Родословие Иисуса Христа (Мф. 1, 2-17; Лк. 3, 23-38)
Если у евангелиста Иоанна Богослова Рождество Сына Божия имеет превечный характер, безотносительно к земной человеческой истории, то евангелисты Матфей и Лука раскрывают земной характер рождения Иисуса Христа. Каждый из них строит Его родословие, исходя из понимания человеческого происхождения истинного Мессии, Спасителя мира. Евангелист Матфей, писавший свое Евангелие для христиан из иудеев, выстаивает родословие Иисуса Христа от Авраама и разделяет его на три части, имея в виду три периода в истории евреев. Евангелист Лука, напротив, возводит Его родословие до Адама и даже до Бога, и видит в Иисусе Христе Спасителя не только иудеев, но и всего человечества, то есть всех потомков Адама. При этом, если евангелист Матфей ведет родословие от Авраама до Христа, то евангелист Лука строит его от Христа до Адама.
Рассмотрим теперь более подробно родословие Иисуса Христа в трактовке евангелиста Матфея. Он делит его на три части по 14 родов в каждой. Первая соответствует патриархальному периоду и эпохе судей в истории еврейского народа, вторая — периоду царей, третья — периоду смутного времени от плена Вавилонского до явления Христа.
Отметим, что в родословии евангелиста Матфея имеются пропуски. Так, в восьмом стихе между Иорамом и Озиею опущены цари: Охозия, Иоас, Амасия (1 Пар. 3,11 и др.), в 11 стихе между Иосиею и Иехониею нет Иоакима1 (2 Пар. 34, 4), а после Иехонии не упомянут Седекия. Почему же евангелист исключает их из родословия? Основание для этого можно найти в истории их жизни, которую Евангелист считал недостойной для того, чтобы поставить их в один ряд с наследниками престола Давидова и предков Господа. Господь не хотел погубить дом Давидов ради завета Своего с ним. Поэтому, начиная с Озии, Евангелист перечисляет в родословии потомков Иорама, за исключением тех из них, которые смешались с языческими народами.
Счет членов родословия евангелист Матфей ведет таким образом:
Четырнадцать родов от Авраама до Давидова включительно;
Четырнадцать родов от Соломона до Иехонии («до переселения в Вавилон») включительно.
Что же касается третьей части родословия, то здесь четырнадцать родов насчитывается только с Мариею, а именно: 1. Салафииль, 2. Зоровавель, 3. Авиуд, 4. Елиаким, 5. Азор, 6. Садок, 7. Ахим, 8. Елиуд, 9. Елеазар, 10. Матфан, 11. Иаков, 12. Иосиф, 13. Мария, 14. Христос. Нарушая таким образом принятый порядок родословного построения, Евангелист показывает, что лишь одна Мария стоит в непосредственном отношении ко Христу, как Матерь Его, и что Иосиф, обручник Её, не имел участия в Его рождении. Не случайно поэтому в Евангелии вместо того, чтобы сказать: «Иаков же родил Иосифа, Иосиф же, муж Марии, родил Иисуса, называемого Христом», Евангелист говорит: «Иаков же родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос» (ст. 16).
Одна из особенностей родословия у евангелиста Матфея заключается в том, что он везде указывает только мужских потомков, лишь в некоторых случаях делая исключение, упоминает о женах, от которых родились известные члены родословия, и братьях какого-либо известного родоначальника. Отметим, однако, что введение в родословное исчисление жен имеет своей целью обличить горделивое стремление иудеев считать происхождение по плоти от Авраама единственно достаточным условием для вступление в Царство Мессии. Упоминая в родословии недостойных жен, являющихся либо язычницами, либо «злонравными» (Рахав, Руфь, Фамарь — см. стихи 3, 5, 6), евангелист показывает, что кроме правды законной, правды дел, есть еще правда веры и покаяния.
Существуют различные предложения о том, почему евангелист Матфей ведет родословие Иисуса Христа от Давида через Соломона по мужской линии, а евангелист Лука через Нарана, который был предком Пресвятой Девы Марии. Одно у них связано с их расхождением во взгляде на Христа как обетованного Мессию. Перечисляя действительных предков Иисуса Христа, то есть предков Марии, Которая также произошла из рода Давидова, как и Иосиф, но только через Нафана, евангелист Лука преодолевает ограниченный национальными рамками взгляд на Христа лишь как на Спасителя иудеев.
Согласно другому предположению, различие в изложении родословия объясняется ветхозаветным законом левирата (ужичества), по которому со вдовой умершего бездетным обязан был вступить в брак его ближайший родственник для восстановления потомства, а дети от этого брака усыновлялись умершему. Такой закон мог давать одному и тому же лицу двух отцов: по рождению и по усыновлению.
Из Священного Предания и толкований святых отцов Церкви мы узнаем, что две генеалогии Иосифа появились по следующей причине: Иосиф родился от второго брака своей матери. Илий (отец Иосифа по родословной евангелиста Луки) умер, не имея детей. Иаков (отец Иосифа по родословной евангелиста Матфея) женился согласно закону узничества на овдовевшей супруге Илия и от этого брака родился сын Иосиф. Итак, Иосиф фактически является сыном Иакова, а по закону — сыном Илии.
Во всяком случае несомненно, что Матфей дает родословие Иосифа. Если так, то каким образом это родословие показывает происхождение Иисуса Христа из рода Давидова, когда его действительным отцом Иосиф не был? Для иудея важно было не то, от кого по плоти родился человек, а то, кому Он по закону наследник. Именно поэтому в родословии Иисуса Христа святой евангелист Матфей показывает прежде всего Его законные права на престол Давидов, а таковые права Ему давал Иосиф, не будучи действительным Его отцом, а лишь усыновив Его себе.
Может возникнуть вопрос, для чего евангелист Лука приводит юридическое или законное родословие Иосифа. Ответ на этот вопрос находим в древнем предании.
По учению отцов Церкви, родословная Пресвятой Девы Марии, начинаясь от царя Давида, идет через его сына Нафана на протяжении 36 поколений. До Ианная (Лк. 3, 24) родословная Иосифа и родословная святой Девы Марии по закону полностью совпадают, от Ианная же родословная праведного Иосифа отходит отдельной ветвью, так как у Ианная было два сына — Мелхий и Панфир. Через Мелхия идет родословная Иосифа, через Панфира — Пречистой Девы Марии.
ИАННАЙ
МЕЛХИЙ ПАНФИР
ЛЕВИЙ БАРПАНФИР
МАТФАТ ИОАКИМ
ИЛИЙ
ИОСИФ ПРЕСВЯТАЯ ДЕВА МАРИЯ
Говоря о земном, в отличие от предвечного, рождения Спасителя, определенный интерес представляет вопрос о Его имени Иисус, или по-еврейски Иешуа. Оно означает Бог-помощь, Бог-спасение, или Спаситель. Это имя было довольно распространенным у иудеев. Применительно ко Христу оно имеет особое значение, указывая на совершенное Им дело спасения рода человеческого. Нарицательное имяХристос в переводе с греческого означает «помазанный», то же, что по-еврейски Машиах — Мессия. Поэтому Иисус называется то Христос, то Мессия.
Может возникнуть вопрос, как сохранились сведения о предках Иисуса, живших после плена Вавилонского. Казалось бы, должно было произойти смешение родов и колен в этот тяжкий для евреев период их существования. Однако Священное Писание представляет нам много примеров того, что иудеи тщательно хранили родословные записи даже в условиях неволи (Лк. 2, 36; Деян. 4, 36; Флп. 3, 5). Эти записи служили единственным документом о их принадлежности к спасаемому народу Божию, а также имели большое значение для определения социального положения (1 Езд. 2, 59, 62).
- Московская духовная семинария
- Введение понятие о священном писании нового завета
- Понятие о Евангелиях
- Евангелие от Марка
- Евангелие от Луки
- Евангелие от Иоанна
- Древняя Палестина: её географическое положение, административное деление и политическое устройство
- Политическое положение Палестины
- Последовательный обзор четвероевангелия с изъяснением важнейших мест Святой евангелист Иоанн Богослов о предвечном рождении и воплощении Сына Божия
- Родословие Иисуса Христа (Мф. 1, 2-17; Лк. 3, 23-38)
- Благовестие Захарии о рождении Предтечи Господня (Лк. 1, 5-25)
- Благовестие Деве Марии о рождении Господа (Лк. 1, 26-38; Мф. 1,18)
- Посещение Пресвятой Девой праведной Елисаветы (Лк. 1, 39-56)
- Рождение Иоанна Предтечи
- 80)(Лк. 1, 57
- 25)(Мф. 1, 18
- 20)(Лк. 2, 1
- Время рождения Иисуса Христа
- Обрезание и принесение Младенца Христа в храм
- 40)(Лк. 2, 21
- Поклонение волхвов новорожденному Иисусу
- 12)(Мф. 2, 1
- Бегство в Египет. Избиение младенцев в Вифлееме. Возвращение из Египта и поселение в Назарете
- 23)(Мф. 2, 13
- Отрочество Иисуса Христа
- 52)(Лк. 2, 40
- Явление и деятельность Иоанна Крестителя
- 6)6; Мк. 1, 2-6; Лк. 3, 1(Мф. 3, 1
- Крещение Иисуса Христа
- 22)11; Лк. 3, 2117; Мк. 1, 9(Мф. 3, 12
- Искушение Иисуса Христа в пустыне (Мф. 4, 1-11; Мк. 1, 12-13; Лк. 4, 1-13)
- Свидетельство Иоанна Крестителя об Иисусе Христе
- 34)(Ин. 1, 19
- Начало общественного служения Иисуса Христа. Первые ученики (Ин. 1, 29-51)
- Возвращение Иисуса Христа в Галилею, первое чудо в Кане (Ин. 2, 1-12)
- Изгнание из храма торгующих (Ин. 2, 13-25)
- Беседа Иисуса Христа с Никодимом (Ин. 3, 1-21)
- Последнее свидетельство Иоанна Крестителя об Иисусе Христе
- 3)36; 4, 1(Ин. 3, 22
- Беседа с самарянкой
- 42)(Ин. 4, 1
- Исцеление сына царедворца
- 54)(Ин. 4, 46
- Проповедь в Назаретской синагоге
- 6)58; Мк. 6,130; Мф. 13,54(Лк. 46
- Поселение Иисуса Христа в Капернауме. Избрание четырех учеников
- 11)32; 5, 121; Лк. 4,3122; Мк. 1, 16(Мф. 4, 13
- 28)37; Мк. 1, 21(Лк. 4, 31
- Исцеление тещи Симона и других больных в Капернауме
- 44)34; Лк. 4, 3817; Мк. 1, 29(Мф. 8, 14
- Исцеление прокаженного
- 16)45; Лк. 5, 12 4; Мк. 1, 40(Мф. 8, 1
- Исцеление расслабленного в Капернауме
- 26)12; Лк. 5, 178; Мк. 2, 1(Мф. 9, 1
- Призвание Матфея
- 22)39; Мк. 2, 1317; Лк. 5, 27(Мф. 9, 9
- Исцеление расслабленного и откровение Иисуса Христа о Своем Богосыновстве
- 47)(Ин. 5, 1
- Учение о субботе и исцеление сухорукого
- 11)21; Лк. 6, 112; Мф. 12, 128; 3, 1(Мк. 2, 23
- Избрание апостолов
- 16)19; Лк. 6, 12(Мк. 3, 13
- Нагорная проповедь
- 7, 29)49; Мф. 4, 23(Лк. 6, 17
- 9. «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь! Ибо велика ваша награда на Небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас».
- Изречение от соли земли, о свете мира
- 30)Б) «не прелюбодействуй» (Мф. 5, 27
- 32)В) закон о браке и разводе (Мф. 6, 31
- 37)Г) воспрещение клятвы (Мф. 5, 33
- 29)42; Лк. 6, 27д) о непротивлении злу (Мф. 5, 38
- 48)Е) о любви к ближним (Мф. 5, 43
- Исцеление слуги сотника. Чудеса в Капернауме и Наине
- 10)13; Лк. 7, 1(Мф. 8, 5
- Воскрешение сына Наинской вдовы
- 18)(Лк. 7, 11
- Посольство от Иоанна Предтечи к Иисусу Христу и свидетельство Господне об Иоанне
- 35)19; Лк. 7, 18(Мф. 11, 2
- Вечеря в доме Симона фарисея
- 50)(Лк. 7, 36
- Исцеление бесноватого слепого и немого
- 21)36; 8, 1935; Лк. 11, 1450; Мк. 3, 20(Мф. 12, 22
- Поучение в притчах
- 18)34; Лк. 8, 452; Мк. 4, 1(Мф. 13, 1
- Притча о сеятеле
- 15)20; Лк. 8, 523; Мк. 4, 1(Мф. 13, 1
- Притча о пшенице и плевелах
- 43)30; 36(Мф. 13, 24
- «Чему уподоблю Царство Небесное?»
- 29)Растущее семя (Мк. 4, 26
- «Предоставьте мертвым хоронить своих мертвецов»
- 62)22; Лк. 9, 57(Мф. 8, 18
- Чудесное прекращение бури на море
- 25)41; Лк. 8, 2227; Мк. 4, 35(Мф. 8, 23
- Исцеление Гадаринских бесноватых
- 40)20; Лк. 8, 2634; Мк. 5, 1(Мф. 8, 28
- Исцеление кровоточивой женщины, Воскрешение дочери начальника синагоги (Мф. 9, 26 — 36; Мк. 5, 22; Лк. 8, 41 — 56)
- Исцеление в Галилее (Мф. 9, 27 — 38)
- Апостольство (Лк. 9, 1 — 6; Мк. 6, 7 — 13; Мф. 9, 35 — 38; 10, 1 — 42)
- Смерть Иоанна Крестителя
- Насыщение пятью хлебами пяти тысяч человек
- Беседа о хлебе жизни
- Ответ фарисеям
- 23; Ин. 7, 1)20; Мк. 7. 1(Мф. 15, 1
- Исцеление бесноватой дочери хананеянки
- 30)28; Мк. 7, 24(Мф. 15, 21
- Чудеса Иисуса Христа в пределах Десятиградия
- 8, 9).38; Мк. 7, 31(Мф. 15, 29 Исцеление глухого косноязычного
- 35)(Мк. 7, 31
- Чудесное насыщение 4000 мужей
- Исцеление слепого в Вифсаиде
- 26)(Мк. 8, 22
- Исповедание Петра
- 27)38; 9,1; Лк. 9, 1828; Мк. 8, 27(Мф. 16, 13
- Предсказание Иисуса о предстоящих Ему страданиях, смерти и воскресении
- 33; Лк. 9, 22)23; Мк. 8, 31(Мф. 16, 21
- Учение о крестном пути
- 26)38; Лк. 9, 2328; Мк. 8, 34(Мф. 16, 24
- Преображение Господа
- 36)13; Лк. 9, 28(Мф. 17, 1-13; Мк. 9, 2
- Беседа с учениками во время схождения с горы Преображения
- 13; Лк. 9, 36)13; Мк. 9, 9(Мф. 17, 9
- Исцеление бесноватого отрока-лунатика
- 42)29; Лк. 9, 3721; Мк. 9, 14(Мф. 17, 14
- Наставления Иисуса Христа ученикам о смирении, любви и милосердии
- 50)50; Лк. 9, 4635; Мк. 9, 33(Мф. 18, 1
- 52)9; Лк. 9, 51Путешествие Иисуса Христа на праздник Кущей в Иерусалим (Ин. 7, 1
- Избрание и послание на проповедь Семидесяти апостолов
- Наставления Семидесяти апостолам
- 24)16; Мф. 11, 20(Лк. 10, 2
- Возвращение Семидесяти апостолов (Лк. 10, 17-24)
- Ответы Иисуса Христа искушавшему Его законнику (Лк. 10, 25-37)
- Иисус Христос в Вифании в доме Марии и Марфы (Лк. 10, 38-42)
- Образец молитвы и учение о ее силе (Лк. 11, 1-13; Мф. 6, 9-13; 7, 7-11)
- (Лк. 11, 37-54)
- Поучение о любостяжании и богатстве (Лк. 12, 13-59)
- Пребывание Иисуса Христа в Иерусалиме
- 53)(Ин. 7, 10
- Грешница перед судом Христа (Ин. 8, 1−11)
- Беседа Иисуса Христа с иудеями в храме
- 59)(Ин. 8, 12
- Исцеление Иисусом Христом слепорожденного в субботу
- 41)(Ин. 9, 1
- Беседа о добром пастыре
- 21)(Ин. 10, 1
- Наставление о покаянии. Исцеление женщины в синагоге в субботу
- 17)(Лк. 13, 1
- Беседа в праздник Обновления
- 42)(Ин. 10, 22
- Исцеление страдавшего водяной болезнью и поучение Христа в доме фарисея
- 35)(Лк. 14, 1
- О малом числе спасающихся
- 30)(Лк. 13, 23
- Суд над фарисеями
- 35)(Лк. 13, 31
- Притчи-обличения фарисеев
- 32)(Лк. 15, 1
- Наставление ученикам
- 13)(Лк. 16, 1
- Исцеление десяти прокаженных
- 19)(Лк. 17, 11
- Ответ фарисеям о времени пришествия Царства Божия
- 21)(Лк. 17, 20
- Учение Иисуса Христа о нерасторжимости брака и высоком достоинстве девства
- 12)12; Мк. 10, 1(Мф. 19, 1
- Благословение детей
- 17)16; Лк. 18, 1516; Мк. 10, 13(Мф. 19, 13
- Ответ богатому юноше
- 27)27; Лк. 1826; Мк. 10, 17(Мф. 19, 16
- Ответ апостола Петра
- 30)30; Лк. 18, 2820; Мк. 10, 29(Мф. 19, 27
- Воскрешение Лазаря
- 44)(Ин. 11, 1
- Удаление Иисуса Христа в Ефраим
- 57)(Ин. 11, 45
- Предсказание Иисуса Христа о Своей смерти и воскресении
- 34)45; Лк. 18, 3128; Мк. 10, 32(Мф. 20, 17
- Исцеление двух слепых
- 43)52; Лк. 18, 3534; Мк. 10, 46(Мф. 20, 29
- Посещение дома Закхея
- 10)(Лк. 19, 1
- Притча о минах
- 28)(Лк. 19, 11
- Вечеря в доме Симона прокаженного
- 9)13; Мк. 14, 311; Мф. 26, 6(Ин. 12, 1
- Путь к Иерусалиму
- 19)44; Ин. 12, 1210; Лк. 12, 299; Мк. 11, 1(Мф. 21, 1
- Вход в Иерусалимский храм
- 17; Мк. 11, 11)11; 14(Мф. 21, 10
- Желание эллинов видеть Иисуса
- 22)(Ин. 12, 20
- Бесплодная смоковница. Изгнание торговцев из храма
- 48)19; Лк. 19, 4513; 1829; Мф. 21,12(Мк. 11, 12
- Ответ Иисуса Христа на замечание ученика об иссохшей смоковнице
- 22)26; Мф. 21, 20(Мк. 11, 20
- Ответ Иисуса Христа первосвященникам и книжникам о власти Его делать то, что он делает
- 19)12; Лк. 20, 122; Мк. 11, 27(Мф. 21, 23
- Притча о послушном и непослушном сыне
- 32)(Мф. 21, 28
- Притча о злых виноградарях
- 19)12; Лк. 20, 946; Мк. 12, 1(Мф. 21, 33
- Притча о браке царского сына
- 14)(Мф. 22, 1
- Ответ фарисеям и иродианам
- 21)(Мк. 12, 14; 18
- Ответ саддукеям
- 40)27; Лк. 20, 2733; Мк. 12, 18(Мф. 22, 23
- Ответ законнику
- 34)40; Мк. 12, 28(Мф. 22, 34
- Поражение фарисеев
- 47)40; Лк. 20, 4039; Мк. 12, 3546; 22, 1(Мф. 22, 41
- Похвала усердию вдовицы
- 4)44; Лк. 21, 1(Мк. 12, 4
- Пророчество о разрушении Иерусалима и о втором пришествии
- 38)37; Лк. 21, 525; Мк. 13, 1(Мф. 24, 1
- О бодрствовании (Мф. 24, 42-25, 46; Мк. 13, 34; Лк. 21, 34-38)
- 46)(Мф. 25, 31
- 6)2; 10, 11; Дк. 22, 116; Мк. 1, 15; 14(Мф. 26, 1
- Тайная Вечеря (Мф. 26, 17-29; Мк. 14, 12-25; Лк. 22, 7-30; Ин. 13, 1-30)
- Прощальная беседа Иисуса Христа с учениками
- 16, 33)31; Лк. 22, 31-39; Ин. 13, 3135; Мк. 14, 26(Мф. 26, з0
- Первосвященническая молитва Иисуса Христа (Ин. 17, 1-26)
- 12)52; Лк. 22, 39-53; Ин. 18, 155; Мк.14, 32События в Гефсиманском саду (в ночь с четверга на пятницу) (Мф. 26, 36
- 2) Предательство Иуды
- 3) Взятие Иисуса Христа под стражу
- Иисус Христос перед судом синедриона (Мф. 26, 59-75; Мк. 14, 53-72; Лк. 22, 54-71; Ин. 18, 13-27)
- Иисус Христос на суде у Пилата и у Ирода (Мф. 27, 1-2; 11-30; Мк. 15, 1-19; Лк. 23, 1-25; Ин. 18, 28-19, 16)
- 1) Первый суд у Пилата
- 2) Суд у Ирода
- 3) Второй суд у Пилата
- Погибель Иуды (Мф. 27, 3-10)
- Крестные страдания и смерть Иисуса Христа (Мф. 27, 31-56; Мк. 15, 20-41; Лк. 23, 26-49; Ин. 19, 16-37)
- Погребение Иисуса Христа (Мф. 27, 57-61; Мк. 15, 42-47; Лк. 23, 50-56; Ин. 19, 38-42)
- Приставление стражи ко гробу (Мф. 27, 62-66)
- Утро первого воскресного дня (Мф. 28, 1-15; Мк. 16, 1-11; Лк. 24, 1-12; Ин. 20, 1-18)
- Вечер первого воскресного дня (Лк. 24, 12-49; Мк. 16, 12-18; Ин. 20, 19-25)
- Второе явление воскресшего Христа апостолам и Фоме (Ин. 20, 24-29)
- Явление воскресшего Господа ученикам на море Тивериадском (Ин. 21, 1-15)
- Явление воскресшего Господа ученикам в Галилее (Мф. 28, 16-20; Мк. 16, 15-18; Лк. 24, 46-49)
- (1 Кор. 15, 5-8)
- Вознесение Господне (Лк. 24, 49-53 Мк. 16, 19-20)
- По Священному Писанию Нового Завета для 2 класса Московской духовной семинарии (Сектор заочного обучения)
- 2. О превечном рождении и воплощении Сына Божия. Пророчества о рождении Мессии: пророков Михея, Исаии.