13. Догматическое учение
Как известно, решением Диамперского собора многие церковные и богослужебные книги Малабара допортугальского периода были уничтожены или исправлены так, что читать их стало невозможно. Крайняя ненависть малабарских христиан к иконам и поклонение только кресту подтверждает предположение, что эта Церковь действительно была несторианской. Однако несторианство процветало оттого, что народ в большинстве своем совершенно не знал христианского учения. Многие клирики не знали даже десяти заповедей и в богословском отношении были совершенно невежественными. Поэтому иезуиты, соблюдая внешнюю форму богослужения, постепенно и осторожно заменяли его догматическое содержание (например, вместо "Аве Мария" ввели "Пресвятая Богородице, спаси нас"), главным образом через яковитских епископов Сирии, которые прибыли в XVII в. в Малабар и ввели обряд, пересмотренный и исправленный римо-католиками. Вот почему переход от несторианской к Римо-Католической, а затем к Яковитской Церкви не вызвал особых богословских споров среди малабарских христиан, не имеющих своего четко сформулированного догматического учения.
В настоящее время догматическое учение Сирийской Малабарской Церкви не отличается от учения Сирийской Яковитской Церкви. Она признает Никео-Цареградский Символ веры, три Вселенских собора, отвергая IV-й и анафематствуя в то же время Евтихия как еретика; имеет семь таинств. Филиокве она не признает. Тем не менее, различия в Символе веры, хотя и несущественные, имеются:
"... и Марии Девы (Матери Божией) и вочеловечшася".
"... и страдавша (и умерша) и погребенна".
"... и воскресшаго в третий день (по своей воле)"104.
"... Господа (животворящаго всех)".
"... глаголавшего пророки (и апостолы)"105.
В вопросе христологии она придерживается умеренной монофизитской формулировки, считая, что Христос является совершенным Богом и совершенным человеком без греха, Который родился по плоти, пребывая в нераздельном и неслитном союзе в одном Лице и одной Природе истинного Бога. Две природы во Христе существуют без смешения, преложения или умаления, входя одна в другую как вино с водой. В своей книге "Истины святой веры" (1950) епископ Оуген Map Тимофей, излагая учение своей Церкви на основании святителя Кирилла Александрийского, отвергает несторианское положение, согласно которому человек стал Богом (γεγένηται), однако принимает родившегося Богом и Человеком Христа (γεγεννημαι от γεγέννημαι). Малабарские яковиты верят, что Божество никогда не оставляло Богочеловека Христа с момента зачатия до Вознесения на небеса. Бог первым сошел во утробу Девы, восприняв плоть, поэтому Дева Мария действительно является Матерью Божией. Две природы, соединившись, как вино с водой, стали одно, чем подтверждается взаимное единство обеих природ в одной. Две природы после соединения — это уже не две природы, а одна природа, одно лицо, одна парсуппа (= образ, соответствующий скорее латинскому слову persona), одна воля и Один Христос. Епископ Тимофей в упомянутой выше книге, обличая Евтихия, говорит, что он впал в ересь, принимая Христа, Который не был ни совершенным Богом, ни совершенным человеком, потому что если два соединятся и смешаются, то свойства их будут нарушены и получится нечто третье. Вместе с тем он выступает против разделения природы Христа, сравнивая неразрывность союза двух природ во Христе с соединением души и тела в человеке и предостерегая от возможного заблуждения, могущего привести к почитанию четверицы, поскольку природа не может мыслиться отдельно от лица, в котором находит свое бытие и выражение. Отсюда его недоверие к IV Вселенскому собору106.
Основные трудности при формулировке христологии заключаются в правильном толковании терминов кионо 'природа' и кнума 'лицо', а скорее всего — 'олицетворение'.
В своем учении о Церкви, о таинствах, через которые и дается благодать Святаго Духа, и прочих догматах малабарские яковиты следуют учению Православной Церкви. В таинстве крещения подается благодать для духовного возрождения, а в таинстве миропомазания крещенный становится чадом Божиим. В Евхаристии они признают действительное присутствие Христа, однако, отвергают пресуществление в римском смысле. Имеется частная исповедь, признается действенность молитв Богородицы и святых. Перевод Пешито107, текст которого до последнего времени оставался непонятным широким массам, благодаря английским миссионерам в прошлом столетии стал доступным.
- Тема 1. Религия христианства 4
- Тема 3. Религия иудаизма 79
- Тема 4. Религия буддизма 90
- Введение
- Тема 1. Религия христианства
- 1.1. Догматы православия
- Вопрос 1.
- Вопрос 2.
- Вопрос 3.
- Контрольные вопросы по теме:
- 1.2. Заповеди христианской жизни (по учению православной церкви)
- Вопрос 1.
- Вопрос 2.
- Контрольные вопросы по теме:
- 1.3. Особенности богослужения в православной церкви
- Вопрос 1.
- Вопрос 2.
- Вопрос 3.
- Вопрос 4.
- Контрольные вопросы по теме:
- 1.4. Возникновение и историческое развитие римско-католической церкви. Реформация и протестанты
- Контрольные вопросы по теме:
- 1.5. Современная римско-католическая церковь: структуры, вероучение, обряды, мораль
- Контрольные вопросы по теме:
- Литература:
- Тема 2. Религия ислама 2.1. Возникновение ислама
- Вопрос 1.
- Вопрос 2.
- Вопрос 3.
- Контрольные вопросы по теме:
- 2.2. Догматы исламской веры
- Вопрос 1.
- Мединский
- Мекканский
- Вопрос 2.
- Вопрос 3.
- Контрольные вопросы по теме:
- 2.3. Основные направления в исламе План:
- Вопрос 1.
- Вопрос 2.
- Вопрос 3.
- Контрольные вопросы по теме:
- Тема 3. Религия иудаизма
- Вопрос 1.
- Вопрос 2.
- Вопрос 3.
- Вопрос 4.
- Контрольные вопросы по теме:
- Литература:
- Тема 4. Религия буддизма
- 4.1. Возникновение буддизма
- Контрольные вопросы к теме:
- 4.2. Тхеравада
- Контрольные вопросы к теме:
- 4.3. Махаяна
- Контрольные вопросы к теме:
- 4.4. Ваджраяна
- Контрольные вопросы по теме:
- Литература:
- Приложения
- Основы социальной концепции Русской Православной Церкви
- Порядок церковных Богослужений в православной церкви
- Православное духовенство
- Семь таинств церкви
- Христианские праздники
- I. Праздники православной церкви
- II. Римско-католический календарь *
- 25.12 Рождество христово
- Некоторые католические монашеские ордена и конгрегации (с указанием сокращенных названий)
- Молитва «Отче наш» (католическая версия)
- “Et in terra pax, hominibus bonae voluntatis” Послание Папы Иоанна Павла II к Всемирному Дню Мира
- 1 Января 2000 года
- Англиканская церковь
- Лютеранство
- Мартин лютер
- Кальвинизм и реформатство
- Жан кальвин наставление в хрестианской вере книга II. О знании бога, который явил себя искупителем в иисусе христе: оно было прежде дано отцам как закон, а затем было открыто нам в евангелии
- Глава II. О том, что ныне человек лишен свободной воли и плачевным образом подвержен всяческому злу
- Баптисты, адвентисты, пятидесятники и иеговисты
- Армянская Апостольская Церковь
- Армянская Церковь в настоящее время. Управление.
- Догматическое учение
- Канон Священного Писания
- Богослужение
- Богослужебные книги
- Церковная музыка
- Облачение и священные сосуды
- Церковный календарь
- Монашество и монастыри
- Католикосы Армянской Церкви (Эчмиадзинский католикосат)
- Обрядовые особенности Армянской Церкви
- Коптская церковь
- Канон Священного Писания
- Таинства
- Богослужение
- Праздники, посты, паломничества
- Маронитская церковь в сирии и ливане
- 1. Введение
- 2. Происхождение маронитских общин
- 2.1. Понятие о маронитах и происхождение термина
- 2.2. Преподобный Марон, пустынник Сирийский
- 3.2. Образование самостоятельной Маронитской Церкви
- 3.3. Иоанн Марон и его деятельность
- 3.4. Распространение маронитских общин в Ливане
- Сиро-яковитская церковь
- 1. Дохалкидонский период
- 3. Реорганизация Церкви. Иаков Барадей
- 4. Монофелитство
- 5. Арабское господство
- 6. Яковитская Церковь в средние века
- 7. Отношения с прочими монофизитами
- 8. Яковитская Церковь и Рим
- 9. Протестанты
- 10. Современное положение Яковитской Церкви
- 11. Догматическое учение
- 12. Каноническое право
- 13. Канон Священного Писания
- 14. Богослужение
- 15. Церковная музыка, облачение и священные сосуды
- 16. Праздники, посты
- 17. Церковная архитектура. Храмы
- 18. Церковная литература
- 19. Монашеская жизнь
- Малабарская Церковь
- 1. Дохристианский период
- 2. История Сирийской Малабарской Церкви
- 12. Современное положение
- 13. Догматическое учение
- 14. Богослужение
- 15. Священные облачения
- 16. Каноническое право
- 17. Храмы
- 18. Контакты с Православной Церковью
- Часть 2
- Хадис 95
- Хадис 121
- Хадис 138
- Хадис 139
- Джатака о тигрице (из «Гирлянды джатак»)
- Дхаммапада (избранные максимы)
- Часть 4 Иудаизм
- Тора (учение) пятикнижие моисеево «и вот имена»
- Глава 34
- «Вот слова»
- Глава 5
- Сведения об авторах Браницкий Андрей Геннадьевич