logo search
Александр Леонидович Дворкин

6. «Движение за возрождение десяти заповедей Бога»3

Но страшный рекорд по численности убитых адептов был поставлен в 2000 г. в местечке Канунгу — в 320 километрах от Кампалы — столицы Уганды. Речь идет о вышедшей из Римо-католической церкви тоталитарной секте «Движение за возрождение десяти заповедей Бога».

Основательницей угандийской секты-убийцы является бывшая проститутка Кредония Мверинда, которая в 1989 г. заявила, что, будучи в трансе на священной горе, получила приказание от явившейся ей Девы Марии стать ее вестницей4.

Мверинда вскоре нашла двух первых последователей: Джозефа Кибветере — богатого землевладельца и неудавшегося политика и Доминика Катарибабо — одержимого и озлобленного римо-католического священника. Эта троица сумела привлечь к себе сотни адептов, переселившихся на ферму Кибветере.

Как стало известно впоследствии, Кибветере несколько лет назад наблюдался в расположенной в столице страны психиатрической больнице. По словам врачей, их бывший пациент демонстрировал «классические симптомы» маниакальной депрессии и мании величия. Однако вскоре он перестал посещать больницу. Власти страны, зарегистрировавшие секту как неправительственную организацию, уверяют, что ничего не знали о психической болезни ее руководителя.

Люди, пережившие потрясения в ходе этнических чисток и эпидемии СПИДа, легко вступали в секту, обещавшую навсегда увести их от всех сложностей и трагедий. Мверинда проповедовала в костеле Катарибабо, что терпение Бога подходит к концу, мир близится к своему уничтожению и только их движение под названием «За возрождение десяти заповедей Бога» будет избавлено от уничтожения.

Членство в движении означало беспрекословное повиновение лидерам и долгие часы в молитве. Хотя члены секты формально оставались римо-католиками, они полностью подчинялись Кредонии Мверинде и даже отдали ей своих детей, которые содержались отдельно от взрослых в полуразрушенном сарае. Многие из них были тяжело больны и страдали от недостатка питания.

Епископ Джон Бэптист Кабуки обвинил лидеров секты в ереси и анафематствовал их. Они в ответ анафематствовали епископа Кабуки, и Мверинда провозгласила Кибветере новым епископом. Кибветере переселился в комнату к Мверинде, чтобы «вместе с ней принимать небесных посетителей». Когда жена «епископа» Тереза обвинила его в супружеской измене, Мверинда жестоко избила ее и сожгла все ее имущество. Тереза и ее сын в конце концов сбежали из секты.

После этого инцидента Мверинда объявила, что все ее последователи должны уйти с фермы и поселиться в Канунге — «Новом Иерусалиме», избранном для них «Богом и Иисусом». В то же самое время, в 1993 г., у Кибветере кончились деньги. Адепты должны были отдать в секту все свое имущество, деньги от продажи которого использовались на содержание секты. По ночам члены секты должны были молиться в самодельной церкви под названием «дом Девы Марии». Молитва продолжалась всю ночь без перерыва. Группа охранников, которые назывались «благословенные Божий», поддерживали дисциплину жестокими избиениями.

Мверинда впервые объявила, что конец света состоится 9 мая 1995 г. Затем конец света был перенесен на 25 мая, и с тех пор дата его регулярно отодвигалась. Римо-католический священник Пол, бывший членом секты, теперь утверждает, что организация была водима сатаной и что он призывал людей покинуть ее. В конце концов он действительно бежал из секты с семьюдесятью членами. Постепенно и другие адепты начали волноваться. Поскольку конец света все не наступал, встал вопрос о возврате пожертвованных денег. Однако адепты слишком сильно зависели от своих лидеров, чтобы решиться на разрыв с сектой.

Было объявлено, что конец света наступит 1 января 2000 г. Когда и в этот раз ничего не случилось, жалобы стали высказываться открыто. Кредонии удалось погасить недовольство объявлением абсолютно верной и окончательной даты — 17 марта 2000 г. Все, что было можно продать из пожертвованного имущества, было ею продано, а остатки сожжены. Все дома были провозглашены святилищами. Был объявлен абсолютный пост и непрекращающаяся молитва в церкви, потому что все, кого конец света застанет не в молитве, будут уничтожены вместе с неверующими.

Юный Питер Ахимбесибве, не в силах терпеть голод, выскользнул из здания и увидел, как «благословенные Божий» заколачивают гвоздями церковные окна. Вскоре после этого раздался мощный взрыв, но даже он не мог заглушить ужасные крики и вопли. Было подожжено около ста галлонов бензина, который руководители секты назвали «топливом для поездки на небо». Тогда погибли более 500 членов секты.

От первоначальной теории о массовом самоубийстве пришлось отказаться после того, как полицейские одну за другой делали страшные находки: шесть зарубленных топором тел в доме Мверинды, 81 тело в общей могиле и еще 47 закопанных в саду Катарибабы. Эти жертвы были задушены их собственными четками.

Соседи показали, что сектанты выстроили высокий забор вокруг своей территории. Они видели, как наполненные людьми автобусы подъезжали к воротам на рассвете и пассажиры скрывались за высоким забором. Соседи чувствовали определенное беспокойство, потому что число вошедших намного превышало количество выходивших.

Сотни других трупов были обнаружены на принадлежащих секте территориях, Выживших почти не было. Как предполагает сын Кибветере, его отец погиб с остальными. Что же касается Кредонии Мверинды, то, похоже, она осталась жива. Вскоре после катастрофы ее видели уезжающей на собственной машине на север страны. Если это так, то она сбежала со всеми деньгами, которые только могла унести.

В этой жуткой истории есть еще один аспект: жертвы секты, которых столь жестоко эксплуатировали в их жизни и которых убили таким страшным способом, были обмануты и после своей смерти. Их тела были сброшены в общие могилы и закопаны без молитвы как тела еретиков и самоубийц.