Тенглер, Ульрих
Губернатор Хехштадта на Дунае, Т. в 1590г. написал «Layenspiegel» — неоднократно переиздававшееся на протяжении XVIb. руководство по применению законов. 2-е издание (1511), было дополнено его сыном Кристофером, профессором канонического права в Инголынтадте, и другими теологами. В главах, посвященных колдовству, которые основывались на «Malleus Mdleficamm», он призывал светских судей поощрять доносчиков, которые не должны были подвергаться наказанию, даже если их обвинения оказывались лоишыми. Ряд иллюстраций в книге изображает пытки того времени.
Книга Т. «Layenspiegel» («Зерцало мирянина») соответствует бамбергским законам, основанным на Каролинском кодексе. Он опубликовал первое руководство по судопроизводству против ведьм на национальном языке, предшествовавшее аналогичным сочинениям, появлявшимся на протяжении последующих 200 лет. Ниже приведены два его раздела: обращение, побуждающее доносить на подозреваемых ведьм, и серия вопросов, которые, по его мнению, должны задаваться обвиняемой ведьме.
Форма привлечения ведьмы к судебной ответственности
«Я, N, судья, довожу до сведения всех, на кого распространяется власть суда в N, а также их родственников и проживающих у них лиц, что до нас дошли слухи и молва о том, что появились некоторые лица, известные как ведьмы, а также и те, кто с помощью злого духа тайно навлекают несчастья и причиняют ущерб молодым и старым, скоту и урожаю и те, кто занимается всяким чародейством и еретическими делами.
Поскольку, во исполнение взятых на себя обязательств и по соизволению всемогущего Господа, которому мы молимся и которого почитаем, и во исполнения нашего христианского долга я обязан сокрушать и искоренять это еретическое зло везде, где только смогу, я заявляю нижеследующее:
Исходя из вышеизложенного, под страхом тяжкого наказания, я призываю всех вас, и особенно тех, кто проживает в округе N., в течение установленных мною двадцати дней, из которых первые четыре отводятся для наших подданных, четыре — для их родственников и четыре — для их жильцов, сообщить и дать мне понять, если кто-то из вас знает, видел или слышал о лицах, которые известны как ведьмы или подозреваются в этом, или слывут ведьмами, а также о прочих еретиках или о тех, кто занимается такими делами, как причинение зла людям, животным, или нанесение ущерба урожаю или общественному достоянию.
Никто не должен беспокоиться о доказательстве выдвигаемых им обвинений или бояться, что будет наказан или привлечен к ответственности, если выдвинутое им обвинение не будет доказано. Но если выяснится, что кто-то виновен в названных деяниях, то отныне и далее да падет он жертвой всех предписанных наказаний. Да будет это известно для руководства и неукоснительного исполнения.
Скреплено моей подписью».
Особый порядок привлечения к ответственности отдельных лиц можно представить и в следующей форме с внесением необходимых изменений.
«Если кто-либо пожелает выступить с обвинением, то судья вместе с нотариусом и двумя заслуживающими доверия лицами должны выполнить свой долг. Обвинителя, принесшего присягу (чтобы заставить его осознать серьезность его обвинений), следует спросить, на чем основываются его сведения и обвинения, и особенно о месте и времени, когда он это обнаружил, а также и о том, как часто, каким образом и в какое время он обнаружил обвиняемого при подозрительных обстоятельствах или в дурной компании и о том, что еще он увидел. Но если кто-либо заявить, что лишь слышал о чем-то, то его следует подробно расспросить, от кого, когда, где, каким образом и в чьем присутствии [он это слышал]. В заключение [судья] должен предупредить каждого и взять обязательство о сохранении всего сказанного в тайне.
В случае, когда подобные показания имеют место, светский судья должен решить, целесообразно ли передать дело на рассмотрение светскому или церковному суду.
Если же [судья] опасается, что один или более из обвиняемых могут сбежать, то он может заключить их в тюрьму или обеспечить их охрану иным путем. И когда их заключают в тюрьму, следует обыскать жилище такого обвиняемого в колдовстве или подозреваемого в иных преступлениях. Следует также внимательно осмотреть все углы, трещины и потайные места вверху и внизу, чтобы обнаружить возможные орудия или признаки [колдовства] и, если они не были тщательно спрятаны, то они, несомненно, будут найдены.
Если же [подозреваемый] имеет дочерей, служанок или домашних, то следует также отправить их в тюрьму и допросить. И, если они будут взяты под домашний арест, то надо позаботиться о том, чтобы не разрешать им оставаться в одиночестве в их собственной или другой комнате, где они могут уничтожить имеющиеся у них улики, и следует предотвращать произнесение ими заговоров, которые помогут им хранить молчание. Иногда целесообразно следовать обычаю и переносить их на простыне (если их ноги не касаются земли, то у них не будет колдовской силы).
Когда подозреваемый будет таким способом задержан, в тюрьме его следует подвергнуть мягкому общепринятому допросу, не говоря ему, кем и в чем он обвиняется. В частности, следует задать вопросы: где он родился, вырос, проживает, где и с кем бывает, имеет ли он друзей, все ли они живы, если же они умерли, то естественной смертью или нет. Далее по пунктам:
— особо, покидали ли они свою родину;
— в частности, почему их коровы дают больше молока, чем коровы их соседей, кто вызывает их неприязнь или у кого больше скота, чем у них, и почему люди стали их врагами;
- слышали или подозревали они или нет, что их место проживания нечисто ц почему они блуждают средь полей в ненастную погоду;
— почему животные, дети и мужчины иногда слабеют и испытывают мучения
— знают ли они, что те, кто делают подобные вещи, творят зло;
— знают ли они, что такие лица должны арестовываться и сжигаться в специальных местах;
— почему здешнее население враждебно к ним;
— почему несколько подобных обвиняемых было утоплено?
— зачем они крадут у людей некоторые вещи, которые прекрасно могут получить иным путем; для какой цели они их используют;
— зачем они занимаются прелюбодеянием и оскверняют любовь...
— для чего они делали то или это во время родов фрау N».
Опытный судья может построить аналогичную линию^расследования обвинений, выдвинутых против подозреваемого и на основе своего собственного опыта. Если же подозреваемый не будет подобающим образом отвечать на вопросы, все отрицать или молчать, то судья вправе предположить, что он околдован и не скажет правды, и может предпринять против него дальнейшие действия. Нельзя установить единых правил в вопросах судопроизводстве против подобных чародеев, иначе злой дух сможет предвидеть то, что будет предпринято против него и сможет избежать расставленных для него ловушек.
Если же при допросах эти люди пожелают получить очную ставку с теми, кто их обвиняет, то по многим причинам этого не следует допускать... Эти и другие вопросы рассматриваются в упоминаемом выше «Malleus Maleficarum».
«Любой судья и его помощники должны тщательно готовиться к работе и предохраняться от телесного соприкосновения с злодеем посредством смазывания мягким мылом, воском или чем-либо иным, что церковь предписывает применять против подобных дьявольских козней и чар. Приступая к допросу этих нечестивых вероотступников, заставьте их перекреститься и тщательно следите, чтобы с Божьей помощью вырвать их ядовитые зубы».
- Австрия, колдовство в
- Аквинский, Фома (ок. 1227-1274)
- 1. Сексуальные сношения с дьяволом
- Александр VI, папа
- Англия, колдовство в
- 1592 Матушка Аткинс из Пиннера.
- Аррасские ведьмы
- Аэндорская волшебница
- Бавария, колдовство в
- Бамбергские суды над ведьмами
- Барклей, Маргарет
- Барроус, Джордж
- Бартонский мальчик
- Баскские ведьмы
- Беккер, Балтазар (1634-1698)
- Белая ведьма
- Библия, колдовство в
- Билсонский мальчик
- Бинсфельд, Питер
- Бланкенштейн, Катерины трагедия
- Боне, Ришар (1641)
- Боге, Анри (около 1550-1619)
- Боден, Жан (1529-1596)
- Борделон, Лоран (1653-1730)
- Буве, ле Сьер
- Бэтман, Мери
- Бюирман, Франц
- Вебстер, Джон (1610-1682)
- Ведьминский знак
- Вейер, Иоганн (1515-1588)
- Вейр, Томас (ок. 1600-1670)
- Венхем, Джейн
- Висконти, Джироламо (Хиеронимус Висекомес) (?- ок. 1477)
- Вогстаф, Джон (?-1677)
- «Возлюбленная» доктора Лэмба (?-1640)
- Волкодлак из Анжера
- Волкодлаки из Полиньи
- Волкодлаки из Сен-Клода
- Восковое подобие
- Выворачивание рук (squassation)
- Вызывание бури
- Гадание
- Гарнье, Жиль
- Гвиннер, Эльза
- Генрих VIII, закон 1542 г.
- I. Те, кто противозаконно вынашивают коварные замыслы и
- Германия, колдовство в
- Гиффорд, Джордж (?-1620)
- Гланвиль, Джозеф (1636-1680)
- Годельманн, Иоганн Георг
- Гоуди, Изобель
- Гренье, Жан
- Гриландус, Пауль
- Даррелл, Джон (ок. 1562-1602)
- Демонологи
- Демонология
- Дети Гудвина
- Дети-обвинители
- Ди, Джон (1527-1608)
- Договор с Дьяволом
- Домашние духи ведьм
- Доносчики
- Дьявол, бросающий камни
- Елизавета, закон 1563г.
- I. Во исправление вышеуказанного да будет установлено Ее величеством королевой с одобрения лордов духовных и светских и Палаты общин и текущей сессии парламента, что:
- Жанна д'Арк
- Инквизиция
- Иннокентий VIII,
- Иоанн XXII, папа (с 1313 по 1334г.)
- Ипсвичское колдовство
- Испания, колдовство в
- Иудейское колдовство
- Иоргенсдоттер, Сирии
- Кадье, Катрин
- Кайтелер, Алиса
- Канон Episcopi
- Карпцов, Бенедикт (1595-1666)
- Кассини, Самуэль де
- Кельнские суды над ведьмами
- Кобхем, Элеонора, герцогиня Глостерширская
- Когшолские ведьмы
- Колдовство
- Коннектикутские ведьмы
- Кори, Жиль
- Ланкаширские ведьмы
- 3: Ниже находится группа женщин и девушек, которые танцуют в круге, спина к спине.
- Лато, Луиза
- Лев X, папа ( с 1513 по 1521)
- Лестерский мальчик
- Лестница (пытка)
- Летательная мазь
- Лигатура ( насланная импотенция)
- Ликантропия (оборотничество)
- Лилльские послушницы
- Лоотен, Томас (1599-1659)
- Лоэр, Герман
- Лувьерские монахини
- Луденские монахини
- 18 Августа 1634г. Был вынесен приговор, включавший в себя пытки обеих степеней и сожжение заживо следующим образом:
- Людовик XIV, эдикт 1682г.
- Люксейльский суд над ведьмами
- Мазер, Инкриз (1639-1723)
- Мазер, Коттон (1662-1728)
- Мегги-Айлендский суд
- Мейфарт, Иоганн Матеус
- «Молот ведьм» («Malleus Maleficarum»)
- Моровские ведьмы
- Мор, Генри (1614-1687)
- «Мышиная мастерица»
- Нидер, Иоганнес (около 1380-1438)
- Нипен, Оле и Лисбет
- Норвегия, колдовство в
- Нормандские острова, колдовство в
- Нортбервикские ведьмы
- Ньюберская ведьма
- Ньютон, Флоренс
- Обманщик из Пендла
- Одержимость
- Парижские суды над ведьмами
- Первые исследователи колдовства
- 1539 Первая книга о колдовстве, опубликованная по-исп., считалась классической на протяжении столетия; относительно умеренная по взглядам.
- Перемещения
- Перкинс, Уильям (1555-1602)
- Плавание (пытка)
- Полтергейст
- 1. Шумы или стуки явно не естественного происхождения, по стенам или потолкам, или шаги по полу и лестницам.
- 3. Исчезновение небольших предметов и их случайное обнаружение в неожиданных потайных местах.
- 4. Случайные крупные разрушения, например, поджог.
- Порча (maleficia)
- Превращения
- Признание
- Прокалывание (пытка)
- 1. Что должен делать судья, если заключенный отказывается говорить?
- 2. Как далеко должен заходить судья при обещании милости или неприкосновенности для заключенного, чтобы побудить его к признанию, и до какой степени он может быть связан своим обещанием?
- 7. Должно ли быть оказано какое-либо снисхождение беременной женщине?
- Ре, Жиль де (1404-1440)
- Реми, Никола (1530-1612)
- Рио, дель Мартин Антуан (1551-1608)
- Рулл, Маргарет
- Салемские суды
- Сапоги (испанский сапожок)
- Сборища (собрания) ведьм
- Сбривание волос (пытка)
- Свидетель
- Свидетельские показания на судах ведьм в Англии
- Свидетельские показания на судах ведьм в Европе
- Сглаз («дурной глаз»)
- Сексуальные сношения с дьяволом
- Сент-Осайтские ведьмы
- Сент-Эдмундсберийские ведьмы
- 1. Голословное соотнесение причины и следствия, особенно в связи с maleficia.
- 4. Привлечение заинтересованных личностей как назначенных судами профессиональных свидетелей.
- 4. Призрачные показания отдельных свидетелей о призраках.
- Синистрари, Людовико Мария (1622-1701)
- Синклер, Джордж
- Сирвело, Педро Санчес (ок. 1475-1560)
- Скотт, Реджинальд (1538-1599)
- Сонный оберег
- Спина, Бартоломео (ок.1475-1346)
- Спина де, Альфонс (ум.1491)
- Стапириус, Михаил
- Страппадо
- Судебные издержки процессов над ведьмами
- Сша, колдовство в
- Тенглер, Ульрих
- Тирский, Петр
- Тиски для больших пальцев (пытка)
- Томасиус, Кристиан (1655-1728)
- Трирские суды над ведьмами
- Уопингская ведьма
- Уорбойские ведьмы
- Фавершемские ведьмы
- Файен, Джон (Джон Каннингем)
- Фери, Жанна
- Ферфакс, Эдвард
- Филмер, сэр Роберт
- Финляндия, колдовство в
- Фладе, Дитрих
- Флауэр, Маргарита и Филиппа
- Франция, колдовство в
- II. Суды над дворянами по обвинению в политической ереси.
- Фриас, Алонсо Салазар де
- Хайцман, Кристоф
- Харснетт, Самуэль (1561-1631)
- Хатчинсон, Френсис
- Хейл, сэр Метью (1609-1676)
- Холт, сэр Джон (1652-1710)
- Хопкинс, Метью
- Царапание
- Чародейство
- Челмсфордские ведьмы
- Черная месса
- 2. Поклонение дьяволу.
- 3. Банкет.
- 4. Фестивали.
- 5. Свальный грех.
- Швагель, Анна Мария
- Швеция, колдовство в
- Шервуд, Грейс
- Шорт, Мерси
- Шотландия, колдовство в
- Вопрос 51 из «Сautio criminaus ».
- Штубб, Петер
- Шулер, Иоганн
- Шультхайс, Генрих фон
- Эйди, Томас
- Эйхштадский суд над ведьмами
- Экзорсизм
- 11. Заключительная молитва, включающая песнопение, символ веры и разные псалмы.
- Эксан-Прованские монахини
- Юниус, Иоганнес
- Ядовитая мазь