logo
Документ Microsoft Office Word

7, 29)49; Мф. 4, 23(Лк. 6, 17

После того, как Иисус Христос избрал двенадцать апостолов и спустился вместе с ними с того места, где ранее молился, его обступила толпа народа, жаждавшая услышать Его слово и получить исцеление. «Увидев народ, Он взошел на гору» (Мф. 5, 1). Именно отсюда, с возвышенного или нагорного (отсюда и название проповеди) места Христос произнес Свою проповедь, в которой проповедал ученикам, посылаемым Им на проповедь, те главные заповеди, которые составляют Его учение о Царстве Небесном и блаженной жизни вечной. Эти заповеди получили название заповедей блаженств. Гора, на которой Христос произнес Свою проповедь, также получила название горы «Блаженств». Согласно преданию, она находится в пределах Галилейских в восьми километрах к западу от Тивериады. Здесь близ самой вершины есть обширная площадка, на которой могло собраться и поместиться огромное число слушателей.

Беседу Спасителя подробно передает евангелист Матфей (5-7 главы). Более коротко ее излагает евангелист Лука (6 глава). Все поучительные истины этой проповеди встречаются и в других главах Евангелия от Луки, а также в Евангелии от Марка. Составляя основу учения Христова, они повторялись Господом и в других местах, при иных обстоятельствах и для других слушателей. Обращаясь к ученикам и народу, Христос учит их тому, что необходимо делать, чтобы быть наследниками Его благодатного Царства и жизни вечной.

Прежде всего последователям Христовым необходимо осознавать свою духовную нищету и несовершенство свое перед величием Божиим. Поэтому Христос в первой заповеди блаженства говорит:

1. «Блажены нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Гордым Господь противится, ибо они подобны фарисеям, которые гордятся своей мнимой праведностью и не сознают своих грехов; смиренным же дает благодать. Поэтому смирение и сознание своей греховности, своей духовной нищеты есть первое условие для всякого, желающего получить Божественную благодать. Они достойны быть членами благодатного Царства Христова на земле и участниками вечного блаженства в Царстве Небесном. Адам пал от гордости, возмечтав быть Богом, Христос же восставляет нас от падения посредством смирения. Смиренный сознает свои недостатки, скорбит и даже плачет о них, восходя на вторую ступень к блаженству.

2. «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». Осознавший свою духовную нищету, видит бездну своих грехов, которыми оскорблял Бога и удалялся от Него. Скорбь от грехов побуждает его оставить греховную жизнь и начать восхождение по пути блаженства. Слезы сокрушения свидетельствуют о его раскаянии и искреннем желании больше не грешить. Кто сознает свои недостатки, сокрушается о грехах и кается в них, делается снисходительным к слабостям других; удаляет от себя гнев и раздражительность, получает, наконец, утешение, ибо становится кротким, переходя на третью ступень к блаженству.

3. «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». Господь призывает учеников подражать Себе, ибо Он кроток и смирен сердцем (Мф. 11, 29). Следуя этой заповеди, они обретут утешение и, как сказано, наследуют землю, получат обетование жизни вечной и Божие благоволение.

Люди кроткие, снисходительные к слабостям других, должны быть строгими по отношению к себе, должны искать праведности перед Богом в исполнении воли Его и стремиться к оправданию пере Ним через веру в Иисуса Христа как Спасителя мира.

4. «Блажены алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся». Блаженство и счастье на земле возможно лишь тогда, когда человек познает Бога и будет во всём стремиться следовать воли Его, то есть искать и исполнять правду.

5. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». Исполняющий волю Божию и правду Его стремится подражать Ему и быть милостивым, ибо Господь говорит: «Милости хочу, а не жертвы».

Дела милосердия, как и вообще добрые дела, угодны Богу лишь тогда, когда делаются из любви к ближнему, от чистого сердца. Вот почему Господь говорит:

6. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Те, кто стремится к духовному совершенству, очищает свое сердце от наклонности ко греху. Избегая творить зло не только в делах, но и помышлениях, они тем самым возрастают в истинных добродетелях, становясь сынами Божиими, ибо во всем послушны воле Его. Человек, заботящийся о чистоте своего сердца, избегает ссор и вражды, стремится к водворению мира в отношениях с другими людьми, восходя к седьмой заповеди блаженства.

7. «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими».  крестный путь. Чтобы следовать за Ним, и нам нужно взять свой жизненный крест. Если первые семь заповедей учат нас, как стяжать благодать Божию и Царство Небесное, то в последних двух заповедях Иисус Христос предупреждает Своих учеников о тех бедствиях и страданиях, из которых состоит этот крестный путь.Однако, прежде чем водворять мир среди других, необходимо иметь его внутри себя, иметь то душевное равновесие, которое не могут поколебать жизненные трудности, лишения и невзгоды. Только стяжав в себе этот мир Христов, мы можем подражать Ему и быть миротворцами. Путь Господа Иисуса Христа

8. «Блаженны изгнанные правды ради, ибо их есть Царство Небесное». Следование воле Божией и исполнение правды, как было некогда с ветхозаветными пророками, неизбежно связано с ненавистью и злобой людской, гонениями и поношениями. Поэтому в девятой заповеди Господь говорит: