях сообщниками.

с. 1470            Джордано де Бергамо          Магистр теологии в Кортоне (Италия)     «Quaestio de Strigis»             Принимает колдовство как ересь, но пытается соотнести с Каноном «Episcopi».

с. 1475            Винсент, Жан           Приор в Вандее (Франция) «Liber Adversus — Magicas Artes»             Принимает магию; отвергает колдовство.

*статья об этих авторах;

+ иллюстрация из рукописи или опубликованной книги

Первые авторы о колдовстве ( от «Malleus Maleficarum» до 1550 г.)

Автор Общественное положение Заглавие книги         Дата, место публикации     Примечания

Иннокентий VII *    Папа   Булла «Summis desiderantes aflectibus»     1484 Рим Напечатано в «Malleus»

Назначил Шпренгера и Крамера в качестве инквизиторов для усиления судов за колдовство с применением пытки.

Шпренгер, Яков Крамер, Иоганн  инквизиторы «Malleus Maleficarum»         ок.1486           Принесшая самый большой вред в связи с колдовством как заблуждением. Развита теория колдовства как ереси в правовой кодекс, стала образцом на 300 лет.

Молитор, Ульрих * Профессор правового ун-та в Констанце «Tractatus de Pythonicis Mulieribus»           1489 ?Констанца     Если колдовство является иллюзией, оно должно быть наказано как настоящее.

Шампье, Симфорен             Врач   «Dialogue in Magicarum Artium Destructionem»    ок. 1500 Лион            Шабаш - иллюзия; maleficia вызывается естественными причинами. Врачи должны лечить введенных в заблуждение. Удивительна по прогрессивным взглядам.

Приериас, Сильвестр          Инквизитор в Ломбардии; папский обвинитель Лютера          «Sylvestrina Summa»          1504 Болонья            Находился под сильным влиянием «Malleus». Поверхностное толкование канона Episcopi.

                        «De Strigimagarum Daemonumque Mirandis»         1521 Рим        Полностью поддерживает теорию колдовства. Дает руководство для судей. Осуждение ведьм считает неизбежным.

Кассини, Самуэль де * +     Францисканец (противостоял Савонароле)         «Question de le Strie»           1505 ?             Первая книга, в которой автор нападает на колдовство как ересь, называя инквизиторов еретиками.

Кайзерсберг, Гейлер фон * +          Священник    «Die Emeis»   1517 Страсбург         Первая книга по колдовству, напечатанная в Германии (представляет собой собрание проповедей). Ратует в равной степени и за сожжение белых ведьм.

Трифемиус    Аббат «Liber Octo Questionum»     1508? 1515, Оппенхайм      Последователь «Malleus». Все беды вызываются ведьмами, которых следует сжигать.

                        «Antipalus Maleficiorum»     1508? 1555 Ингольштадт     

Бернар из Комо        Инквизитор в Комо «De Strigiis [in Lucerna Inquisitorum]»        (1510) 1566, Милан            Поддерживает теорию шабаша как реального и телесного.

Тенглер, Ульрих * + Адвокат         «Layenspiegel»          1509 ? Аугсбург ?     Последователь «Malleus»; светские суды должны следовать за инквизицией в процедуре проведения судов за колдовство.

Альциат Андреас     Адвокат в Милане   «Parergon Juris»         (ок. 1514) 1558 Базель          Скептик; заблуждение колдовства в связи с шабашем может быть излечено травами.

Помпонацци Пьетро           Профессор в Падуе «De Naturalium Effectuum Causis»             (1520) 1556 Базель            Склонен к скептицизму; избежал наказания официальным заявлением, что как философ, может ошибаться, однако, как католик, он безоговорочно верит в учение церкви.

Понцинибио Джанфранческо * +  Адвокат во Флоренции?     «Tractatus de Lamiis»            (ок. 1520) 1563 Венеция         Очень важная работа, полностьюпротивостоящая колдовству как заблуждению и порядку ведения судов инквизицией. Принимает простое чародейство.

Пико делла Мирандола, Джанфранческо * +      Адвокат         «Strix»

«Strega» (итальянский) вариант     ?1523

1524 Болонья

1555 Печия    Первая книга о колдовстве, напечатанная в Италии. Принимает заблуждение колдовства, особое внимание уделяет инкубу.

Спина, Бартоломео  Теолог, член папской академии     «Quaestio de Strigibus»         (1523) 1525 Венеция            Последователь Приериаса. Самая яростная пропаганда колдовства как

заблуждения до этого времени. Выступал против Понцинибио.

Гриландус, Пауль     Судья, назначенный папой для судов над ведьмами на территориях, подчинявшихся Риму   «Tractatus de Hereticis et Sortilegiis»           (1525) 1536 Лион      Основная работа, в которой детально рассматриваются все аспекты колдовства как заблуждения с точки зрения духовного суда.

Сирвело Педро * +   Инквизитор Сарагоссы       «Opus de Superstitione»

« Reprobacion » «Relationes XXI Theologicae»      1521 Алькала