logo search
Religii_regiona_text

18. Церковная литература

Из Сирийской Церкви вышли многие церковные писатели, просла­вив ее своей мудростью и святостью. До раскола из ее недр вышли свя­той Игнатий Антиохийский, святой Ефрем Сирин, святой Исаак Антиохийский (459—461), которому приписываются стихотворные гоми­лии, и многие другие авторы духовных произведений.

Иакову Заруку, епископу Батнанскому (451-521), этой "сладкозвуч­ной трубе Духа Святаго", как его называли, приписывают одну анафо­ру, 760 слов и посланий, главным образом догматического содержания. Его чтут как святого не только якобиты, но даже несториане и марониты. Епископ Иерапольский (г. Мабуг) Филоксен, рукоположенный во епископа Петром Гнафевсом и являющийся авторитетом в литургике, написал множество догматических сочинений по тринитарным и христологическим вопросам, труды по нравственному богословию. Он яв­ляется автором двух анафор и толкования на Четвероевангелие. Эдесский Иаков (640-708) занимался историей Божественной литургии, а епископ Мосульский Моисей Вар-Кифа (813—903) написал ценные ис­следования по литургии. В эпоху Возрождения (XII в.) Яковитская Церковь явила многих замечательных мужей-богословов. Епископ Ма-рашский, а затем Амидский Иаков-Дионисий Вар-Салиби ( 1171) про­комментировал Ветхий и Новый Завет и написал толкование на литур­гию апостола Иакова. Патриарх Михаил Вар-Саума (1166—1199) является автором литургических трудов и Хроники, которая стала осно­вой Всемирной Истории Вар-Гебреуса, а Вар-Сакко ( l241) написал труд о догматическом учении в таинствах.