logo search
основы православия

Таинство Священства

Священство есть Таинство, в котором Дух Святой правильно избранного человека через архиерейское рукоположение поставляет совершать Таинства и служить Церкви Христовой.

Это Таинство совершается только над лицами, избираемыми и посвящаемыми в священнослужители.

Посвящаемый в диакона получает благодать служить при совершении Таинств.

Посвящаемый во священника получает благодать совершать все Таинства, кроме Таинства Священства (Рукоположения).

Посвящаемый в епископа получает благодать совершать все Таинства, в том числе и таинства Священства.

Таинство Священства есть установление Божественное. Св. апостол Павел свидетельствует, что Сам Господь Иисус Христос «поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» (Еф. 4.11-12).

Апостолы, по наставлению Духа Святого, совершая это Таинство, через возложение рук возводили в диаконы, пресвитеры и епископы.

Таинство Священства совершается в алтаре у престола при архиерейском служении Литургии. В диаконы и во священники посвящает один епископ, а посвящена в епископы совершается собором епископов.

Самое важное действие при посвящении есть архиерейское возложение рук с призыванием на посвящаемого благодати Св. Духа, и потому посвящение называется иначе Рукоположением. Архиерей покрывает голову рукополагаемого концом своего омофора, трижды осеняет ее крестным знамением и, возложив на нее свою руку, возглашает вслух, что этого человека «Божественная благодать... пророчествует (т. е. производит) во диакона (или же во пресвитера); помолимся убо о нем, да приидет на него благодать Всесвятаго Духа». Далее на него возлагают священные одежды, положенные его сану.

Почти так же происходит посвящение в епископы, с тем только отличием, что посвящаемый пред началом Литургии посредине храма вслух произносит исповедание веры и обещание как следует по закону проходить свое служение. Потом он приводится в алтарь и становится на колена пред престолом; когда же затем первенствующий в служении архиерей читает молитву посвящения, то все архиереи возлагают на посвящаемого правые руки и держат над его головою открытое Евангелие письменами вниз – это как бы рука Самого Господа, посвящающая и подчиняющая ставленника закону Евангелия.