Богослужение
Главным богослужением в Коптской, как и во всех православных церквях, является литургия. У коптов распространены три основных литургии: святителя Василия Великого, святителя Григория Богослова и святителя Кирилла Александрийского. В повседневной службе на протяжении всего года совершается литургия Василия Великого. На Рождество, Богоявление и Пасху служат литургию Григория Богослова. Литургия Кирилла Александрийского является самой древней, в нее частично входит литургия, авторство которой приписывается апостолу Марку. Считается, что до V века литургия св. Марка была основной в Коптской церкви.
Литургия начинается с облачения священника, потом следуют приготовительные молитвы перед алтарем, изъятие агнца у входа в алтарь. Затем совершается проскомидия — приготовление агнца и вина. В начале литургии оглашенных священник читает благодарственную молитву, затем идут молитвы о прощении грехов, каждение перед чтением Священного писания. Читаются отрывки из посланий апостола Павла, из Соборных Посланий и Книги деяний. Трисвятое поется так: «Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, Родивыйся от Девы, помилуй нас. Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, Воскресый из мертвых и Восшедый на небеса, помилуй нас». После этого читается Евангелие, три ектеньи, Символ веры.
Литургия оглашенных завершается молитвой примирения. После возгласа диакона «Целуйте друг друга целованием святым» происходит «примирение клира и мирян». В этот момент совершается освящение и претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христову. Священник произносит слова таинства, люди, находящиеся в церкви, отвечают: «Аминь». Затем священник произносит эпиклезу - призывание Святого Духа. После этого следует ектенья, поминовение живых и усопших.
Окончание литургии состоит из трех частей; раздробление Агнца, вознесение Его и причащение. Во время первой части читается Отче наш, во вторую священник возносит Господню часть Агнца со словами «Святая святым», народ возглашает: «Един Отец Свят, Един Сын Свят, Един Дух Свят», в третью причащается священник, диакон, а потом Святые Дары выносятся для причащения народа. Литургия заканчивается раздачей антидора.
Богослужение ведется на коптском и арабском языках. Служба совершается по молитвослову, Псалтири, сборникам тропарей и песнопений, большей частью заимствованных из греческого часослова. Есть и особые песнопения в честь святых. Специальные сборники содержат чтения из Евангелий, Деяний апостолов и апостольских Посланий за Божественной литургией и во время прочих чинопоследований. Существуют также книга египетской Пасхи с чинопоследованием Великой седмицы, антифо-нарий (по-арабски «дифнар») — своего рода часослов, содержащий прославления святым. Коптский синаксарий (в русской традиции более принято название «пролог»), представляющий собой жития святых и указания о датах празднования в их честь) сформировался в общих чертах к V веку. Первая арабская версия появилась в ХП-Х1П веках, и составление ее приписывают епископу Петру Северусу аль-Гамилю. Практически каждый век синаксарий дополнялись, и до сих пор они продолжают развиваться, так как канонизируются новые святые.
В состав суточного круга богослужения входят полунощница, утреня, третий час (9 утра), литургия, шестой час (полдень), девятый час (3 часа дня), вечерня и повечерие.
Особенностью коптского богослужения является своеобразное церковное пение. Как полагают многие специалисты, коптская музыка есть прямое продолжение древнеегипетской. Инструменты, игрой на которых сопровождается пение: треугольники, кимвалы (тарелки), колокольчики и флейты [мицмар], во многом сходны с древнеегипетскими музыкальными инструментами. Определенные параллели существуют и в мелодическом строе. И в коптской, и в древнеегипетской музыке применялась практика хирономии — управления пением и игрой на инструментах при помощи своеобразного дирижирования руками. Другой чертой, унаследованной коптами от древних египтян, было использование вокализа, ставшего неотъемлемой частью коптской церковной музыки.
Во время «часов» исполняются псалмы, кирие и песнопения в честь Богоматери. Пение псалмов включает и элементы народных песен — феллахов. Дифнар исполняется на два хора поочередно (антифоном): собравшиеся в северной части церкви поют одну строфу, в южной — другую. Песнопения могут быть длиной от четырех до семи строк и сопровождаются рефренами после каждой строки или в конце куплета.
Издревле коптские мелодии не записывались при помощи нот и заучивались на слух, но в XX веке вышло несколько сборников псалмов и песнопений, переведенных на язык нотной грамоты.
- Тема 1. Религия христианства 4
- Тема 3. Религия иудаизма 79
- Тема 4. Религия буддизма 90
- Введение
- Тема 1. Религия христианства
- 1.1. Догматы православия
- Вопрос 1.
- Вопрос 2.
- Вопрос 3.
- Контрольные вопросы по теме:
- 1.2. Заповеди христианской жизни (по учению православной церкви)
- Вопрос 1.
- Вопрос 2.
- Контрольные вопросы по теме:
- 1.3. Особенности богослужения в православной церкви
- Вопрос 1.
- Вопрос 2.
- Вопрос 3.
- Вопрос 4.
- Контрольные вопросы по теме:
- 1.4. Возникновение и историческое развитие римско-католической церкви. Реформация и протестанты
- Контрольные вопросы по теме:
- 1.5. Современная римско-католическая церковь: структуры, вероучение, обряды, мораль
- Контрольные вопросы по теме:
- Литература:
- Тема 2. Религия ислама 2.1. Возникновение ислама
- Вопрос 1.
- Вопрос 2.
- Вопрос 3.
- Контрольные вопросы по теме:
- 2.2. Догматы исламской веры
- Вопрос 1.
- Мединский
- Мекканский
- Вопрос 2.
- Вопрос 3.
- Контрольные вопросы по теме:
- 2.3. Основные направления в исламе План:
- Вопрос 1.
- Вопрос 2.
- Вопрос 3.
- Контрольные вопросы по теме:
- Тема 3. Религия иудаизма
- Вопрос 1.
- Вопрос 2.
- Вопрос 3.
- Вопрос 4.
- Контрольные вопросы по теме:
- Литература:
- Тема 4. Религия буддизма
- 4.1. Возникновение буддизма
- Контрольные вопросы к теме:
- 4.2. Тхеравада
- Контрольные вопросы к теме:
- 4.3. Махаяна
- Контрольные вопросы к теме:
- 4.4. Ваджраяна
- Контрольные вопросы по теме:
- Литература:
- Приложения
- Основы социальной концепции Русской Православной Церкви
- Порядок церковных Богослужений в православной церкви
- Православное духовенство
- Семь таинств церкви
- Христианские праздники
- I. Праздники православной церкви
- II. Римско-католический календарь *
- 25.12 Рождество христово
- Некоторые католические монашеские ордена и конгрегации (с указанием сокращенных названий)
- Молитва «Отче наш» (католическая версия)
- “Et in terra pax, hominibus bonae voluntatis” Послание Папы Иоанна Павла II к Всемирному Дню Мира
- 1 Января 2000 года
- Англиканская церковь
- Лютеранство
- Мартин лютер
- Кальвинизм и реформатство
- Жан кальвин наставление в хрестианской вере книга II. О знании бога, который явил себя искупителем в иисусе христе: оно было прежде дано отцам как закон, а затем было открыто нам в евангелии
- Глава II. О том, что ныне человек лишен свободной воли и плачевным образом подвержен всяческому злу
- Баптисты, адвентисты, пятидесятники и иеговисты
- Армянская Апостольская Церковь
- Армянская Церковь в настоящее время. Управление.
- Догматическое учение
- Канон Священного Писания
- Богослужение
- Богослужебные книги
- Церковная музыка
- Облачение и священные сосуды
- Церковный календарь
- Монашество и монастыри
- Католикосы Армянской Церкви (Эчмиадзинский католикосат)
- Обрядовые особенности Армянской Церкви
- Коптская церковь
- Канон Священного Писания
- Таинства
- Богослужение
- Праздники, посты, паломничества
- Маронитская церковь в сирии и ливане
- 1. Введение
- 2. Происхождение маронитских общин
- 2.1. Понятие о маронитах и происхождение термина
- 2.2. Преподобный Марон, пустынник Сирийский
- 3.2. Образование самостоятельной Маронитской Церкви
- 3.3. Иоанн Марон и его деятельность
- 3.4. Распространение маронитских общин в Ливане
- Сиро-яковитская церковь
- 1. Дохалкидонский период
- 3. Реорганизация Церкви. Иаков Барадей
- 4. Монофелитство
- 5. Арабское господство
- 6. Яковитская Церковь в средние века
- 7. Отношения с прочими монофизитами
- 8. Яковитская Церковь и Рим
- 9. Протестанты
- 10. Современное положение Яковитской Церкви
- 11. Догматическое учение
- 12. Каноническое право
- 13. Канон Священного Писания
- 14. Богослужение
- 15. Церковная музыка, облачение и священные сосуды
- 16. Праздники, посты
- 17. Церковная архитектура. Храмы
- 18. Церковная литература
- 19. Монашеская жизнь
- Малабарская Церковь
- 1. Дохристианский период
- 2. История Сирийской Малабарской Церкви
- 12. Современное положение
- 13. Догматическое учение
- 14. Богослужение
- 15. Священные облачения
- 16. Каноническое право
- 17. Храмы
- 18. Контакты с Православной Церковью
- Часть 2
- Хадис 95
- Хадис 121
- Хадис 138
- Хадис 139
- Джатака о тигрице (из «Гирлянды джатак»)
- Дхаммапада (избранные максимы)
- Часть 4 Иудаизм
- Тора (учение) пятикнижие моисеево «и вот имена»
- Глава 34
- «Вот слова»
- Глава 5
- Сведения об авторах Браницкий Андрей Геннадьевич