logo search
Документ Microsoft Office Word

59)(Ин. 8, 12

Спаситель начинает эту беседу словами: «Я  свет миру». Подобно тому, как огненный столп в Ветхом Завете указывал евреям путь из Египта к лучшей жизни в земле обетованной, Христос в Новом Завете указывает не только евреям, но и всему человечеству путь от греха и смерти к блаженной вечной жизни.

Фарисеи возразили Ему, говоря, что Его свидетельство о Себе Самом не может быть признано истинным. На это Господь возразил им: «Свидетельство Мое истинно, ибо Я знаю, откуда пришел и куда иду». По толкованию святителя Иоанна Златоуста, эти слова имеют следующий смысл: «Я знаю, что Я  Сын Божий а не простой человек». Рассуждая по плоти, иудеи не могли понять слов Спасителя, Который говорит им: «В законе вашем написано, что двух человек свидетельство истинно (Втор. 19, 15). «Я Сам свидетельствую о Себе и свидетельствует обо Мне Отец, пославший Меня», 18). Слышав уже много раз упоминание Господа об Отце, пославшем Его, фарисеи, притворяясь непонимающими, задают вопрос:(Ин. 8, 17 «Где Твой Отец?» На это Иисус отвечает им, что они не знают Отца потому, что не хотят знать Сына, единосущного Отцу.

Скорбя о приближающихся страданиях, которые Он принимает, дабы избавить людей от греха, а более того о тех нераскаянных грешниках, которые ищут случая, чтобы убить Его, Христос говорит: «Я отхожу и будете искать Меня, и умрете во грехе вашем: куда Я иду вы не можете прийти». Эти слова вызвали у фарисеев лишь насмешку: «Неужели Он убьет Сам Себя?» Тогда Господь, обличая их неверие и ускоренность во грехе, вследствие чего они утратили способность понимать Божественное и небесное, говорит: «Вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира» (Ин. 8, 23).

Отказываясь верить в Мессию Христа, иудеи, обескураженные Его последними словами, спрашивают: «Кто же ты?» Иисус сказал им: «От начала Сущий».

Господь тогда предсказывает о Своей крестной смерти и вознесении, которые будут для ослепленного сознания фарисеев явным и убедительным свидетельством истинности Его учения. Эти слова произвели сильное впечатление на слушателей, так что «многие уверовали в Него», даже из числа враждебно настроенных к Нему иудеев.

Теперь Господь обратился к ним с поучением, говоря: «Если пребудете в слове моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» 32). Но среди слушателей заговорила национальная гордость.(Ин. 8, 31 «Мы  семя Авраамово и не были рабами никому никогда». Гордые своим прошлым, они забыли о египетском рабстве, о рабстве вавилонском и настоящем римском. Господь же говорил им не о политическом, а о духовном рабстве. «Всякий, делающий грех говорит Спаситель, ,  есть раб греха». Даровать свободу от греха может только лишь Сын Божий. «Раб не пребывает в доме вечно, Сын пребывает вечно». Только уверовавшие в Единородного Сына Божьего и пребывающие в слове, получат свободу от греха.

Кичась тем, что они дети Авраама, фарисеи оставались глухи к проповеди Спасителя. Тогда, обличая их жестокосердие и богопротивление, Господь говорит им: «Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец Диавол, и вы хотите исполнить похоти отца вашего». Упорствующие во зле иудеи не обратились к Господу и, не найдя возражения на слова Спасителя, со злобой воскликнули: «Не правду ли мы говорили, что Ты самарянин, и что бес в Тебе!» (Ин. 8, 48). Господь отклоняет это оскорбление и говорит им: «Во Мне беса нет; но я чту Отца Моего, а вы бесчестите Меня. Впрочем, я не ищу Моей славы: есть Ищущий и Судящий» 50).(Ин. 8, 49

Обращаясь к уверовавшим в Него, Господь говорит: «Кто соблюдает слово Мое, тот не увидит смерти вовек». Иудеи, поняв эти слова Господа буквально, то есть что бессмертие обещано в земной жизни, нашли новое подтверждение своему обвинению. «Неужели Ты больше отца нашего Авраама?… чем Ты Себя делаешь?» «Авраам, отец ваш  отвечает им Господь  рад был увидеть Мой день; и увидел и возрадовался». «Тебе нет ще пятидесяти лет возражают иудеи, ,  и Ты видел Авраама?» На этот кор Господь дает расширительный ответ, смысл которого не мог быть не понят даже слепым в своей злобе фарисеям: «Истинно, истинно говорю вам: прежде, нежели был Авраам, Я есмь» Вечный Бог». Придя от этих слов Спасителя в ярость, они обвинили его в богохульстве, и взяли камни, чтобы побить Его. Иисус же, окруженный учениками и народом, скрылся от них в массе народа наполнявшей двор храма и, «пройдя посреди них, прошел дальше»., иначе говоря, «Я древнее Авраама, так как Я