logo search
Энциклопедия КОЛДОВСТВА И ДЕМОНОЛОГИИ

Гоуди, Изобель

 

Биография Г. началась в 1647г., когда она встретила дьявола в церкви в Олдерне. Здесь она вступила с ним в договор, отрекшись от христианского крещения, получив новое имя — Джанет, клеймо дьявола на своем плече и новое крещение своей же собственной кровью, которую дьявол высосал из нее. Она поклялась ему в верности, положив одну руку на голову, а другую — на подошву своей ноги. Церемонию вел дьявол, похожий на священника, читающего проповедь с кафедры.

В четырех различных признаниях, сделанных явно без применения пытки между 13 апреля и 27 мая 1662г., Г. как бы обобщила распространенные в Шотландии верования о колдовстве. Женщина, по-видимому, была сумасшедшей, поскольку из ее заявлений очевидно, что она верила во все те вещи, о которых рассказывала, не задумываясь о том, возможны ли они на самом деле (например, ее превращение в галку или кошку, полеты по воздуху на шабаш). Ее воображение было не слабей, чем у Золя!

Черный Джек, порющий ведьм. Рис. Крукшенка. «Другие спасались, выкрикивая: «Милости! Пощады!» и тому подобное, в то время как Сатана продолжал бить их цепом или тонким хлыстом, не обращая внимания на их крики и жалобы». Вальтер Скотт (1830).

К несчастью, двое серьезных ученых, Маргарет Маррей и Монтегю Саммерс, именно этой болтовней старой женщины подкрепляли основополагающие выводы своей теории колдовства, не менее безумные, чем признания Г. Так, Саммерс верил, что ее признания «правдивы по своей сути» и сожалел, что он не может опознать главаря ведьминского сборища в Шотландии.

Г. рассказала, как метла или стул, оставленные в кровати, могли обмануть ее мужа, когда она отправлялась на шабаш. Она ездила на любом клочке соломы, выкрикивая: «Лошадь и повозка во имя Дьявола!» На лету она могла застрелить любого христианина, который при виде ее не осенял себя крестом. На шабаше, перед пиром, произносилась благодарственная молитва:

«Мы едим это мясо во имя Дьявола,

Пусть печаль и горести уйдут прочь

Мы разрушим дом и конюшню,

Погубим овец и весь скот в хлеву,

Мало что сохранится

Из всех остальных запасов».

Ее несвязная речь рассматривалась как прямое подтверждение идеи ковена (организации) из 13 ведьм. У каждой ведьмы был ;вои собственный дьявол, называвшийся так-;е странно, как и приписываемые ведьмам Домашние духи: Свейн, Рори, Рычащий Лев, Роберт де Руль или Красный Ривер. Во время сборищ они вызывали бури, ударяя мокрой тряпкой по камню и произнося заговор, который Г. честно пересказала судьям:

«Я ударяю этой тряпкой по этому камню,

Чтобы вызвать ветер во имя Дьявола,

Он не утихнет, пока я снова не попрошу его».

С помощью другого заговора ведьмы могли превращаться в животных [см. Превращения]. Иногда они стреляли эльфийскими стрелами, которые, как видела Г., точили маленькие мальчики-эльфы, чтобы калечить или убивать людей; а когда они промахивались, дьявол очень сердился на них.

По словам Г., Дьявол строго контролировал своих ведьм и бил их, приговаривая: «Я очень хорошо знаю, что вы обо мне говорите». Он был вне себя, когда они отсутствовали на встречах или не подчинялись его приказам. Александр Элдер часто бывал бит, и был слишком слаб, чтобы сопротивляться. Но Маргарет Уилсон давала сдачи, и Бесси Уилсон «могла говорить с ним грубо и умело отвергала его брачные притязания». Обьино же ведьмы спасались бегством, крича: «Сжальтесь! Пощадите! Смилуйтесь, наш господин!» Нелепость этого описания привлекла Крукшенка, и его изображение Черного Джона — дьявола, порющего олдернских ведьм, можно найти в некоторых изданиях книги В. Скотта «Письма о демонологии и колдовстве».

В судебных отчетах не говорится о судьбе Г. Но нет никаких сомнений в том, что она была казнена. Примечательно, что период Реставрации в Англии был отмечен уменьшением количества судов над ведьмами, тогда как в Шотландии в первые годы правления Карла II наблюдались наиболее активные преследования за колдовство.