logo
Документ Microsoft Office Word

1) Первый суд у Пилата

распятию на кресте и с этой целью после вынесения смертного приговора синедрионом отвели Его к Понтийскому Пилату.Со времени подчинения Иудеи римлянам у синедриона было отнято право наказывать преступников смертью. По закону обвиненных в богохульстве побивали камнями, но иудеи, бессознательно исполняя волю Божию, желали предать Иисуса Христа более поносной смерти

Понтий, по прозванию Пилат, был пятым прокуратором Иудеи. Он получил назначение на эту должность в 26 году по Р.Х. от римского императора Тиверия. Это был человек гордый, жестокий, но вместе с тем малодушный и трусливый. Он ненавидел иудеев и, в свою очередь, был ненавидим ими. Вскоре после распятия Христова он был вызван в Рим на суд, заточен в Виенне и там кончил жизнь самоубийством. Прокураторы обычно жили в Кесарии, но на праздник Пасхи для наблюдения за порядком переселялись в Иерусалим.

Придя к Пилату, иудеи не вошли в претор (судебную палату), чтобы не оскверниться (прикосновение к чему-либо языческому считалось осквернением), так как в тот день им надлежало есть пасху. Они остановились на лифостротоне, то есть на выстланной плитами площадке перед дворцом, где по римскому обычаю на глазах у всех совершалось судебное разбирательство. Тут было и судебное кресло прокуратора. Пилат сам вышел к иудеям и спросил их: «В чем вы обвиняете Человека Сего?»  они надеялись, что Пилат без всякого разбирательства утвердит произнесенный ими приговор.Иудеи не ожидали такого вопроса  «Если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе»,  последовал ответ. Это оскорбило Пилата, и он с иронией сказал иудеям, что если так,  «возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его», так как синедрион имел право суда, наложения наказания и мог приводить их в исполнение, (за исключением наказания смертью). Иудеи отвечали на это: «Нам не позволено предавать смерти никого» Царем., а между тем, говорили они, по суду нашему Он достоин смерти, так как развращает народ, запрещая давать подать кесарю и называя Себя Христом

Тогда Пилат отводит Иисуса Христа внутрь судебной палаты и задает Ему вопрос: «Ты Царь Иудейский?» В ответ на это Иисус Христос сначала спрашивает Пилата: «От себя ли ты говоришь это (на основании донесений и, следовательно; говоришь о царе и царстве в политическом смысле) или другие сказали тебе о Мне  Царе.(то есть иудеи и, следовательно, говоришь о царстве в иудейско-религиозном смысле)»? Пилат с презрением отверг возможность того, чтобы он был причастен несбыточным мечтаниям иудеев о Мессии  «Разве я иудей»,  говорит он,  и могу говорить о царе в их смысле? «Твой народ и первосвященники предал Тебя мне, что Ты сделал?»

Тогда Христос разъясняет, что Царство Его не от мира сего, что Он Царь истины, посредством которой и царствует над людьми. Пилат же усомнился и не поверил сказанному, ибо растление нравов и умов было в те времена столь велико в языческом мире, что люди разуверились в том, что на земле есть истина. Поэтому Пилат спрашивает Господа: «Что есть истина?» По мнению прокуратора, перед ним стоял мечтатель, а не политический преступник. По выходе из претории он объявил народу, что не признает Его виновным.

Озлобленные этим заявлением иудеи стали клеветать на Христа, будто Он призывает народ к восстанию, уча его во всей Иудее, начиная от Галилеи. При этом они, может быть, намеренно упомянули о Галилее, зная вражду Пилата с правителем Галилеи. Ради мести своему недругу, думали они, Пилат с большей жестокостью отнесется к его подданному. Однако они ошиблись. Пилат в тот момент желал примириться с Иродом и с этой целью, а, может быть, и с целью получить разъяснение по этому темному для него делу послал к нему Иисуса.