logo search
Religii_regiona_text

Праздники, посты, паломничества

В светской жизни копты обычно используют григорианский календарь, хотя официальная церковь ведет свое летоисчисление от 29 августа 284 года, от так называемой «эры мучеников». Церковный год начинается с 1-го числа месяца Тут, что соответствует 11 сентября по григорианскому стилю. Официальный коптский синаксарий (IX издание) включает следующее разделы: 1) праздники, связанные с библейскими событиями, в том числе праздники в честь ветхозаветных пророков, праздники, связанные с земной жизнью и деяниями Иисуса Христа, апостолов, праздники в честь Пресвятой Богородицы; 2) праздники в честь патриархов и епископов: александрийских, греческих, сирийских, армянских, римских и персидских; 3) мучеников церкви, в том числе общехристианских, принявших мученический венец до Миланского эдикта о веротерпимости, и новых мучеников, пострадавших после исламского завоевания; 4) святых и пустынных отцов: монахов, монахинь, святых и святых правителей (императоров, царей и цариц, прославившихся своей деятельностью на благо церкви); 5) годовщины определенных событий: экуменических и местных соборов церкви, церковно-исторических, светских.

Праздники делятся на семь больших Господних: Благовещение (7 апреля), Рождество Христово (7 января), Богоявление (19 января), Вход Господень в Иерусалим, Светлое Христово Воскресение, Вознесение и Пятидесятницу — и семь малых: Обрезание Господне (14 января), Чудо в Кане (21 января), Сретение (15 февраля), Тайная вечеря, Неделя о Фоме, Бегство в Египет (1 июня) и Преображение (19 августа). В честь Богоматери установлено тридцать праздников, из которых самые главные — Рождество Богоматери (20 сентября), Введение во храм (12 декабря) и Успение (22 августа).

В Коптской церкви существует четыре поста: Великий пост перед Пасхой (50 дней), Петровский пост (13 дней), Успенский пост (15 дней) и Рождественский пост (для клириков — 43 дня, для мирян — 23 дня). Имеются малые посты: Ниневийский (3 дня) в память пророка Ионы, перед Великим постом и пост Ираклия в связи со взятием Иерусалима (1-я седмица Великого поста).

Среда и пятница, как и в Русской православной церкви, являются постными днями, кроме святок и пасхального периода.

Крестное знамение кладется коптами справа налево одним перстом, объясняя это единством существа в Троице славимого Бога, а также древностью этого способа, ибо так научил молиться своих последователей в Египте сам евангелист Марк.

Характерной чертой египетского христианства является популярность разного рода паломничеств (мулиЬ) по святым местам. Известно более 59 мест особого почитания, расположенных по всему Египту. Обычно эти центры поклонения связаны с определенными святыми, являются местами остановки Святого семейства во время скитаний по Египту, или же, по преданию, в них верующим являлась Богородица. Паломничество во многом представляет собой проявления так называемой «народной» религии, нередко расходящейся с догмами официальной церкви.

Во время визита в такие места верующие совершают определенные ритуалы. Среди них, безусловно, специальная молитва святому покровителю места или Богородице, крещение детей, приношение даров. Отголоском языческих верований является не поддерживаемый официальной церковью, но очень распространенный среди простого населения обычай привозить в места поклонения мясо животных (овцы или барашка) и подносить его святому или Богоматери. Также паломники жертвуют милостыню нищим.

Многие совершают паломничество ради избавления от болезней и недугов, надеясь на заступничество святых. Фактически в каждой церкви, находящейся в местах поклонения, существует своеобразный «музей», где хранятся костыли, инвалидные коляски и прочие свидетельства чудесного исцеления калек и безнадежно больных. Так, в храме, посвященном Богоматери и святому мученику Абановию (Абанубу) в Саманнуде автор своими глазами видела такие инвалидные коляски и костыли, оставленные исцелившимися.

Верующие, пускающиеся в паломничества, надеются не только на исцеление телесное, но и духовное. Они надеются обрести нравственную твердость, исцелиться от греховных помыслов, духовно очиститься. С этим связаны и ритуалы изгнания бесов, вселившихся в тело одержимых ими. Существует поверье, что, когда дьявол покидает тело бесноватого, он оставляет след в форме креста на его одеянии.

В паломничества копты нередко отправляются целыми семьями. Сами такие поездки окутаны атмосферой праздника, который запоминается пустившимся в них на всю жизнь. Принято также привозить на память какие-либо сувениры, связанные с историей места. Чаще всего в их роли выступают маленькие крестики, небольшого формата книжечки с житиями святых, рассказами об исцелениях, укрепляющими в вере читающих их.

Источник: Толмачева Е.Г. Копты: Египет без фараонов. – М.: Алетейа, 2003. – С. 8-9, 35-37, 116-128.

Приложение 17