logo
Документ Microsoft Office Word

29)42; Лк. 6, 27д) о непротивлении злу (Мф. 5, 38

У большинства народов Древнего Востока существовал закон мести, в соответствии с которым каждый мог безнаказанно соразмерно отомстить обидчику за нанесенные им повреждения. По снисхождению к немощи человеческой природы этот закон зафиксирован и в Моисеевом законодательстве. Однако назначение его, по мнению святителя Иоанна Златоуста, состоит не в том, чтобы друг у друга вырвали глаз, а в том, чтобы стремились удержать руки свои от обид. Угроза наказания должна была отвратить от преступных дел. По этому законумера наказания должна была соответствовать мере преступления. Оставляя право суда и наказания властям, поставленным для ограждения общества от преступлений и обид, Иисус Христос предостерегает от личной мести. Он учит противиться злу добром, а не злом, учит вразумлять согрешивших, руководствуясь любовью к ним, подобно тому, как Сам Он вразумил слугу первосвященника Анны, когда тот осмелился ударить Его. Непротивление злу не означает, однако, того, что нужно быть безучастными к его проявлениям. Напротив, Господь Сам показывает пример борьбы со злом. По свидетельству евангелиста Иоанна, Господь не дал иудеям сотворить зло, когда, озлобившись на Него, они схватили камни, чтобы убить Его. Он говорит им: «Много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за какое из них хотите побить Меня камнями?» 32). кротким ответом побеждая их злое намерение (Ин. 10, 31