logo search
основы православия

Прп. Сергий Радонежский и Троице-Сергиева Лавра

Преподобный Сергий (1314-1392) был сыном благочестивых ростовских бояр Кирилла и Марии, прославленных в 1992 г. в лике преподобных. После смерти родителей он вместе со старшим братом Стефаном поселился в глухом лесу недалеко от Радонежа. От посвященной Святой Троице маленькой церкви, построенной братьями в лесной чаще, и берет свое начало Троице Сергиева Лавра.

После ухода Стефана Сергий около двух лет подвизался один, потом вокруг него стала собираться братия. Прп. Сергий старался возродить в жизни своей общины монашеские идеалы, почти забытые на Руси за время татаро-монгольского ига: молитвенное делание, откровение помыслов, труд, общежитие. Преподобный был духовным наставником братии, а через 12 лет после прихода первых учеников, в 1354 году по их просьбе принял сан священника и игумена.

Слава о святом игумене и его обители привлекала к нему множество людей, которые желали поселиться поближе к святому месту, надеясь с прп. Сергием пережить тяжкие времена татарского ига. В округе выросло множество крестьянских дворов, положивших начало Сергиевому посаду.

Житие преподобного Сергия повествует многочисленных примерах прозорливости и чудотворений святого. Удостаивался он и великих откровений - в Рождественский пост 1379 года преподобный сподобился видения Пречистой Божией Матери.

В 1380 году преподобный Сергий благословил князя Димитрия Донского на битву с татаро-монголами на Куликовом поле, предсказал князю победу и дал двух воинов из своей братии – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Во время Куликовской битвы преподобный Сергий стоял на молитве и, видя духовным взором сражение, поминал павших воинов по именам, а потом рассказал братии о победе русских.

Духовная связь преподобного Сергия и св. кн. Дмитрия Донского, начало которой было положено задолго до Куликовской победы, служила примером для других удельных князей. Нравственный авторитет преподобного был настолько велик, что его слово в отношениях между князьями часто достигало результата там, где оказывались бесполезными все политические усилия. Сергий Радонежский несколько раз выходил из своей обители, чтобы угасить раздоры и усобицы, которыми была тогда богата раздробленная Русь.

Преподобный Сергий прожил долгую подвижническую жизнь. За полгода до кончины, на Благовещение 25 марта 1392 года, он получил откровение о своей смерти и вручил игуменство своему ученику прп. Никону Радонежскому.

Через 30 лет после блаженной кончины преподобного его святые мощи были обретены нетленными и благоухающими. Святые мощи были помещены в построенном прп. Никоном каменном Троицком соборе, где они пребывают по настоящий день. Ко времени канонизации прп. Сергия (ок. 1422) его учеником прп. Андреем Рублевым для Троицкого Собора была написана знаменитая икона «Троица».

Личность преподобного Сергия Радонежского имеет огромное значение для всего нашего отечества, недаром с давних времен его называют «игуменом земли Русской». Подвиг прп. Сергия стал основанием духовно-нравственного возрождения русского народа в тяжелейший период татаро-монгольского ига. По примеру преподобного и под влиянием его святой жизни очень многие приняли монашеский постриг, около 100 учеников прп. Сергия канонизировано в лике преподобных, ученики и последователи прп. Сергия Радонежского основали на Руси около 90 монастырей. За шесть веков, прошедших после блаженной кончины преподобного, возле его мощей произошло бесчисленное множество чудес, а Лавра преподобного Сергия оказывала и до наших дней продолжает оказывать значительное влияние на жизнь русского государства и народа. 85