logo search
Александр Леонидович Дворкин

2. «Мойте руки и ноги перед едой»

Источниками доходов АМ, помимо денежных взносов членов движения и сочувствующих, являются также торговля наркотиками, проституция, контрабанда ювелирных изделий и систематическое попрошайничество в поездах768. Кроме того, секта владеет фабриками по производству продуктов «здорового питания» марки «Золотой лотос» и магазинами по их распространению.

Основная мантра АМ, распеваемая во время киртанов, — Баба нам кевалэм, что означает «только Папа». В связи с этим стоит упомянуть, что социологические исследования показали: многие члены секты выросли в семьях без отцов.

Марги должны медитировать при всех обстоятельствах дважды в день в течение как минимум 20 минут. Лучшим временем для медитации считаются 45 минут перед восходом и после захода солнца. Каждую неделю необходимо посещать групповые медитации, а также участвовать в семинарах «для развития своих духовных и общественных знаний»769 и в свободное время совершать киртан.

«Быть ананда-маргом значит находиться на пути самореализации и быть верным Верховному указанию»770. От маргов требуется «бескомпромиссная строгость и вера относительно своей идеологии... нести свой долг служения человечеству»771, «готовность приносить в жертву все, касающееся идеи»772. Марг получает и следующие указания:

Держись в стороне от... критики. <...> Если несознательно... совершена какая-либо ошибка, необходимо немедленно ее признать и попросить наказания. <…> Выполняй кодекс организационной дисциплины773.

Контроль над поведением членов секты таков, что даже подробно указывается, как отправлять туалет, как мыться, как сморкаться, какое носить нижнее белье, что есть и что пить (ограничения в питании у маргов те же, что у неокришнаитов). «Правила поведения» маргов сочетают банальные советы типа «перед тем как чихнуть, прикройте рот рукой и носовым платком», элементарные этические требования («следует поблагодарить того, кто вам послужил», «следует воздерживаться от чтения чужих личных писем» и т.п.) и различные странные предписания: «следует принимать и давать, используя следующую мудру: протяните правую руку, поддерживая ее под локоть левой»; «зевая, прикрывайте рот и одновременно щелкните пальцами» и подобные. А вот истинный шедевр Анандамурти: «Мойте руки и ноги перед едой»774. Исполнение таких «заповедей возвращает сознание человека в детское состояние, когда он, слушаясь родителей, учился ходить в туалет и усердно исполнял действия, смысл которых он не понимал. Это прекрасный способ добиться контроля над сознанием адептов.

В секте существует система физических наказаний за различные проступки. Отступники преследуются. Покинувший АМ ачария имеет шанс выжить только при условии полного молчания. Двадхут не может уйти ни при каких условиях и «при попытке к бегству» должен быть убит. К счастью, не всегда секте удавалось исполнять это правило.

Навал Кишор, бывший высокопоставленный монах АМ, писал в 1975 году о Саркаре как об «извращенце, одержимом манией величия», чьи «отряды смерти» вешали «предателей», нанося им при этом множество ножевых ранений. Вот что Кишор писал о практике телесных наказаний «заблудших»:

Анандамурти, сидя на стуле с розгой в руке, безжалостно лупил подходивших к нему по очереди голых монахов... Марги были совершенно обескуражены, узнав, что пока некоторых из них наказывали, другие оставались у Саркара в фаворе, особенно те, которые приводили мальчиков для удовлетворения его извращенных наклонностей775.

«Они все фанатики. Они могут сделать все, что угодно, — это совершенно непредсказуемо. Они готовы умереть и убить», — говорит другой бывший член АМ776.