Беседа о хлебе жизни
На утро люди, оставшиеся на том месте, где накануне совершилось благословение, преломление и умножение хлеба, не нашли там ни Иисуса, ни учеников Его. Воспользовавшись пришедшими из Тивериады лодками, многие из них в поисках Иисуса поплыли в Капернаум. Найдя Его здесь, они спросили: «Равви, когда Ты сюда пришел?». Иудеи не могли понять, каким образом Христос оказался на этой стороне моря, когда накануне вечером они видели, что, кроме одной лодки, в которую вошли ученики Его, иной не было и что Иисус не входил в лодку, а отплыли одни ученики.
Господь же, зная, о чем помышляли пришедшие к Нему иудеи, сказал им: «Истинно говорю вам: вы ищите Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам сын Человеческий, ибо на Нем положил печать свою Отец, Бог».
Не поняв слов Иисуса, они вновь вопрошают Его: «что нам делать, чтобы творить дела Божии?» На это Господь вместо множества дел, какие предписывает закон Моисеев, указывает им: «Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, кого Он послал». Это главное дело, без которого невозможна богоугодная жизнь.
вот основная проблема жизни. Так думали те люди, и так думают миллионы людей до сего дня.Христос знал, что вопрошавших интересует не столько само чудотворение, ибо они видели и другие чудеса. Они полагали, что раз Он накормил их вчера, то почему же не накормит их сегодня и завтра, и каждый день? Ведь Моисей кормил Израиль «манной в пустыне», «небесным хлебом» в течение многих и многих лет. Почему же и Он, Иисус, как истинный» Пророк, Которому должно прийти в мир», не может или не хочет делать то же, что делал Моисей? Хлеб, насущный хлеб, как ежедневное питание,
Но Христос учил иначе. Он говорил: «… не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, вы имеете нужду в том; наипаче ищете Царствия Божия, и это все приложиться вам». Если прежде всего, находясь в пустыне, претерпевая голод и будучи искушаем от диавола, Господь отказался превратить камни в хлеб, в данном случае Он накормил хлебом тысячи людей, которые пришли к Нему в пустыню послушать слово о Царствии Божием.
Следующим событием, которое описывает в шестой главе евангелист Иоанн, была беседа в синагоге Капернаумской. Из разных мест сюда собралось множество народа, чтобы побольше узнать о долетевшей до них молве о чуде насыщения хлебами. Среди них были и больные, жаждущие исцеления, книжники и фарисеи, были здесь и все ученики Христовы. Обращаясь к ним, Христос учил их, чтобы они заботились не о «пище тленной», а о «пище, пребывающей в жизнь вечную», которую может дать им Он, Христос, Сын Человеческий.
Собравшиеся просили Его дать знамение, которое бы уверило их в истинности Его слов. Таковым они называли, например, «манну небесную», которую Моисей дал их предкам. Христос же ответил им: «Истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Ибо Хлеб Божий есть Тот, который сходит с небес и дает жизнь миру».
Но иудеи не поняли слов Христа. О каком хлебе Он говорит? Каков это хлеб? В недоумении они просят Его: «Господи, подавай нам всегда такой хлеб», все еще полагая, что речь идет о материальном хлебе, который нужен для их пропитания. Тогда Христос прямо говорит им: «Я ем Хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; Хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет». Иудеи же в своем духовном ослеплении говорили между собою: «Не Иисус ли это, сын Иосифов Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: Я сшел с небес?» Слова Христа казались им нелепостью или даже насмешкой над ними. Как, думали они, может быть, чтобы этот человек «сошел с неба?» И как можно верить его словам и следовать за ним? Послышались слова ропота и недовольства. Недоумение еще более возросло, когда Иисус сказал им: «не ропщите между собою: никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день».
прямо указал народу на Иисуса, говоря: Иоанн Креститель Слова Христа были исполнены для них таким таинственным смыслом, который не был доступен их пониманию. Однако среди собравшихся в синагоге были «истинные израильтяне», подобно Нафанаилу и другим ученикам, которые свидетельство и крещение Иоанново приняли и не только ждали Мессию, но и узнавали Его в лице Иисуса Христа, ибо историческое прошлое избранного народа было пророчеством о явлении Мессии и о Его искупительной Жертве. Все пророки свидетельствовали об Искупителе, последний ветхозаветный пророк «Се Агнец Божий, вземлющий грехи мира». все были научены Богом. Однако те, кто мнили себя учителями народа, отвергли крещение Иоанново, и не могли своими окаменелыми сердцами понять того, о чем говорил Христос. Он же продолжает, говоря:Теперь же весь народ слышал и видел чудеса Христовы «Я Хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира».
Недоумение иудеев перешло в спор между ними. Одни старались понять Христа, найти смысл в Его словах, другие отмахивались, говоря: «Как Он может дать нам есть Плоть Свою?», понимая слова Христа буквально. Он говорил о духе, а они помышляли о материи; Христос учил их о жизни вечной, а их заботила лишь временная земная жизнь.
Для тех, кто имеет уши, чтобы слышать, Христос открывает величайшую тайну Своей искупительной жертвы, учение о Святой Евхаристии. «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем».
Великие, кажущиеся странными и страшными слова Христа приближали Тайную вечерю. Но в Капернаумской синагоге никто из присутствующих еще не мог понять тайну этих слов.
«Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, продолжал Христос, так и ядущий Меня жить будет мною. Сей — то Хлеб есть сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий Хлеб сей жить будет вовек».
От этих слов пришли в смущение не только книжники, фарисеи и саддукеи, но и многие из учеников Его, говоря: «Какие странные слова. Кто может это слушать?»
Смятение и ропот, распространявшиеся по синагоге, коснулись и сердец ближайших последователей Спасителя. Видя это, Христос сказал ученикам: «Это ли соблазняет вас? Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде? Дух животворит; плоть не пользует нимало». Они же не могли еще понять сказанного. Умы и сердца их были прикованы к материальному и земному, тогда как мессия призывал их к жизни вечного духа. «Слова, которые говорю Я вам, сказал им Христос, суть дух и жизнь», и добавил:«Никто не может прийти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего». Истина открывается людям не прихотью человеческого ума, а волею Самого Бога.
«Воля же пославшего Меня Отца сказал Христос, , есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день».
На этом Христос закончил свою речь в синагоге Капернаумской. Тайна его слов так и осталась тайной для всех. И «с этого времени говорит евангелист Иоанн, , многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним». «Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли вы отойти?» От лица всех двенадцати ответил Петр: «Господи, к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной Жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога Живаго». тайна святой Евхаристии, которая есть «Дух и Жизнь».Слова святого Петра явили, что вера рождает знание и что «дело Божие» для людей на земле заключается в том, чтобы они веровали «в Того, Кого он послал». Позже на Тайной вечере тайна учения открылась для всех учеников Христа: это
- Московская духовная семинария
- Введение понятие о священном писании нового завета
- Понятие о Евангелиях
- Евангелие от Марка
- Евангелие от Луки
- Евангелие от Иоанна
- Древняя Палестина: её географическое положение, административное деление и политическое устройство
- Политическое положение Палестины
- Последовательный обзор четвероевангелия с изъяснением важнейших мест Святой евангелист Иоанн Богослов о предвечном рождении и воплощении Сына Божия
- Родословие Иисуса Христа (Мф. 1, 2-17; Лк. 3, 23-38)
- Благовестие Захарии о рождении Предтечи Господня (Лк. 1, 5-25)
- Благовестие Деве Марии о рождении Господа (Лк. 1, 26-38; Мф. 1,18)
- Посещение Пресвятой Девой праведной Елисаветы (Лк. 1, 39-56)
- Рождение Иоанна Предтечи
- 80)(Лк. 1, 57
- 25)(Мф. 1, 18
- 20)(Лк. 2, 1
- Время рождения Иисуса Христа
- Обрезание и принесение Младенца Христа в храм
- 40)(Лк. 2, 21
- Поклонение волхвов новорожденному Иисусу
- 12)(Мф. 2, 1
- Бегство в Египет. Избиение младенцев в Вифлееме. Возвращение из Египта и поселение в Назарете
- 23)(Мф. 2, 13
- Отрочество Иисуса Христа
- 52)(Лк. 2, 40
- Явление и деятельность Иоанна Крестителя
- 6)6; Мк. 1, 2-6; Лк. 3, 1(Мф. 3, 1
- Крещение Иисуса Христа
- 22)11; Лк. 3, 2117; Мк. 1, 9(Мф. 3, 12
- Искушение Иисуса Христа в пустыне (Мф. 4, 1-11; Мк. 1, 12-13; Лк. 4, 1-13)
- Свидетельство Иоанна Крестителя об Иисусе Христе
- 34)(Ин. 1, 19
- Начало общественного служения Иисуса Христа. Первые ученики (Ин. 1, 29-51)
- Возвращение Иисуса Христа в Галилею, первое чудо в Кане (Ин. 2, 1-12)
- Изгнание из храма торгующих (Ин. 2, 13-25)
- Беседа Иисуса Христа с Никодимом (Ин. 3, 1-21)
- Последнее свидетельство Иоанна Крестителя об Иисусе Христе
- 3)36; 4, 1(Ин. 3, 22
- Беседа с самарянкой
- 42)(Ин. 4, 1
- Исцеление сына царедворца
- 54)(Ин. 4, 46
- Проповедь в Назаретской синагоге
- 6)58; Мк. 6,130; Мф. 13,54(Лк. 46
- Поселение Иисуса Христа в Капернауме. Избрание четырех учеников
- 11)32; 5, 121; Лк. 4,3122; Мк. 1, 16(Мф. 4, 13
- 28)37; Мк. 1, 21(Лк. 4, 31
- Исцеление тещи Симона и других больных в Капернауме
- 44)34; Лк. 4, 3817; Мк. 1, 29(Мф. 8, 14
- Исцеление прокаженного
- 16)45; Лк. 5, 12 4; Мк. 1, 40(Мф. 8, 1
- Исцеление расслабленного в Капернауме
- 26)12; Лк. 5, 178; Мк. 2, 1(Мф. 9, 1
- Призвание Матфея
- 22)39; Мк. 2, 1317; Лк. 5, 27(Мф. 9, 9
- Исцеление расслабленного и откровение Иисуса Христа о Своем Богосыновстве
- 47)(Ин. 5, 1
- Учение о субботе и исцеление сухорукого
- 11)21; Лк. 6, 112; Мф. 12, 128; 3, 1(Мк. 2, 23
- Избрание апостолов
- 16)19; Лк. 6, 12(Мк. 3, 13
- Нагорная проповедь
- 7, 29)49; Мф. 4, 23(Лк. 6, 17
- 9. «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь! Ибо велика ваша награда на Небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас».
- Изречение от соли земли, о свете мира
- 30)Б) «не прелюбодействуй» (Мф. 5, 27
- 32)В) закон о браке и разводе (Мф. 6, 31
- 37)Г) воспрещение клятвы (Мф. 5, 33
- 29)42; Лк. 6, 27д) о непротивлении злу (Мф. 5, 38
- 48)Е) о любви к ближним (Мф. 5, 43
- Исцеление слуги сотника. Чудеса в Капернауме и Наине
- 10)13; Лк. 7, 1(Мф. 8, 5
- Воскрешение сына Наинской вдовы
- 18)(Лк. 7, 11
- Посольство от Иоанна Предтечи к Иисусу Христу и свидетельство Господне об Иоанне
- 35)19; Лк. 7, 18(Мф. 11, 2
- Вечеря в доме Симона фарисея
- 50)(Лк. 7, 36
- Исцеление бесноватого слепого и немого
- 21)36; 8, 1935; Лк. 11, 1450; Мк. 3, 20(Мф. 12, 22
- Поучение в притчах
- 18)34; Лк. 8, 452; Мк. 4, 1(Мф. 13, 1
- Притча о сеятеле
- 15)20; Лк. 8, 523; Мк. 4, 1(Мф. 13, 1
- Притча о пшенице и плевелах
- 43)30; 36(Мф. 13, 24
- «Чему уподоблю Царство Небесное?»
- 29)Растущее семя (Мк. 4, 26
- «Предоставьте мертвым хоронить своих мертвецов»
- 62)22; Лк. 9, 57(Мф. 8, 18
- Чудесное прекращение бури на море
- 25)41; Лк. 8, 2227; Мк. 4, 35(Мф. 8, 23
- Исцеление Гадаринских бесноватых
- 40)20; Лк. 8, 2634; Мк. 5, 1(Мф. 8, 28
- Исцеление кровоточивой женщины, Воскрешение дочери начальника синагоги (Мф. 9, 26 — 36; Мк. 5, 22; Лк. 8, 41 — 56)
- Исцеление в Галилее (Мф. 9, 27 — 38)
- Апостольство (Лк. 9, 1 — 6; Мк. 6, 7 — 13; Мф. 9, 35 — 38; 10, 1 — 42)
- Смерть Иоанна Крестителя
- Насыщение пятью хлебами пяти тысяч человек
- Беседа о хлебе жизни
- Ответ фарисеям
- 23; Ин. 7, 1)20; Мк. 7. 1(Мф. 15, 1
- Исцеление бесноватой дочери хананеянки
- 30)28; Мк. 7, 24(Мф. 15, 21
- Чудеса Иисуса Христа в пределах Десятиградия
- 8, 9).38; Мк. 7, 31(Мф. 15, 29 Исцеление глухого косноязычного
- 35)(Мк. 7, 31
- Чудесное насыщение 4000 мужей
- Исцеление слепого в Вифсаиде
- 26)(Мк. 8, 22
- Исповедание Петра
- 27)38; 9,1; Лк. 9, 1828; Мк. 8, 27(Мф. 16, 13
- Предсказание Иисуса о предстоящих Ему страданиях, смерти и воскресении
- 33; Лк. 9, 22)23; Мк. 8, 31(Мф. 16, 21
- Учение о крестном пути
- 26)38; Лк. 9, 2328; Мк. 8, 34(Мф. 16, 24
- Преображение Господа
- 36)13; Лк. 9, 28(Мф. 17, 1-13; Мк. 9, 2
- Беседа с учениками во время схождения с горы Преображения
- 13; Лк. 9, 36)13; Мк. 9, 9(Мф. 17, 9
- Исцеление бесноватого отрока-лунатика
- 42)29; Лк. 9, 3721; Мк. 9, 14(Мф. 17, 14
- Наставления Иисуса Христа ученикам о смирении, любви и милосердии
- 50)50; Лк. 9, 4635; Мк. 9, 33(Мф. 18, 1
- 52)9; Лк. 9, 51Путешествие Иисуса Христа на праздник Кущей в Иерусалим (Ин. 7, 1
- Избрание и послание на проповедь Семидесяти апостолов
- Наставления Семидесяти апостолам
- 24)16; Мф. 11, 20(Лк. 10, 2
- Возвращение Семидесяти апостолов (Лк. 10, 17-24)
- Ответы Иисуса Христа искушавшему Его законнику (Лк. 10, 25-37)
- Иисус Христос в Вифании в доме Марии и Марфы (Лк. 10, 38-42)
- Образец молитвы и учение о ее силе (Лк. 11, 1-13; Мф. 6, 9-13; 7, 7-11)
- (Лк. 11, 37-54)
- Поучение о любостяжании и богатстве (Лк. 12, 13-59)
- Пребывание Иисуса Христа в Иерусалиме
- 53)(Ин. 7, 10
- Грешница перед судом Христа (Ин. 8, 1−11)
- Беседа Иисуса Христа с иудеями в храме
- 59)(Ин. 8, 12
- Исцеление Иисусом Христом слепорожденного в субботу
- 41)(Ин. 9, 1
- Беседа о добром пастыре
- 21)(Ин. 10, 1
- Наставление о покаянии. Исцеление женщины в синагоге в субботу
- 17)(Лк. 13, 1
- Беседа в праздник Обновления
- 42)(Ин. 10, 22
- Исцеление страдавшего водяной болезнью и поучение Христа в доме фарисея
- 35)(Лк. 14, 1
- О малом числе спасающихся
- 30)(Лк. 13, 23
- Суд над фарисеями
- 35)(Лк. 13, 31
- Притчи-обличения фарисеев
- 32)(Лк. 15, 1
- Наставление ученикам
- 13)(Лк. 16, 1
- Исцеление десяти прокаженных
- 19)(Лк. 17, 11
- Ответ фарисеям о времени пришествия Царства Божия
- 21)(Лк. 17, 20
- Учение Иисуса Христа о нерасторжимости брака и высоком достоинстве девства
- 12)12; Мк. 10, 1(Мф. 19, 1
- Благословение детей
- 17)16; Лк. 18, 1516; Мк. 10, 13(Мф. 19, 13
- Ответ богатому юноше
- 27)27; Лк. 1826; Мк. 10, 17(Мф. 19, 16
- Ответ апостола Петра
- 30)30; Лк. 18, 2820; Мк. 10, 29(Мф. 19, 27
- Воскрешение Лазаря
- 44)(Ин. 11, 1
- Удаление Иисуса Христа в Ефраим
- 57)(Ин. 11, 45
- Предсказание Иисуса Христа о Своей смерти и воскресении
- 34)45; Лк. 18, 3128; Мк. 10, 32(Мф. 20, 17
- Исцеление двух слепых
- 43)52; Лк. 18, 3534; Мк. 10, 46(Мф. 20, 29
- Посещение дома Закхея
- 10)(Лк. 19, 1
- Притча о минах
- 28)(Лк. 19, 11
- Вечеря в доме Симона прокаженного
- 9)13; Мк. 14, 311; Мф. 26, 6(Ин. 12, 1
- Путь к Иерусалиму
- 19)44; Ин. 12, 1210; Лк. 12, 299; Мк. 11, 1(Мф. 21, 1
- Вход в Иерусалимский храм
- 17; Мк. 11, 11)11; 14(Мф. 21, 10
- Желание эллинов видеть Иисуса
- 22)(Ин. 12, 20
- Бесплодная смоковница. Изгнание торговцев из храма
- 48)19; Лк. 19, 4513; 1829; Мф. 21,12(Мк. 11, 12
- Ответ Иисуса Христа на замечание ученика об иссохшей смоковнице
- 22)26; Мф. 21, 20(Мк. 11, 20
- Ответ Иисуса Христа первосвященникам и книжникам о власти Его делать то, что он делает
- 19)12; Лк. 20, 122; Мк. 11, 27(Мф. 21, 23
- Притча о послушном и непослушном сыне
- 32)(Мф. 21, 28
- Притча о злых виноградарях
- 19)12; Лк. 20, 946; Мк. 12, 1(Мф. 21, 33
- Притча о браке царского сына
- 14)(Мф. 22, 1
- Ответ фарисеям и иродианам
- 21)(Мк. 12, 14; 18
- Ответ саддукеям
- 40)27; Лк. 20, 2733; Мк. 12, 18(Мф. 22, 23
- Ответ законнику
- 34)40; Мк. 12, 28(Мф. 22, 34
- Поражение фарисеев
- 47)40; Лк. 20, 4039; Мк. 12, 3546; 22, 1(Мф. 22, 41
- Похвала усердию вдовицы
- 4)44; Лк. 21, 1(Мк. 12, 4
- Пророчество о разрушении Иерусалима и о втором пришествии
- 38)37; Лк. 21, 525; Мк. 13, 1(Мф. 24, 1
- О бодрствовании (Мф. 24, 42-25, 46; Мк. 13, 34; Лк. 21, 34-38)
- 46)(Мф. 25, 31
- 6)2; 10, 11; Дк. 22, 116; Мк. 1, 15; 14(Мф. 26, 1
- Тайная Вечеря (Мф. 26, 17-29; Мк. 14, 12-25; Лк. 22, 7-30; Ин. 13, 1-30)
- Прощальная беседа Иисуса Христа с учениками
- 16, 33)31; Лк. 22, 31-39; Ин. 13, 3135; Мк. 14, 26(Мф. 26, з0
- Первосвященническая молитва Иисуса Христа (Ин. 17, 1-26)
- 12)52; Лк. 22, 39-53; Ин. 18, 155; Мк.14, 32События в Гефсиманском саду (в ночь с четверга на пятницу) (Мф. 26, 36
- 2) Предательство Иуды
- 3) Взятие Иисуса Христа под стражу
- Иисус Христос перед судом синедриона (Мф. 26, 59-75; Мк. 14, 53-72; Лк. 22, 54-71; Ин. 18, 13-27)
- Иисус Христос на суде у Пилата и у Ирода (Мф. 27, 1-2; 11-30; Мк. 15, 1-19; Лк. 23, 1-25; Ин. 18, 28-19, 16)
- 1) Первый суд у Пилата
- 2) Суд у Ирода
- 3) Второй суд у Пилата
- Погибель Иуды (Мф. 27, 3-10)
- Крестные страдания и смерть Иисуса Христа (Мф. 27, 31-56; Мк. 15, 20-41; Лк. 23, 26-49; Ин. 19, 16-37)
- Погребение Иисуса Христа (Мф. 27, 57-61; Мк. 15, 42-47; Лк. 23, 50-56; Ин. 19, 38-42)
- Приставление стражи ко гробу (Мф. 27, 62-66)
- Утро первого воскресного дня (Мф. 28, 1-15; Мк. 16, 1-11; Лк. 24, 1-12; Ин. 20, 1-18)
- Вечер первого воскресного дня (Лк. 24, 12-49; Мк. 16, 12-18; Ин. 20, 19-25)
- Второе явление воскресшего Христа апостолам и Фоме (Ин. 20, 24-29)
- Явление воскресшего Господа ученикам на море Тивериадском (Ин. 21, 1-15)
- Явление воскресшего Господа ученикам в Галилее (Мф. 28, 16-20; Мк. 16, 15-18; Лк. 24, 46-49)
- (1 Кор. 15, 5-8)
- Вознесение Господне (Лк. 24, 49-53 Мк. 16, 19-20)
- По Священному Писанию Нового Завета для 2 класса Московской духовной семинарии (Сектор заочного обучения)
- 2. О превечном рождении и воплощении Сына Божия. Пророчества о рождении Мессии: пророков Михея, Исаии.