Иудейское колдовство
Иудейского колдовства как такового не существовало. Колдовство было богохульственной пародией на христианство и связывалось только с христианами. Колдуна считали еретиком, т.е. христианином, настаивавшим на расхождениях с официальной католической догмой. Следовательно, ни один иудей не мог быть им по определению. Поэтому евреев редко преследовали за колдовство. Конечно, на них нападали, как на приверженцев Сатаны, и, наряду с язычниками (т.е. мусульманами) и ведьмами, они служили для христиан живой мишенью. Обвинения против евреев были аналогичны типичным обвинениями против ведьм (и других еретиков); в особенности же их обвиняли в использовании ядовитых трав и ритуальных убийствах для изготовления колдовских зелий и мазей. С другой стороны, ведьм обвиняли в посещении шабаша, часто (особенно в самых ранних описаниях) называемого синагогой. Эти названия, взятые из иудейской религии, считались достаточно оскорбительными, чтобы использовать их против ведьм.
Если христианство исключало иудеев из системы колдовской ереси, то и сами иудеи, в свою очередь, не имели никакого отношения к этой ереси. Во-первых, хотя у евреев существовала развитая демонология, с призраками и злыми духами (существование которых никогда не оспаривалось), ни в религии, ни в фольклоре они не имели персонифицированного носителя зла, подобного христианскому Дьяволу, противнику Господа. Сатана являлся отвлеченным понятием. Следовательно, основной пункт колдовской ереси — договор с Дьяволом — был неприменим к евреям.
Во-вторых, несмотря на то, что евреи имели всемирную репутацию магов, подобная традиция сохранялась в рамках религии: ангелы, а не дьяволы, призываемые именем Господа, были ответственны за сверхестественные действия. Магия никогда не соперничала с правоверием. Талмудическая традиция, рассматривая различные виды чародейства, признавала могущество демонов наряду с могуществом ангелов и осуждала лишь симпатическую или «гомеопатическую» магию.
В-третьих, еврейская магия не носила недоброжелательного характера. Дьяволы использовались не для причинения вреда, а лишь для обнаружения спрятанных сокровищ или потерянной собственности. Еврейский тип мышления не допускал черную магию, поскольку вся магия была белой и поскольку волшебники выходили из числа наставников и не имели дурной репутации.
В-четвертых, иудейская религия осуждала доносчиков, которые, по мере развития охоты на ведьм, стали необходимыми для проведения судов.
Одновременно с полным отрицанием любой связи иудея с колдовской ересью иудаизм продолжал развивать собственные традиции Чародейства и магии, совершенно не подпадающие под христианскую концепцию колдовства. Таков, например, еврейский инкуб.
Согласно христианской доктрине, половые сношения (неважно, добровольные или принудительные) с дьяволом карались смертью как скотоложство, потому что дьявол не являлся человеком. Еврейское мышление не трактовало их столь серьезно (например, они не могли служить основанием для развода) просто потому, что они касались дьявола. Евреи изготавливали восковые подобия, но не с целью повредить или убить чьего-то врага (подобно христианам), а для того, чтобы возвратить украденное.
Иудейская теория и здесь отличалась от христианской: прокалывание фигурок не считалось ни симпатической, ни дьявольской магией, но основывалось на представлении об «ангелах-хранителях» (приписываемых каждому человеку или животному). Ангел обворованного мог перенести предполагаемую боль (от укалывания изображения булавками) на ангела вора, который, в свою очередь, мог причинить боль самому вору, вынудив его вернуть украденное. Наряду с другими предрассудками, евреи верили в дурной глаз, некромантию и другие виды гадания, сокровища, волшебную палочку (воспринятую из Германии), свидетельство усопшего, сокровища, зарытые в земле, лигатуру (также из Германии), магию трав и одержимость. Их амулеты были известны настолько широко, что в конце XlVв. епископ Зальцбурга попросил у евреев мезузу, чтобы поместить на ворота своего замка!
Изредка репутация магов приносила евреям неприятности. Так, например, в 15/Зг. один чеканщик из Берлина был подвергнут пытке до признания, что он убил курфюрста с помощью магических напитков. Он был убит с нечеловеческой жестокостью: его разорвали на части. Куски трупа были сожжены вместе с якобы принадлежавшей ему книгой по магии. В 1579г. подобным образом казнили 24 евреев во Франкфурте-на-Одере.
Различные виды демонического колдовства, встречавшиеся у евреев, пришли к ним из господствовавшей христианской культуры; например, названия ведьм: estrie, broza, таге (нем. или франц.) транслитерировались по-еврейски и применялись для обозначения дьяволов. Утверждение из книги «Sefer Hasidim», этического трактата ХШв., в полной мере можно отнести и к еврейскому «колдовству»: «Что делают иноверцы, то делают и евреи».
- Австрия, колдовство в
- Аквинский, Фома (ок. 1227-1274)
- 1. Сексуальные сношения с дьяволом
- Александр VI, папа
- Англия, колдовство в
- 1592 Матушка Аткинс из Пиннера.
- Аррасские ведьмы
- Аэндорская волшебница
- Бавария, колдовство в
- Бамбергские суды над ведьмами
- Барклей, Маргарет
- Барроус, Джордж
- Бартонский мальчик
- Баскские ведьмы
- Беккер, Балтазар (1634-1698)
- Белая ведьма
- Библия, колдовство в
- Билсонский мальчик
- Бинсфельд, Питер
- Бланкенштейн, Катерины трагедия
- Боне, Ришар (1641)
- Боге, Анри (около 1550-1619)
- Боден, Жан (1529-1596)
- Борделон, Лоран (1653-1730)
- Буве, ле Сьер
- Бэтман, Мери
- Бюирман, Франц
- Вебстер, Джон (1610-1682)
- Ведьминский знак
- Вейер, Иоганн (1515-1588)
- Вейр, Томас (ок. 1600-1670)
- Венхем, Джейн
- Висконти, Джироламо (Хиеронимус Висекомес) (?- ок. 1477)
- Вогстаф, Джон (?-1677)
- «Возлюбленная» доктора Лэмба (?-1640)
- Волкодлак из Анжера
- Волкодлаки из Полиньи
- Волкодлаки из Сен-Клода
- Восковое подобие
- Выворачивание рук (squassation)
- Вызывание бури
- Гадание
- Гарнье, Жиль
- Гвиннер, Эльза
- Генрих VIII, закон 1542 г.
- I. Те, кто противозаконно вынашивают коварные замыслы и
- Германия, колдовство в
- Гиффорд, Джордж (?-1620)
- Гланвиль, Джозеф (1636-1680)
- Годельманн, Иоганн Георг
- Гоуди, Изобель
- Гренье, Жан
- Гриландус, Пауль
- Даррелл, Джон (ок. 1562-1602)
- Демонологи
- Демонология
- Дети Гудвина
- Дети-обвинители
- Ди, Джон (1527-1608)
- Договор с Дьяволом
- Домашние духи ведьм
- Доносчики
- Дьявол, бросающий камни
- Елизавета, закон 1563г.
- I. Во исправление вышеуказанного да будет установлено Ее величеством королевой с одобрения лордов духовных и светских и Палаты общин и текущей сессии парламента, что:
- Жанна д'Арк
- Инквизиция
- Иннокентий VIII,
- Иоанн XXII, папа (с 1313 по 1334г.)
- Ипсвичское колдовство
- Испания, колдовство в
- Иудейское колдовство
- Иоргенсдоттер, Сирии
- Кадье, Катрин
- Кайтелер, Алиса
- Канон Episcopi
- Карпцов, Бенедикт (1595-1666)
- Кассини, Самуэль де
- Кельнские суды над ведьмами
- Кобхем, Элеонора, герцогиня Глостерширская
- Когшолские ведьмы
- Колдовство
- Коннектикутские ведьмы
- Кори, Жиль
- Ланкаширские ведьмы
- 3: Ниже находится группа женщин и девушек, которые танцуют в круге, спина к спине.
- Лато, Луиза
- Лев X, папа ( с 1513 по 1521)
- Лестерский мальчик
- Лестница (пытка)
- Летательная мазь
- Лигатура ( насланная импотенция)
- Ликантропия (оборотничество)
- Лилльские послушницы
- Лоотен, Томас (1599-1659)
- Лоэр, Герман
- Лувьерские монахини
- Луденские монахини
- 18 Августа 1634г. Был вынесен приговор, включавший в себя пытки обеих степеней и сожжение заживо следующим образом:
- Людовик XIV, эдикт 1682г.
- Люксейльский суд над ведьмами
- Мазер, Инкриз (1639-1723)
- Мазер, Коттон (1662-1728)
- Мегги-Айлендский суд
- Мейфарт, Иоганн Матеус
- «Молот ведьм» («Malleus Maleficarum»)
- Моровские ведьмы
- Мор, Генри (1614-1687)
- «Мышиная мастерица»
- Нидер, Иоганнес (около 1380-1438)
- Нипен, Оле и Лисбет
- Норвегия, колдовство в
- Нормандские острова, колдовство в
- Нортбервикские ведьмы
- Ньюберская ведьма
- Ньютон, Флоренс
- Обманщик из Пендла
- Одержимость
- Парижские суды над ведьмами
- Первые исследователи колдовства
- 1539 Первая книга о колдовстве, опубликованная по-исп., считалась классической на протяжении столетия; относительно умеренная по взглядам.
- Перемещения
- Перкинс, Уильям (1555-1602)
- Плавание (пытка)
- Полтергейст
- 1. Шумы или стуки явно не естественного происхождения, по стенам или потолкам, или шаги по полу и лестницам.
- 3. Исчезновение небольших предметов и их случайное обнаружение в неожиданных потайных местах.
- 4. Случайные крупные разрушения, например, поджог.
- Порча (maleficia)
- Превращения
- Признание
- Прокалывание (пытка)
- 1. Что должен делать судья, если заключенный отказывается говорить?
- 2. Как далеко должен заходить судья при обещании милости или неприкосновенности для заключенного, чтобы побудить его к признанию, и до какой степени он может быть связан своим обещанием?
- 7. Должно ли быть оказано какое-либо снисхождение беременной женщине?
- Ре, Жиль де (1404-1440)
- Реми, Никола (1530-1612)
- Рио, дель Мартин Антуан (1551-1608)
- Рулл, Маргарет
- Салемские суды
- Сапоги (испанский сапожок)
- Сборища (собрания) ведьм
- Сбривание волос (пытка)
- Свидетель
- Свидетельские показания на судах ведьм в Англии
- Свидетельские показания на судах ведьм в Европе
- Сглаз («дурной глаз»)
- Сексуальные сношения с дьяволом
- Сент-Осайтские ведьмы
- Сент-Эдмундсберийские ведьмы
- 1. Голословное соотнесение причины и следствия, особенно в связи с maleficia.
- 4. Привлечение заинтересованных личностей как назначенных судами профессиональных свидетелей.
- 4. Призрачные показания отдельных свидетелей о призраках.
- Синистрари, Людовико Мария (1622-1701)
- Синклер, Джордж
- Сирвело, Педро Санчес (ок. 1475-1560)
- Скотт, Реджинальд (1538-1599)
- Сонный оберег
- Спина, Бартоломео (ок.1475-1346)
- Спина де, Альфонс (ум.1491)
- Стапириус, Михаил
- Страппадо
- Судебные издержки процессов над ведьмами
- Сша, колдовство в
- Тенглер, Ульрих
- Тирский, Петр
- Тиски для больших пальцев (пытка)
- Томасиус, Кристиан (1655-1728)
- Трирские суды над ведьмами
- Уопингская ведьма
- Уорбойские ведьмы
- Фавершемские ведьмы
- Файен, Джон (Джон Каннингем)
- Фери, Жанна
- Ферфакс, Эдвард
- Филмер, сэр Роберт
- Финляндия, колдовство в
- Фладе, Дитрих
- Флауэр, Маргарита и Филиппа
- Франция, колдовство в
- II. Суды над дворянами по обвинению в политической ереси.
- Фриас, Алонсо Салазар де
- Хайцман, Кристоф
- Харснетт, Самуэль (1561-1631)
- Хатчинсон, Френсис
- Хейл, сэр Метью (1609-1676)
- Холт, сэр Джон (1652-1710)
- Хопкинс, Метью
- Царапание
- Чародейство
- Челмсфордские ведьмы
- Черная месса
- 2. Поклонение дьяволу.
- 3. Банкет.
- 4. Фестивали.
- 5. Свальный грех.
- Швагель, Анна Мария
- Швеция, колдовство в
- Шервуд, Грейс
- Шорт, Мерси
- Шотландия, колдовство в
- Вопрос 51 из «Сautio criminaus ».
- Штубб, Петер
- Шулер, Иоганн
- Шультхайс, Генрих фон
- Эйди, Томас
- Эйхштадский суд над ведьмами
- Экзорсизм
- 11. Заключительная молитва, включающая песнопение, символ веры и разные псалмы.
- Эксан-Прованские монахини
- Юниус, Иоганнес
- Ядовитая мазь