Франция, колдовство в
Каждая страна реагировала на колдовство в соответствии со сложным комплексом факторов — национальными, экономическими, религиозными, политическими и иными особенностями. Для удобства развитие колдовства во Ф. рассматривается в пяти основных разделах, ни один из которых точно не повторяется в Англии или Германии:
I. Определение инквизицией колдовства как ереси и искоренение ордена тамплиеров
в 1307г.
II. Политические суды над национальными героями по обвинению в ереси, включая чародейство (например, над Жанной д'Арк и Жилем де Ре).
III. Эпидемии охоты на ведьм, состряпанные на скорую руку гражданскими судьями в «великие дни колдовства» (1450-1670), вызвавшие классические описания колдовства французскими демонологами.
IV. Распространение в первой половине XVIIb. одержимости демонами, особенно среди монахинь, склонных к обильным сексуальным фантазиям. Подобные скандалы заставляли многих людей усомниться в основах теории колдовства.
V. Всеобщая коррупция французской знати, связанная с использованием ядов и черных месс, обнаружившаяся при полицейских расследованиях в 1682г. [см. Слушания в «Огненной палате»], приведших к окончанию колдовского заблуждения.
VI. Определение колдовства как ереси.
Еще до того, как колдовство было приравнено к ереси, в ранних законах преследовались чародеи. Салический закон (примерно 500г. н.э.), однако, требовал доказательства совершения определенного злонамеренного действия, такого как отравление; даже когда яд вызывал смерть, чародею разрешалось заплатить определенную сумму денег как компенсацию семье жертвы.
Если убийца не мог выплатить этой виры, его сжигали. При неудачных попытках отравления или случаях лигатуры налагался небольшой штраф. При знавая фольклорные представления о ночных собраниях, Салическая правда, в противопо ложность инквизиционному праву, устанавли вала, что тот, кто назовет другого strix, lamia и.ли stioportius (колдун мужского рода) и не сможет доказать этого, должен оплатить причиненный ущерб. Если бы Салическая правда осталась в силе, ни один из тысяч обвиненных в посещении шабаша не был бы сожжен.
В VIII в. законы Хильдерика III помогли церкви в подавлении проявлений язычества, включая магию. Эдикт Каролинского периода позволял церкви арестовывать чародеев, про давать их в рабство и присваивать прибыль. Однако преследование носило хаотичный характер, хотя штрафы предусматривались не только за колдовство, но и за отравительство или магию.
Колдовская ересь родилась во Франции. Богословская основа для колдовства обеспе чивалась продолжительными дискуссиями,начиная с епископа Гильома Овернского из Парижа (1228-1249), Фомы Аквинского (ум. в 1274г.) и Дунса Скота (ум. в 1308г.) и заканчивая Пьером де Палу (ум. в 1342г.) и Габриелем Бьелем (ум. в 1484г.). На основании их заключений теологи и адвокаты создали свои законы судопроизводства, в итоге разработав подробную концепцию до-говора с Дьяволом, ставшую основой право-вого обоснования колдовских судов [см. Первые исследователи колдовства]. На основании данных формулировок, впервые предложенных во Франции Парижским университе-том в 1398г., колдовство из магии превратилось в религию и стало антикатолической ересью, а, следовательно, объектом деятельности инкви-зиции.
Сокрушив религиозные отклонения в юж-ной Франции, например, альбигойцев и валь-денсов, инквизиция почти утратила обосно-вание дальнейшего своего существования. Она сделала свое дело. Несмотря на это, ииквизиция распространяла и развивала те-орию колдовской ереси, посредством которой расширяла сферу своей деятельности. В ка-честве основы в ней сочетались фантастичес-кие и невозможные утверждения, рассеянные по ранним судам. В течение XIVb., прежде, чем теория приняла определенную форму, отдельные осуждения за ересь включали обвинения, которые позже стали стандарт-ными образцами для массовых судов за колдовство, проводимых по нормам граждан-ского права. Суды состоялись уже в начале 1245г. в Тулузе. В 1275г. Анжела де ла Барт, заподозренная в поедании детей и сношениях с дьяволом, была сожжена Югом де Баньо-лем, тулузским инквизитором. Ее можно считать первым человеком, сожженным за колдовство. В ряде папских булл, направлен-ных инквизиторам южной Франции, системати-знровалась ересь ведьмовской секты: в 1318г. - против черной мессы, особенно в Лионе; в 1320, 1326 и 1330 гг. — против сатанизма в Тулузе и Нарбонне [см. Иоанн XXII]. После 1331г. Париж был включен в число районов распространения колдовства.
Гонения на военно-религиозный орден ры-цареи-тамплиеров, во многом предвосхитив-шие усиливающиеся атаки на ведьм, были узаконены папой в 1307г. Комиссию возглавлил Гильом де Ногаре, министр короля Фи-липпа IV (Красивого) и брата Гильома Имбера, духовника короля и Великого ин-квизитора Франции. Предметом обвинения была ересь, но его пункты включали действия, характерные для ведьм и спустя 300 лет, например, поклонение дьяволу в образе козла (ведьминский «козлиный бог»), попирание креста, беспорядочные сношения с суккубом-демо-ном и «поцелуй стыда», когда новообращенный целовал главаря в губы, зад и половые органы. Признание подобных заявлений легко подтверждалось под пыткой, но большинство тамплиеров отрекались от своих признаний. Главный магистр ордена Жак де Моле и наставник Нормандии Жоффруа де Шарней отреклись от своих признаний перед сожжением заживо в Париже 14 марта 1314г. Причина уничтожения ордена заключалась не только в получении его огромного богатства — король оказался его неплатежеспособным должником — но и в стирании с лица земли внецерковной религиозной системы, которую развивали тамплиеры. Одновременно с преследованиями тамплиеров усилились и гонения на евреев.
Если пытки могли сломить военных, воспитанных в подчинении религиозному идеалу, неудивительны признания ведьм, подвергавшихся подобным мучениям. Успешное искоренение тамплиеров стало образцом для последующего преследования ведьм.
После 1390г. парламент Парижа призвал светские суды расследовать случаи колдовства, разумеется, за исключением тех, которые расследовались инквизицией. До этого времени гражданский суд сосредотачивался только на явных случаях нанесения вреда, при котором чародейство занимало несущественное место, наказывая за поступок, а не за намерение. Но и когда королевские суды начали столь же энергично преследовать ведьм за договор с дьяволом, церковные суды (инквизиторские и епископские) не запретили это расширение юрисдикции. Несколько ранних судов отмечены в этой «Энциклопедии»: первый светский суд в Париже (1390г.), инквизиторские суды в Аррасе (1459г.), Люксейле (1529г.), Авиньоне (1582г.) [см. Приговор] и Туле (1631г.).
- Австрия, колдовство в
- Аквинский, Фома (ок. 1227-1274)
- 1. Сексуальные сношения с дьяволом
- Александр VI, папа
- Англия, колдовство в
- 1592 Матушка Аткинс из Пиннера.
- Аррасские ведьмы
- Аэндорская волшебница
- Бавария, колдовство в
- Бамбергские суды над ведьмами
- Барклей, Маргарет
- Барроус, Джордж
- Бартонский мальчик
- Баскские ведьмы
- Беккер, Балтазар (1634-1698)
- Белая ведьма
- Библия, колдовство в
- Билсонский мальчик
- Бинсфельд, Питер
- Бланкенштейн, Катерины трагедия
- Боне, Ришар (1641)
- Боге, Анри (около 1550-1619)
- Боден, Жан (1529-1596)
- Борделон, Лоран (1653-1730)
- Буве, ле Сьер
- Бэтман, Мери
- Бюирман, Франц
- Вебстер, Джон (1610-1682)
- Ведьминский знак
- Вейер, Иоганн (1515-1588)
- Вейр, Томас (ок. 1600-1670)
- Венхем, Джейн
- Висконти, Джироламо (Хиеронимус Висекомес) (?- ок. 1477)
- Вогстаф, Джон (?-1677)
- «Возлюбленная» доктора Лэмба (?-1640)
- Волкодлак из Анжера
- Волкодлаки из Полиньи
- Волкодлаки из Сен-Клода
- Восковое подобие
- Выворачивание рук (squassation)
- Вызывание бури
- Гадание
- Гарнье, Жиль
- Гвиннер, Эльза
- Генрих VIII, закон 1542 г.
- I. Те, кто противозаконно вынашивают коварные замыслы и
- Германия, колдовство в
- Гиффорд, Джордж (?-1620)
- Гланвиль, Джозеф (1636-1680)
- Годельманн, Иоганн Георг
- Гоуди, Изобель
- Гренье, Жан
- Гриландус, Пауль
- Даррелл, Джон (ок. 1562-1602)
- Демонологи
- Демонология
- Дети Гудвина
- Дети-обвинители
- Ди, Джон (1527-1608)
- Договор с Дьяволом
- Домашние духи ведьм
- Доносчики
- Дьявол, бросающий камни
- Елизавета, закон 1563г.
- I. Во исправление вышеуказанного да будет установлено Ее величеством королевой с одобрения лордов духовных и светских и Палаты общин и текущей сессии парламента, что:
- Жанна д'Арк
- Инквизиция
- Иннокентий VIII,
- Иоанн XXII, папа (с 1313 по 1334г.)
- Ипсвичское колдовство
- Испания, колдовство в
- Иудейское колдовство
- Иоргенсдоттер, Сирии
- Кадье, Катрин
- Кайтелер, Алиса
- Канон Episcopi
- Карпцов, Бенедикт (1595-1666)
- Кассини, Самуэль де
- Кельнские суды над ведьмами
- Кобхем, Элеонора, герцогиня Глостерширская
- Когшолские ведьмы
- Колдовство
- Коннектикутские ведьмы
- Кори, Жиль
- Ланкаширские ведьмы
- 3: Ниже находится группа женщин и девушек, которые танцуют в круге, спина к спине.
- Лато, Луиза
- Лев X, папа ( с 1513 по 1521)
- Лестерский мальчик
- Лестница (пытка)
- Летательная мазь
- Лигатура ( насланная импотенция)
- Ликантропия (оборотничество)
- Лилльские послушницы
- Лоотен, Томас (1599-1659)
- Лоэр, Герман
- Лувьерские монахини
- Луденские монахини
- 18 Августа 1634г. Был вынесен приговор, включавший в себя пытки обеих степеней и сожжение заживо следующим образом:
- Людовик XIV, эдикт 1682г.
- Люксейльский суд над ведьмами
- Мазер, Инкриз (1639-1723)
- Мазер, Коттон (1662-1728)
- Мегги-Айлендский суд
- Мейфарт, Иоганн Матеус
- «Молот ведьм» («Malleus Maleficarum»)
- Моровские ведьмы
- Мор, Генри (1614-1687)
- «Мышиная мастерица»
- Нидер, Иоганнес (около 1380-1438)
- Нипен, Оле и Лисбет
- Норвегия, колдовство в
- Нормандские острова, колдовство в
- Нортбервикские ведьмы
- Ньюберская ведьма
- Ньютон, Флоренс
- Обманщик из Пендла
- Одержимость
- Парижские суды над ведьмами
- Первые исследователи колдовства
- 1539 Первая книга о колдовстве, опубликованная по-исп., считалась классической на протяжении столетия; относительно умеренная по взглядам.
- Перемещения
- Перкинс, Уильям (1555-1602)
- Плавание (пытка)
- Полтергейст
- 1. Шумы или стуки явно не естественного происхождения, по стенам или потолкам, или шаги по полу и лестницам.
- 3. Исчезновение небольших предметов и их случайное обнаружение в неожиданных потайных местах.
- 4. Случайные крупные разрушения, например, поджог.
- Порча (maleficia)
- Превращения
- Признание
- Прокалывание (пытка)
- 1. Что должен делать судья, если заключенный отказывается говорить?
- 2. Как далеко должен заходить судья при обещании милости или неприкосновенности для заключенного, чтобы побудить его к признанию, и до какой степени он может быть связан своим обещанием?
- 7. Должно ли быть оказано какое-либо снисхождение беременной женщине?
- Ре, Жиль де (1404-1440)
- Реми, Никола (1530-1612)
- Рио, дель Мартин Антуан (1551-1608)
- Рулл, Маргарет
- Салемские суды
- Сапоги (испанский сапожок)
- Сборища (собрания) ведьм
- Сбривание волос (пытка)
- Свидетель
- Свидетельские показания на судах ведьм в Англии
- Свидетельские показания на судах ведьм в Европе
- Сглаз («дурной глаз»)
- Сексуальные сношения с дьяволом
- Сент-Осайтские ведьмы
- Сент-Эдмундсберийские ведьмы
- 1. Голословное соотнесение причины и следствия, особенно в связи с maleficia.
- 4. Привлечение заинтересованных личностей как назначенных судами профессиональных свидетелей.
- 4. Призрачные показания отдельных свидетелей о призраках.
- Синистрари, Людовико Мария (1622-1701)
- Синклер, Джордж
- Сирвело, Педро Санчес (ок. 1475-1560)
- Скотт, Реджинальд (1538-1599)
- Сонный оберег
- Спина, Бартоломео (ок.1475-1346)
- Спина де, Альфонс (ум.1491)
- Стапириус, Михаил
- Страппадо
- Судебные издержки процессов над ведьмами
- Сша, колдовство в
- Тенглер, Ульрих
- Тирский, Петр
- Тиски для больших пальцев (пытка)
- Томасиус, Кристиан (1655-1728)
- Трирские суды над ведьмами
- Уопингская ведьма
- Уорбойские ведьмы
- Фавершемские ведьмы
- Файен, Джон (Джон Каннингем)
- Фери, Жанна
- Ферфакс, Эдвард
- Филмер, сэр Роберт
- Финляндия, колдовство в
- Фладе, Дитрих
- Флауэр, Маргарита и Филиппа
- Франция, колдовство в
- II. Суды над дворянами по обвинению в политической ереси.
- Фриас, Алонсо Салазар де
- Хайцман, Кристоф
- Харснетт, Самуэль (1561-1631)
- Хатчинсон, Френсис
- Хейл, сэр Метью (1609-1676)
- Холт, сэр Джон (1652-1710)
- Хопкинс, Метью
- Царапание
- Чародейство
- Челмсфордские ведьмы
- Черная месса
- 2. Поклонение дьяволу.
- 3. Банкет.
- 4. Фестивали.
- 5. Свальный грех.
- Швагель, Анна Мария
- Швеция, колдовство в
- Шервуд, Грейс
- Шорт, Мерси
- Шотландия, колдовство в
- Вопрос 51 из «Сautio criminaus ».
- Штубб, Петер
- Шулер, Иоганн
- Шультхайс, Генрих фон
- Эйди, Томас
- Эйхштадский суд над ведьмами
- Экзорсизм
- 11. Заключительная молитва, включающая песнопение, символ веры и разные псалмы.
- Эксан-Прованские монахини
- Юниус, Иоганнес
- Ядовитая мазь