logo
Энциклопедия КОЛДОВСТВА И ДЕМОНОЛОГИИ

Франция, колдовство в

 

Каждая страна реагировала на колдовство в соответствии со сложным комплексом факторов — национальными, экономическими, религиозными, политическими и иными особенностями. Для удобства развитие колдовства во Ф. рассматривается в пяти основных разделах, ни один из которых точно не повторяется в Англии или Германии:

I. Определение инквизицией колдовства как ереси и искоренение ордена тамплиеров

в 1307г.

II. Политические суды над национальными героями по обвинению в ереси, включая чародейство (например, над Жанной д'Арк и Жилем де Ре).

III. Эпидемии охоты на ведьм, состряпанные на скорую руку гражданскими судьями в «великие дни колдовства» (1450-1670), вызвавшие классические описания колдовства французскими демонологами.

IV. Распространение в первой половине XVIIb. одержимости демонами, особенно среди монахинь, склонных к обильным сексуальным фантазиям. Подобные скандалы заставляли многих людей усомниться в основах теории колдовства.

V. Всеобщая коррупция французской знати, связанная с использованием ядов и черных месс, обнаружившаяся при полицейских расследованиях в 1682г. [см. Слушания в «Огненной палате»], приведших к окончанию колдовского заблуждения.

VI. Определение колдовства как ереси.

Еще до того, как колдовство было приравнено к ереси, в ранних законах преследовались чародеи. Салический закон (примерно 500г. н.э.), однако, требовал доказательства совершения определенного злонамеренного действия, такого как отравление; даже когда яд вызывал смерть, чародею разрешалось заплатить определенную сумму денег как компенсацию семье жертвы.

Если убийца не мог выплатить этой виры, его сжигали. При неудачных попытках отравления или случаях лигатуры налагался небольшой штраф. При знавая фольклорные представления о ночных собраниях, Салическая правда, в противопо ложность инквизиционному праву, устанавли вала, что тот, кто назовет другого strix, lamia и.ли stioportius (колдун мужского рода) и не сможет доказать этого, должен оплатить причиненный ущерб. Если бы Салическая правда осталась в силе, ни один из тысяч обвиненных в посещении шабаша не был бы сожжен.

В VIII в. законы Хильдерика III помогли церкви в подавлении проявлений язычества, включая магию. Эдикт Каролинского периода позволял церкви арестовывать чародеев, про давать их в рабство и присваивать прибыль. Однако преследование носило хаотичный характер, хотя штрафы предусматривались не только за колдовство, но и за отравительство или магию.

Колдовская ересь родилась во Франции. Богословская основа для колдовства обеспе чивалась продолжительными дискуссиями,начиная с епископа Гильома Овернского из Парижа (1228-1249), Фомы Аквинского (ум. в 1274г.) и Дунса Скота (ум. в 1308г.) и заканчивая Пьером де Палу (ум. в 1342г.) и Габриелем Бьелем (ум. в 1484г.). На основании их заключений теологи и адвокаты создали свои законы судопроизводства, в итоге разработав подробную концепцию до-говора с Дьяволом, ставшую основой право-вого обоснования колдовских судов [см. Первые исследователи колдовства]. На основании данных формулировок, впервые предложенных во Франции Парижским университе-том в 1398г., колдовство из магии превратилось в религию и стало антикатолической ересью, а, следовательно, объектом деятельности инкви-зиции.

Сокрушив религиозные отклонения в юж-ной Франции, например, альбигойцев и валь-денсов, инквизиция почти утратила обосно-вание дальнейшего своего существования. Она сделала свое дело. Несмотря на это, ииквизиция распространяла и развивала те-орию колдовской ереси, посредством которой расширяла сферу своей деятельности. В ка-честве основы в ней сочетались фантастичес-кие и невозможные утверждения, рассеянные по ранним судам. В течение XIVb., прежде, чем теория приняла определенную форму, отдельные осуждения за ересь включали обвинения, которые позже стали стандарт-ными образцами для массовых судов за колдовство, проводимых по нормам граждан-ского права. Суды состоялись уже в начале 1245г. в Тулузе. В 1275г. Анжела де ла Барт, заподозренная в поедании детей и сношениях с дьяволом, была сожжена Югом де Баньо-лем, тулузским инквизитором. Ее можно считать первым человеком, сожженным за колдовство. В ряде папских булл, направлен-ных инквизиторам южной Франции, системати-знровалась ересь ведьмовской секты: в 1318г. - против черной мессы, особенно в Лионе; в 1320, 1326 и 1330 гг. — против сатанизма в Тулузе и Нарбонне [см. Иоанн XXII]. После 1331г. Париж был включен в число районов распространения колдовства.

Гонения на военно-религиозный орден ры-цареи-тамплиеров, во многом предвосхитив-шие усиливающиеся атаки на ведьм, были узаконены папой в 1307г. Комиссию возглавлил Гильом де Ногаре, министр короля Фи-липпа IV (Красивого) и брата Гильома Имбера, духовника короля и Великого ин-квизитора Франции. Предметом обвинения была ересь, но его пункты включали действия, характерные для ведьм и спустя 300 лет, например, поклонение дьяволу в образе козла (ведьминский «козлиный бог»), попирание креста, беспорядочные сношения с суккубом-демо-ном и «поцелуй стыда», когда новообращенный целовал главаря в губы, зад и половые органы. Признание подобных заявлений легко подтверждалось под пыткой, но большинство тамплиеров отрекались от своих признаний. Главный магистр ордена Жак де Моле и наставник Нормандии Жоффруа де Шарней отреклись от своих признаний перед сожжением заживо в Париже 14 марта 1314г. Причина уничтожения ордена заключалась не только в получении его огромного богатства — король оказался его неплатежеспособным должником — но и в стирании с лица земли внецерковной религиозной системы, которую развивали тамплиеры. Одновременно с преследованиями тамплиеров усилились и гонения на евреев.

Если пытки могли сломить военных, воспитанных в подчинении религиозному идеалу, неудивительны признания ведьм, подвергавшихся подобным мучениям. Успешное искоренение тамплиеров стало образцом для последующего преследования ведьм.

После 1390г. парламент Парижа призвал светские суды расследовать случаи колдовства, разумеется, за исключением тех, которые расследовались инквизицией. До этого времени гражданский суд сосредотачивался только на явных случаях нанесения вреда, при котором чародейство занимало несущественное место, наказывая за поступок, а не за намерение. Но и когда королевские суды начали столь же энергично преследовать ведьм за договор с дьяволом, церковные суды (инквизиторские и епископские) не запретили это расширение юрисдикции. Несколько ранних судов отмечены в этой «Энциклопедии»: первый светский суд в Париже (1390г.), инквизиторские суды в Аррасе (1459г.), Люксейле (1529г.), Авиньоне (1582г.) [см. Приговор] и Туле (1631г.).