logo search
Документ Microsoft Office Word

Искушение Иисуса Христа в пустыне (Мф. 4, 1-11; Мк. 1, 12-13; Лк. 4, 1-13)

После Своего крещения «Иисус возведён был Духом в пустыню для искушения от диавола». Пустыня, в которой Христос пребывал во время сорокадневного поста и искушения, это, вероятно, пустыня Иерихонская, лежащая между Иерихоном и Иерусалимом, каменистая и страшная (Лк. 10, 30). Здесь, на северной стороне Иерихонской долины возвышается крутая и опасная для восхождения известковая гора, называющаяся Сорокадневной. Именно здесь, по преданию, в одной из многих пещер Господь пребывал во время сорокадневного поста. «И был со зверями» говорит евангелист Марк.,

диаволом. Как человек, «Христос, Богочеловек, последний Адам (1 Кор. 15, 45) явился в мир, чтобы искупить людей от власти диавола. Вот почему прежде, нежели начать Своё искупительное служение человеческому роду, Он должен был вступить в личную борьбу с человекоубийцей приобщившийся плоти и крови» (Евр. 2, 14), Иисус Христос испытывает все немощи и искушения, свойственные человеческой природе.

Грех порождает в человеке похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую (1 Ин. 2, 16). Не случайно поэтому диавол трижды приступает ко Христу, пытаясь склонить Его к греховному употреблению той чудотворной силы, которой Он, как Сын Божий, обладает.

Диавол искушает Христа и как Мессию, стремясь направить Его служение сообразно с ложными представлениями современных Ему иудеев. Предполагая Христу чудесно напитать Себя, превратив камень в хлеб, диавол, таким образом, рассчитывал вызвать у иудеев впечатление о Мессии, Который якобы будет питать их. На это же делался расчёт, когда он предложил Христу броситься с высоты храма. Чудесное спасение должно было вести к Его воцарению. Наконец, изображая себя властелином всего мира, диавол дерзко требует себе поклонения, обещая земное царство, которое подчинит многие народы под власть иудеев.

На первое искушение Христос отвечает словами Писания: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Втор. 8, 3). Бог призывает людей всецело предаться Его воле, исполняя Его заповеди не заботясь о пище для тела, ибо Господь силён и без хлеба питать человека. Как Сын Божий, Он полагается на волю Божию и не желает преступать её, хотя и может, чудесным образом претворяя камень в хлеб, дать пропитание плоти.

Когда диавол возводит Иисуса Христа на крыло и крышу одного из притворов Иерусалимского храма и напоминает обетование Божие о том, что нога праведника не преткнётся о камень, ибо ангелам заповедано хранить Его (Пс. 90, 11-12), Иисус Христос отвечает: «Не искушай Господа Бога Твоего» (Втор. 6, 16).

Наконец, диавол, в третий раз приступая к Иисусу, является в истинном виде, как начальник злобы и вражды. Он обещает Спасителю политическое господство над миром, победу в войнах с язычниками, смешивая или подменяя, таким образом, власть духовную политической. «И говорит Ему: все это дам Тебе, если падши поклонишься мне». Иначе говоря, он предлагает Христу купить власть над миром самой легкой ценой: выражением покорности перед ним, князем мира сего. Но Ему определен от Бога другой путь искупления человечества от греха — путь крестный. Поэтому Господь словами Священного Писания пресекает дерзость богопротивника: «Господу Богу Твоему поклоняйся и Ему Одному служи» (Втор. 6, 13).

Врагу рода человеческого ничего не оставалось, как удалиться от Иисуса Христа, но, как замечает евангелист Лука, лишь «до времени». Впоследствии, однако, вражда и злоба людские, сопровождавшие весь Его крестный путь, указывали на то, что сатана не прекратил, хотя бы и косвенно, своих богопротивных дел.

По удалении сатаны ангелы приступили и служили Господу, укрепляя Его телесные силы, истощенные долгим постом. Так духовным подвигом Богочеловека исполнилось слово Божие: «Не хлебом одним будит жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих».