Понятие о Евангелиях
Наиболее важной частью Новозаветного канона являются Евангелия. Слово Евангелие означает благую, радостную весть, доброе известие, или, в более узком смысле, радостную весть о Царствии Божием (Мк. 1, 14), Царствии Небесном (Мф. 3, 2). Пришествие в мир Иисуса Христа, Сына Божия и устроение Им Царства Небесного на земле исполнило обетование о спасении, которое Бог дал праотцам в Ветхом Завете (Мк. 1, 1; Рим. 1, 9).
Как весть или проповедь о Всеблагом Спасителе, эти книги по справедливости называются Евангелиями и получили такое название от самих писателей (Мк. 11), подобно тому как проповедь о Царствии Божием и о Себе Сам Иисус Христос называл Евангелием (Мф. 24, 14; Мк. 16, 15), что и послужило основанием для святых апостолов называть свои писания Евангелием. Для различения Евангельских текстов к слову Евангелие стали прибавлять имя его автора. В таком виде Евангелия оформлялись уже в греческих рукописях и употреблялись всеми Отцами и учителями Церкви начиная со II века.
Важно отметить, что указание на авторство — от Матфея, от Луки — следует понимать не как то, что данное Евангелие принадлежит лично им, но через них и по их описанию Сам Иисус Христос и Дух Святой сообщают его Церкви. Матфей, Марк, Лука, Иоанн лишь описали дела, учение и проповедь своего Божественного Учителя, насколько каждому из них это было доступно. Слово Божие преломилось в человеческом сознании, получив различное выражение в текстах Евангелий. Поэтому в Евангелиях есть особенности и различия. Каждое из них выражает учение и жизнь Христа в зависимости от их индивидуального восприятия евангелистами.
В предисловии к своему Евангелию (1, 1-4) святой апостол Лука отмечает, что появилось много исторических записей о жизни, делах и учении Господа. Во втором веке их число увеличивается за счет апокрифических книг. Появляются Евангелия «от египтян», «от 12 апостолов», «от Фомы», которые однако, не были признаны Церковью. Истинность евангельского повествования полно и всесторонне была раскрыта в принятых Церковью четырех Евангелиях, самое указывает на всеобщность Евангелия для народов.
Первые три евангелия получили название синоптических,1 поскольку имеют между собой много общего в повествовании о жизни Иисуса Христа. Четвертое Евангелие отличается от первых трех как своей структурой, так и характером изложения.
Символическое изображение Евангелий, употребляемое с древнейших времен, позволяет судить о характере повествования.
Образ человека-ангела соответствует повествованию Матфея, поскольку он изобразил Христа как человека Мессию.
Образ льва указывает на божественную силу и власть Христа, Который останавливает ветры и унимает бурю. Он характерен для Евангелия от Марка.
Образ тельца, который связан с повествованием евангелиста Луки, прообразует жертвенное первосвященническое служение Иисуса Христа, Который берет на Себя грехи мира.
Воспаряющая мысль евангелиста Иоанна Богослова, его проникновение в тайны Божии, образный язык сравниваются c орлом.
Остановимся теперь более подробно на каждом из евангельских повествований.
Евангелие от Матфея
Святой апостол и евангелист Матфей, иначе называвшийся Левием, сыном Алфея, до своего избрания в число ближайших учеников Иисуса Христа был мытарем, то есть сборщиком податей. В глазах евреев он был подобен язычнику и грешнику, так как те из евреев, кто занимал такую должность, был приставлен к ней чужеземными римскими правителями, и, как правило, злоупотреблял своей властью, притеснял и грабил еврейское население. Однако Матфей, будучи мытарем, тем не менее отличался даже среди правоверных иудеев высокими нравственными качествами, и Господь провидел в нем Своего истинного последователя.
Благовестие Христово открыло ему истинный путь ко спасению, совершенно отличный от внешней фарисейской праведности. Согласно преданию, святой апостол и евангелист Матфей проповедовал Евангелие среди иудеев в Палестине, а после Вознесения Господня удалился в Эфиопию, где принял мученическую смерть.
Святитель Папий, епископ Иерапольский (II век), сообщает о том, что «Матфей записал слова Господни на еврейском языке» и, следовательно, его Евангелие предназначалось для христиан из евреев. Об этом же свидетельствует святитель Ириней. Эти свидетельства подтверждает и текст Евангелия, которое начинается с родословия Иисуса Христа. Повествование ставит своей целью показать, что Иисус есть обетованный Мессия, потомок Авраама и Давида. Святой евангелист часто цитирует ветхозаветные пророчества о Мессии-Христе и их исполнение (1, 20-23; 2, 5-6 и другие). Характерны в этом отношении высказывания Спасителя о ветхозаветном законе (главы 5-7) и его истолкователях — книжниках и фарисеях (главы 23-24). Повествование об обычаях и учреждениях еврейства не имеет у святого Матфея дополнительных разъяснений, что мы находим у других евангелистов (Мф. 15, 1 сравни: Мк. 7, 3 и др.). Отсюда следует, что его автор сам был иудеем, начитанным в Священном Писании Ветхого Завета, и что писал он для иудеев же, обратившихся в христианство.
Евсевий Кесарийский, блаженный Феофилакт, а также древние греческие и славянские рукописи датируют Евангелие от Матфея 41-42 годами. Однако, большая часть критиков относит написание Евангелия к более позднему времени. Не вызывает сомнения, что оно не могло быть написано позже 70 года, так как в нем нет указания на исполнение пророчества Иисуса Христа о разрушении Иерусалима.
- Московская духовная семинария
- Введение понятие о священном писании нового завета
- Понятие о Евангелиях
- Евангелие от Марка
- Евангелие от Луки
- Евангелие от Иоанна
- Древняя Палестина: её географическое положение, административное деление и политическое устройство
- Политическое положение Палестины
- Последовательный обзор четвероевангелия с изъяснением важнейших мест Святой евангелист Иоанн Богослов о предвечном рождении и воплощении Сына Божия
- Родословие Иисуса Христа (Мф. 1, 2-17; Лк. 3, 23-38)
- Благовестие Захарии о рождении Предтечи Господня (Лк. 1, 5-25)
- Благовестие Деве Марии о рождении Господа (Лк. 1, 26-38; Мф. 1,18)
- Посещение Пресвятой Девой праведной Елисаветы (Лк. 1, 39-56)
- Рождение Иоанна Предтечи
- 80)(Лк. 1, 57
- 25)(Мф. 1, 18
- 20)(Лк. 2, 1
- Время рождения Иисуса Христа
- Обрезание и принесение Младенца Христа в храм
- 40)(Лк. 2, 21
- Поклонение волхвов новорожденному Иисусу
- 12)(Мф. 2, 1
- Бегство в Египет. Избиение младенцев в Вифлееме. Возвращение из Египта и поселение в Назарете
- 23)(Мф. 2, 13
- Отрочество Иисуса Христа
- 52)(Лк. 2, 40
- Явление и деятельность Иоанна Крестителя
- 6)6; Мк. 1, 2-6; Лк. 3, 1(Мф. 3, 1
- Крещение Иисуса Христа
- 22)11; Лк. 3, 2117; Мк. 1, 9(Мф. 3, 12
- Искушение Иисуса Христа в пустыне (Мф. 4, 1-11; Мк. 1, 12-13; Лк. 4, 1-13)
- Свидетельство Иоанна Крестителя об Иисусе Христе
- 34)(Ин. 1, 19
- Начало общественного служения Иисуса Христа. Первые ученики (Ин. 1, 29-51)
- Возвращение Иисуса Христа в Галилею, первое чудо в Кане (Ин. 2, 1-12)
- Изгнание из храма торгующих (Ин. 2, 13-25)
- Беседа Иисуса Христа с Никодимом (Ин. 3, 1-21)
- Последнее свидетельство Иоанна Крестителя об Иисусе Христе
- 3)36; 4, 1(Ин. 3, 22
- Беседа с самарянкой
- 42)(Ин. 4, 1
- Исцеление сына царедворца
- 54)(Ин. 4, 46
- Проповедь в Назаретской синагоге
- 6)58; Мк. 6,130; Мф. 13,54(Лк. 46
- Поселение Иисуса Христа в Капернауме. Избрание четырех учеников
- 11)32; 5, 121; Лк. 4,3122; Мк. 1, 16(Мф. 4, 13
- 28)37; Мк. 1, 21(Лк. 4, 31
- Исцеление тещи Симона и других больных в Капернауме
- 44)34; Лк. 4, 3817; Мк. 1, 29(Мф. 8, 14
- Исцеление прокаженного
- 16)45; Лк. 5, 12 4; Мк. 1, 40(Мф. 8, 1
- Исцеление расслабленного в Капернауме
- 26)12; Лк. 5, 178; Мк. 2, 1(Мф. 9, 1
- Призвание Матфея
- 22)39; Мк. 2, 1317; Лк. 5, 27(Мф. 9, 9
- Исцеление расслабленного и откровение Иисуса Христа о Своем Богосыновстве
- 47)(Ин. 5, 1
- Учение о субботе и исцеление сухорукого
- 11)21; Лк. 6, 112; Мф. 12, 128; 3, 1(Мк. 2, 23
- Избрание апостолов
- 16)19; Лк. 6, 12(Мк. 3, 13
- Нагорная проповедь
- 7, 29)49; Мф. 4, 23(Лк. 6, 17
- 9. «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь! Ибо велика ваша награда на Небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас».
- Изречение от соли земли, о свете мира
- 30)Б) «не прелюбодействуй» (Мф. 5, 27
- 32)В) закон о браке и разводе (Мф. 6, 31
- 37)Г) воспрещение клятвы (Мф. 5, 33
- 29)42; Лк. 6, 27д) о непротивлении злу (Мф. 5, 38
- 48)Е) о любви к ближним (Мф. 5, 43
- Исцеление слуги сотника. Чудеса в Капернауме и Наине
- 10)13; Лк. 7, 1(Мф. 8, 5
- Воскрешение сына Наинской вдовы
- 18)(Лк. 7, 11
- Посольство от Иоанна Предтечи к Иисусу Христу и свидетельство Господне об Иоанне
- 35)19; Лк. 7, 18(Мф. 11, 2
- Вечеря в доме Симона фарисея
- 50)(Лк. 7, 36
- Исцеление бесноватого слепого и немого
- 21)36; 8, 1935; Лк. 11, 1450; Мк. 3, 20(Мф. 12, 22
- Поучение в притчах
- 18)34; Лк. 8, 452; Мк. 4, 1(Мф. 13, 1
- Притча о сеятеле
- 15)20; Лк. 8, 523; Мк. 4, 1(Мф. 13, 1
- Притча о пшенице и плевелах
- 43)30; 36(Мф. 13, 24
- «Чему уподоблю Царство Небесное?»
- 29)Растущее семя (Мк. 4, 26
- «Предоставьте мертвым хоронить своих мертвецов»
- 62)22; Лк. 9, 57(Мф. 8, 18
- Чудесное прекращение бури на море
- 25)41; Лк. 8, 2227; Мк. 4, 35(Мф. 8, 23
- Исцеление Гадаринских бесноватых
- 40)20; Лк. 8, 2634; Мк. 5, 1(Мф. 8, 28
- Исцеление кровоточивой женщины, Воскрешение дочери начальника синагоги (Мф. 9, 26 — 36; Мк. 5, 22; Лк. 8, 41 — 56)
- Исцеление в Галилее (Мф. 9, 27 — 38)
- Апостольство (Лк. 9, 1 — 6; Мк. 6, 7 — 13; Мф. 9, 35 — 38; 10, 1 — 42)
- Смерть Иоанна Крестителя
- Насыщение пятью хлебами пяти тысяч человек
- Беседа о хлебе жизни
- Ответ фарисеям
- 23; Ин. 7, 1)20; Мк. 7. 1(Мф. 15, 1
- Исцеление бесноватой дочери хананеянки
- 30)28; Мк. 7, 24(Мф. 15, 21
- Чудеса Иисуса Христа в пределах Десятиградия
- 8, 9).38; Мк. 7, 31(Мф. 15, 29 Исцеление глухого косноязычного
- 35)(Мк. 7, 31
- Чудесное насыщение 4000 мужей
- Исцеление слепого в Вифсаиде
- 26)(Мк. 8, 22
- Исповедание Петра
- 27)38; 9,1; Лк. 9, 1828; Мк. 8, 27(Мф. 16, 13
- Предсказание Иисуса о предстоящих Ему страданиях, смерти и воскресении
- 33; Лк. 9, 22)23; Мк. 8, 31(Мф. 16, 21
- Учение о крестном пути
- 26)38; Лк. 9, 2328; Мк. 8, 34(Мф. 16, 24
- Преображение Господа
- 36)13; Лк. 9, 28(Мф. 17, 1-13; Мк. 9, 2
- Беседа с учениками во время схождения с горы Преображения
- 13; Лк. 9, 36)13; Мк. 9, 9(Мф. 17, 9
- Исцеление бесноватого отрока-лунатика
- 42)29; Лк. 9, 3721; Мк. 9, 14(Мф. 17, 14
- Наставления Иисуса Христа ученикам о смирении, любви и милосердии
- 50)50; Лк. 9, 4635; Мк. 9, 33(Мф. 18, 1
- 52)9; Лк. 9, 51Путешествие Иисуса Христа на праздник Кущей в Иерусалим (Ин. 7, 1
- Избрание и послание на проповедь Семидесяти апостолов
- Наставления Семидесяти апостолам
- 24)16; Мф. 11, 20(Лк. 10, 2
- Возвращение Семидесяти апостолов (Лк. 10, 17-24)
- Ответы Иисуса Христа искушавшему Его законнику (Лк. 10, 25-37)
- Иисус Христос в Вифании в доме Марии и Марфы (Лк. 10, 38-42)
- Образец молитвы и учение о ее силе (Лк. 11, 1-13; Мф. 6, 9-13; 7, 7-11)
- (Лк. 11, 37-54)
- Поучение о любостяжании и богатстве (Лк. 12, 13-59)
- Пребывание Иисуса Христа в Иерусалиме
- 53)(Ин. 7, 10
- Грешница перед судом Христа (Ин. 8, 1−11)
- Беседа Иисуса Христа с иудеями в храме
- 59)(Ин. 8, 12
- Исцеление Иисусом Христом слепорожденного в субботу
- 41)(Ин. 9, 1
- Беседа о добром пастыре
- 21)(Ин. 10, 1
- Наставление о покаянии. Исцеление женщины в синагоге в субботу
- 17)(Лк. 13, 1
- Беседа в праздник Обновления
- 42)(Ин. 10, 22
- Исцеление страдавшего водяной болезнью и поучение Христа в доме фарисея
- 35)(Лк. 14, 1
- О малом числе спасающихся
- 30)(Лк. 13, 23
- Суд над фарисеями
- 35)(Лк. 13, 31
- Притчи-обличения фарисеев
- 32)(Лк. 15, 1
- Наставление ученикам
- 13)(Лк. 16, 1
- Исцеление десяти прокаженных
- 19)(Лк. 17, 11
- Ответ фарисеям о времени пришествия Царства Божия
- 21)(Лк. 17, 20
- Учение Иисуса Христа о нерасторжимости брака и высоком достоинстве девства
- 12)12; Мк. 10, 1(Мф. 19, 1
- Благословение детей
- 17)16; Лк. 18, 1516; Мк. 10, 13(Мф. 19, 13
- Ответ богатому юноше
- 27)27; Лк. 1826; Мк. 10, 17(Мф. 19, 16
- Ответ апостола Петра
- 30)30; Лк. 18, 2820; Мк. 10, 29(Мф. 19, 27
- Воскрешение Лазаря
- 44)(Ин. 11, 1
- Удаление Иисуса Христа в Ефраим
- 57)(Ин. 11, 45
- Предсказание Иисуса Христа о Своей смерти и воскресении
- 34)45; Лк. 18, 3128; Мк. 10, 32(Мф. 20, 17
- Исцеление двух слепых
- 43)52; Лк. 18, 3534; Мк. 10, 46(Мф. 20, 29
- Посещение дома Закхея
- 10)(Лк. 19, 1
- Притча о минах
- 28)(Лк. 19, 11
- Вечеря в доме Симона прокаженного
- 9)13; Мк. 14, 311; Мф. 26, 6(Ин. 12, 1
- Путь к Иерусалиму
- 19)44; Ин. 12, 1210; Лк. 12, 299; Мк. 11, 1(Мф. 21, 1
- Вход в Иерусалимский храм
- 17; Мк. 11, 11)11; 14(Мф. 21, 10
- Желание эллинов видеть Иисуса
- 22)(Ин. 12, 20
- Бесплодная смоковница. Изгнание торговцев из храма
- 48)19; Лк. 19, 4513; 1829; Мф. 21,12(Мк. 11, 12
- Ответ Иисуса Христа на замечание ученика об иссохшей смоковнице
- 22)26; Мф. 21, 20(Мк. 11, 20
- Ответ Иисуса Христа первосвященникам и книжникам о власти Его делать то, что он делает
- 19)12; Лк. 20, 122; Мк. 11, 27(Мф. 21, 23
- Притча о послушном и непослушном сыне
- 32)(Мф. 21, 28
- Притча о злых виноградарях
- 19)12; Лк. 20, 946; Мк. 12, 1(Мф. 21, 33
- Притча о браке царского сына
- 14)(Мф. 22, 1
- Ответ фарисеям и иродианам
- 21)(Мк. 12, 14; 18
- Ответ саддукеям
- 40)27; Лк. 20, 2733; Мк. 12, 18(Мф. 22, 23
- Ответ законнику
- 34)40; Мк. 12, 28(Мф. 22, 34
- Поражение фарисеев
- 47)40; Лк. 20, 4039; Мк. 12, 3546; 22, 1(Мф. 22, 41
- Похвала усердию вдовицы
- 4)44; Лк. 21, 1(Мк. 12, 4
- Пророчество о разрушении Иерусалима и о втором пришествии
- 38)37; Лк. 21, 525; Мк. 13, 1(Мф. 24, 1
- О бодрствовании (Мф. 24, 42-25, 46; Мк. 13, 34; Лк. 21, 34-38)
- 46)(Мф. 25, 31
- 6)2; 10, 11; Дк. 22, 116; Мк. 1, 15; 14(Мф. 26, 1
- Тайная Вечеря (Мф. 26, 17-29; Мк. 14, 12-25; Лк. 22, 7-30; Ин. 13, 1-30)
- Прощальная беседа Иисуса Христа с учениками
- 16, 33)31; Лк. 22, 31-39; Ин. 13, 3135; Мк. 14, 26(Мф. 26, з0
- Первосвященническая молитва Иисуса Христа (Ин. 17, 1-26)
- 12)52; Лк. 22, 39-53; Ин. 18, 155; Мк.14, 32События в Гефсиманском саду (в ночь с четверга на пятницу) (Мф. 26, 36
- 2) Предательство Иуды
- 3) Взятие Иисуса Христа под стражу
- Иисус Христос перед судом синедриона (Мф. 26, 59-75; Мк. 14, 53-72; Лк. 22, 54-71; Ин. 18, 13-27)
- Иисус Христос на суде у Пилата и у Ирода (Мф. 27, 1-2; 11-30; Мк. 15, 1-19; Лк. 23, 1-25; Ин. 18, 28-19, 16)
- 1) Первый суд у Пилата
- 2) Суд у Ирода
- 3) Второй суд у Пилата
- Погибель Иуды (Мф. 27, 3-10)
- Крестные страдания и смерть Иисуса Христа (Мф. 27, 31-56; Мк. 15, 20-41; Лк. 23, 26-49; Ин. 19, 16-37)
- Погребение Иисуса Христа (Мф. 27, 57-61; Мк. 15, 42-47; Лк. 23, 50-56; Ин. 19, 38-42)
- Приставление стражи ко гробу (Мф. 27, 62-66)
- Утро первого воскресного дня (Мф. 28, 1-15; Мк. 16, 1-11; Лк. 24, 1-12; Ин. 20, 1-18)
- Вечер первого воскресного дня (Лк. 24, 12-49; Мк. 16, 12-18; Ин. 20, 19-25)
- Второе явление воскресшего Христа апостолам и Фоме (Ин. 20, 24-29)
- Явление воскресшего Господа ученикам на море Тивериадском (Ин. 21, 1-15)
- Явление воскресшего Господа ученикам в Галилее (Мф. 28, 16-20; Мк. 16, 15-18; Лк. 24, 46-49)
- (1 Кор. 15, 5-8)
- Вознесение Господне (Лк. 24, 49-53 Мк. 16, 19-20)
- По Священному Писанию Нового Завета для 2 класса Московской духовной семинарии (Сектор заочного обучения)
- 2. О превечном рождении и воплощении Сына Божия. Пророчества о рождении Мессии: пророков Михея, Исаии.