logo search
Religii_regiona_text

3. Реорганизация Церкви. Иаков Барадей

Как уже было упомянуто выше, сирийское монофизитство в VI в. находилось в упадке. Лишь несколько монофизитских епископов не были посажены в тюрьму, а Феодосии, монофизитский епископ Алек­сандрийский, формально находясь в заключении в Дерконе, под по­кровительством императрицы Феодоры стремился к возрождению Си­рийской монофизитской Патриархии. Однако возродить ее удалось лишь Иакову Барадею (род. в начале VI в.), который принял монаше­ство в Константинополе и позднее действовал как организатор Сирий­ской Церкви, путешествуя по стране во власянице (греч. τσάντζαλα 'лохмотья'), откуда и получил у греков именование Цанзалос.

Следует отметить, что сирийским монофизитам, пытавшимся удер­жать свои позиции, благоприятствовали следующие события на Восто­ке. Эмир Гассанидов Арефа, предводитель одного из арабских племен, осевших на границе с Аравийской пустыней, в интересах Византии разделял точку зрения монофизитов. Он обратился к императору Юстиниану I с просьбой разрешить посвящение двух монофизитских епи­скопов для этой области. При содействии императрицы Феодоры, во епископа Эдесского и Восточного был рукоположен Иаков Барадей, а во епископа Востроносого и Южного — Феодор61. Иаков сразу же взял­ся за реорганизацию своей Церкви, проповедуя, крестя, рукополагая и восстанавливая церкви. Около сорока лет бродил он по Сирии и Егип­ту, сотрудничая с коптскими монофизитами, был во Фракии и на ост­ровах Архипелага. В пределах империи он совершал свое дело скрытно, чтобы избежать внимания властей и епископов-мелкитов, но зато в Амиде (Диарбекир), в Эдессе и Иераполе (Мабуг) на Тигре он действо­вал весьма активно, потому что здесь было основное средоточие моно­физитов. Своих сотрудников монахов Конона и Евгения он направил в Египет для рукоположения во епископский сан. Считают, что он руко­положил десятки епископов и тысячи священников и диаконов.

Перейдя персидскую границу, он действовал в Тагрите на Тигре, к юго-востоку от Мосула (Тур-Абдин), где находились монастыри и ски­ты, которые он использовал как школы для подготовки отличавшихся своим рвением в проповеди странствующих монахов. Руководство пер­сидскими миссионерами он поручил Ахудеммеху, которого рукополо­жил во епископа Тагритского (559); пламенный энтузиазм последнего сумел обратить к вере даже членов царской семьи. За обращение в христианство одного из сыновей Хосроя I Ахудеммех был брошен в тюрьму, где и скончался. Его дело после смерти Хосроя I (579) продолжали Камисо, потом Самуил и наконец Маруфа, под руководством которых монахи-миссионеры, не останавливаясь ни перед какими пре­пятствиями, достигли "Врат Сасанидов", обратив в монофизитство множество несториан, Гавриила Шингара, врача Хосроя II (590—628), и даже супругу царя Ширин.

Монофизиты дошли в этот период до гор Демавенд (к северу от Тегерана), где некогда основанный монастырь Бейе Абе сыграл потом известную роль в деле подготовки церковных мужей, возглавивших си­рийских монофизитов. В Персии была основана митрополия, нахо­дившаяся в юрисдикции Антиохийского патриарха. Яковитский патриарх Афанасий I (595—631) перенес митрополичью кафедру из монасты­ря Map Маттай в Тагрит. А митрополит Маруфа, который уже управлял яковитской Церковью в Персии при помощи двенадцати хорепископов, уже стал носить титул Мафриана ('плодовитый').

Сам Иаков Барадей не стал патриархом, однако после Севира, скончавшегося в изгнании (538), в качестве преемника рукоположил Сергия, епископа Телласского (543-546), и египетского монаха Павла, с которых собственно и начинается преемственность монофизитских Антиохийских патриархов. Таким образом, Севир Антиохийский стал первым духовным вождем сирийских монофизитов, в то время как Иаков Барадей укрепил и окончательно отделил от остальной Церкви сирийское монофизитство. Иаков Барадей умер в 578 г., оставив после себя несколько писем.