logo search
Энциклопедия КОЛДОВСТВА И ДЕМОНОЛОГИИ

I. Во исправление вышеуказанного да будет установлено Ее величеством королевой с одобрения лордов духовных и светских и Палаты общин и текущей сессии парламента, что:

а) любое лицо или лица, после 1 июня сего года использующие, практикующие и упражняющиеся в любых заклинаниях и вызываниях нечистых и злых духов с любыми намерениями и целями,

б) любое лицо или лица, после указанного дня использующие, практикующие и упражняющиеся в колдовстве, заклинаниях, заговорах и чародействе, при котором кто-либо будет искалечен или убит, а равно и в других подобных попытках вышеуказанного вызывания или заклинания, их сообщники и помощники в колдовстве, заклинаниях и чародействе; а также и лица, практикующие указанные занятия, не приведшие к чьей-либо смерти, их помощники и сообщники в названных занятиях — да будут по закону осуждены и наказаны смертью как уголовные преступники с лишением привилегий и права убежища в храме. Оставлять жене указанного выше преступника ее титул и приданое, равно как и его наследникам и преемникам, в соответствии с их правами на наследство и титул, если они не подвергаются изгнанию с лишением гражданских прав.

II. Да будет установлено всеми вышеуказанными, что любая личность или личности, которые после названного 1 июня будет заниматься, использовать или упражняться в колдовстве, заклинаниях, заговорах или чародействе, при котором:

а) кто-либо будет истощен, избит, искалечен телесно, а также

б) чье-либо имущество, движимое или недвижимое, будет разрушено, испорчено или приведено в негодность, — что каждый подобный преступник или преступники, равно как и, их сообщники и помощники, осужденные в законном порядке за преступление, совершенное впервые, должны понести наказание в виде тюремного заключения сроком на год без права выхода под залог и один раз за каждую четверть указанного года должен будет простоять шесть часов у позорного столба на рыночной площади и публично покаяться в своих преступлениях, а за подобное преступление, совершенное вторично вышеуказанные должны быть осуждены по закону и наказаны смертью как изменники и лишены гражданских прав и права убежища в храме.

Оставлять жене указанного выше преступника ее титул и приданое, равно как и его наследникам и преемникам, в соответствии с их правами на наследство и титул, если они они не подвергаются изгнанию с лишением гражданских прав.

III. Установить, что если совершивший любое из вышеназванных преступлений, за которые следует наказание смертью, будет пэром, то он должен быть судим равными ему в этом отношении, как положено изменнику или государственному преступнику и не иначе.

IV. Для решительного искоренения, уничтожения и прекращения колдовства, заклинаний, чародейства и заговоров настоящая сессия парламента данной ей властью постановляет: если кто-нибудь впредь с 1 июня возьмется за колдовство, заклинания, чары или гадания, чтобы рассказать или заявить о том, где находится серебро, золото или другое сокровище, спрятанное в земле или другом месте, или о местонахождении украденного или потерянного имущества, или будет заниматься или использовать любое колдовство, заклинания, чары или гадания для склонения кого-либо к незаконной любви, уничтожения или причинения телесного вреда кому-либо, то каждое такое лицо должно быть осуждено за первое такое преступление тюремным заключением в течение года без права выхода под залог с обязательным стоянием у позорного столба один раз за каждую четверть указанного года в течение шести часов с публичным раскаянием в совершенных преступлениях. И, если кто-либо, осужденный за указанное преступление, уже совершил однажды такое же преступление, то каждый такой преступник, осужденный во второй раз, будет наказан пожизненным заключением с полной конфискацией всего имущества в пользу Ее величества, ее наследников и преемников.

 

Ересь

 

Колдовство считалось ересью. Е. (от греческого «свободный выбор») была одной из трех разновидностей отступления от канона, признанного католической церковью:

Раскол — расхождение в способах управления церковью, но не в основах веры, имеющее, по определению Августина, характер «скорее внешний, чем внутренний».

Е., согласно канону и Фоме Аквинскому, — «ошибочное, преднамеренное и последовательное противодействие истине, официально установленной церковью».

Отступничество — отрицание богодухно-венности Священного Писания, истинности христианского вероучения, особенно религиозных обрядов.

Все эти расхождения подразумевают, что допустима только одна жизненная философия; они могут существовать только в однородном христианском обществе, которое контролируется государством, устанавливающим наказание за свободный выбор. Эти понятия не применимы к тем, кто никогда не исповедовал христианство: неверным (магометанам и иудеям, как приверженцам религий, противоположных вере в Христа), язычникам (исповедующим многобожие) и варварам (всем остальным).

Чаще других с колдовством связывают два еретических движения — альбигойцев (или катаров) и вальденсов.

Катары (катаристы, катариты) — широко распространенное движение, включавшее множество ответвлений. Существовало с X по XIV вв., возникло в восточной Европе и постепенно охватило большую часть континента. Основной догмат включает веру в двух равноправных извечных богов — доброго и злого. Бог зла, Сатана, управляет миром, который, следовательно, приравнивается к преисподней в отличие от Царства Небесного, управляемого добрым богом. Катары разделяли идею всеобщего спасения тех, кто «возрожден» через духовное крещение Христом. Нормы жизни и поведения для посвященных и простых верующих были различными.

Альбигойцы — названные так по происхождению течения из города Альбы в Провансе в ХНв. Во Францию Е. была занесена около 1020г., по торговым путям из Восточной Европы. Часто альбигойцев называли bougres (пройдохи) из-за приписывавшихся им чудовищных преступлений. В 1150г., благодаря покровительству герцога Гильома Аквитанского, приобрели огромное влияние в южной Франции. Папа Иннокентий VIII пытался примириться с ним, но затем направил северофранцузских дворян в крестовый поход против них в 1209-1229 гг. Южная аристократия была уничтожена или куплена, но Е. ухитрилась выжить, обусловив введение в 1232г. инквизиции папой Григорием IX. Преследования были завершены примерно к 1330г., практически одновременно с признанием чародейства Е. (например, в послании папы Бенедикта XII к епископу Каркассон-скому, призывающего его начать охоту за ведьмами).

Вальденсы названы по имени основателя течения Пьера Вальдо, богатого купца из Лиона. Около 1170г. он «обратился» и решил проповедовать Евангелие на местном языке. Сначала его последователей приняли, но вскоре приходское духовенство выступило с протестом. Вальденсов обвинили в отрицании непогрешимости Библии как единственного руководства для христиан и в моральном противостоянии духовенству. В отличие от альбигойцев, вальденсы подчеркивали неприятие священства. Во время альбигойской войны также преследовались, но некоторым удалось скрыться в долинах Пьемонта, в местах, впоследствии названных их именем — Вальденсах. В 1440 и 1445 гг. папа Евгений IV настаивал на гонениях против «тех, кого обычно называют stresulae или slregones (ведьмы) или вальденсы». В 1487г. папа Иннокентий VIII поддержал их истребление, нанеся фактически первый удар по колдовству.

Значение Е. состоит в том, что это не просто грех, а преступление, наказываемое смертью. Такая теория была разработана в XI и XII вв. Папа Иннокентий III, например, писал королю Франции в 1198г., что «против еретиков необходимо использовать меч духовного отлучения, а если этого мало, то и физическое истребление». Латеранский собор 1125г. включил этот эдикт в Корпус канонического права и постановил, что все еретики должны отлучаться от церкви и передаваться светским властям для наказания смертью. Пять лет спустя Фридрих II, император Священной Римской империи, включил это постановление в гражданский закон. Позднее этот принцип подтверждался как церковными, так и светскими законами. Слова «проклинать колоколом, книгой и свечой» отражают лишь церковные средства, применявшиеся для отлучения еретиков, и не связаны непосредственно с колдовством.

Однако теория Е. лежит в основе всех мучительных и духовно бесплодных порождений колдовской истерии. Когда жажда политической или экономической власти заменила собой религиозную одержимость, воображаемые сделки с дьяволом потеряли свое значение, и колдовство исчезло.

О колдовстве как ереси см. также: Инквизиция; Казни; Колдовство; Суды; Франция; Колдовство в; Чародейство; Шабаш.

Жакье, Никола

Ж. — известный доминиканский иквизи-тор (1465) в Турне (северная Франция), выступавший против гуситов в Богемии (1466) и в Лилле (1468-1472). В 1452г. в возрасте 50 лет Ж. написал «Tractatus de Calcatione Demonum», направленный против многочисленных еретиков, которых он позднее приравнял к аррасским вальденсам как haeretici fasdnarii [колдовские еретики]. Ж. был первым демонологом того классического типа, к которому относятся такие деятели, как Воден, Реми и дель Рио. Возможно, их было бы лучше назвать «ведьмологами», поскольку все они разрабатывали основную колдовскую тему — договор с Дьяволом, и были практически заинтересованы в существовании ведьм. Дьявола нельзя было вызвать в суд, но его «верные друзья» были всегда под рукой.

«Flagellum Haereticorum Fascinariorum» [«Бичевание колдовской ереси»], написанный в 1458г., чтобы уничтожить канон Epi-scopi, известен благодаря отрывку, включенному в антологию 1581г. Вкладом Ж. в теорию колдовства было утверждение о том, что оно является новой ересью; на своих шабашах ведьмы якобы строят новую империю Дьявола, выполняя евангельское пророчество (Иоанн, 12, 31). Колдовство признавалось худшей из всех ересей, поскольку ведьмы преднамеренно отрекались от Бога и католической церкви. Ж. утверждал, что лучше быть иудеем, мусульманином или даже солнцепоклонником, чем ведьмой! Прекратить преследования? Нет! Ведьмы не только поклоняются идолам, но и совершают гнуснейшие преступления. И если правосудие не считает ведьм еретиками, то почему они не несут наказания за содомию и убийства?

Типичен лишь один образец рассуждений Ж. — как сделать так, чтобы из показаний неотвратимо следовало обвинение [другие примеры см. в статье Демонологи].

Ведьма признается в том, что видела некую женщину на шабаше.

Женщина отвечает, что в ведьму воплотился дьявол. Судья должен поддерживать обвинение до тех пор, пока обвиняемая не представит последнего контрдовода. И дьявол, явись он в суд по вызову, мог бы совершенно справедливо утверждать, что действует по соизволению Божьему. Женщине теперь приходилось доказывать, что Бог разрешил дьяволу вселиться в нее. Иначе она «осуждалась за фальсификацию и наговор».

Подобные нелепые показания были проблемой для салемских судов, но в течение трех столетий неразумность продолжала брать свое. Следует отметить, что инквизиция не отрицала того, что дьявол может оклеветать невиновных (об этом говорил инквизитор Бернард из Комо в 1510г.), но тут же утверждала, что, если показаний ведьмы вполне хватает, чтобы отправить ее на костер, то их должно быть достаточно и для сожжения тех, кого она обвинила (инквизитор Спина, ок. 1523г.)