logo search
Энциклопедия КОЛДОВСТВА И ДЕМОНОЛОГИИ

Вызывание бури

 

Мнение о том, что ведьмы могут вызывать бури — еще одно традиционное фольклорное верование, прикрепившееся к теории колдовства. В ХШв. его истинность была признана такими авторитетами церкви как Фома Ак-винский и Вонавентура. Благодаря их поддержке общественность быстро приучилась воспринимать колдовство как ересь. «Этот бесплодный труд, поглотивший массу времени, все же стал подтверждением истинности данного явления», — писал Александр Роберте в «Treatise of Witchcraft» (1616). 21 статья «Liber Poenitentialis» («Уложения о наказаниях», ок. 700г.) архиепископа Теодора Кентерберийского предусматривала за вызывание бури 5-летнее покаяние с годичным сроком содержания на хлебе и воде.

Таким образом церковь признавала способ, ность колдунов управлять погодой, что само по себе было высокой оценкой. Молитор в 1489г. отмечал широкое распространение веры в то, что колдуны вызывают гром и молнию. Народные представления связывали вызывание бурь с лапландцами, и Ричард Эден в «Истории путешествия в Вест- и Ост-Индию» (1577), повторяя Олафа Магнуса описывал, как финские ведьмы добивались нужного результата:

«Они завязывали три узла на веревочном кнуте. Развязывая один из них, они вызывали умеренные ветры. Когда они распускали другой, ветер делался сильнее. Распуская третий, они вызывали настоящую бурю, и в старые времена умели также вызывать гром и молнию».

В 1563г. король Швеции включил четырех колдуний в свою армию, воевавшую против датчан, возможно, рассчитывая получить от них помощь такого рода.

Способность вызывать подобные чудеса и добиваться результата, когда церковные молитвы оказывались бессильными, было трудно отрицать. Следовательно, многие ведьмы признавались в умении вызывать бурю. Так, они рассказывали демонологу Реми, что били воду в пруду прутом, вследствие чего она якобы поднималась, образуя облака, которые можно было направлять, вызывая молнии, град или дождь, в зависимости от желания ведьы. Следуя за Цезальпинусом, Реми описывает другой способ вызывания дождя. Маленькая девочка, помогавшая своему отцу в поле, была удручена его жалобами по поводу засухи. Она, не долго думая, решила помочь ему и, подражая своей матери, помочилась в маленькую ямку, перемешала получившуюся грязь и вызвала необходимый дождь. Муж донес на жену, которая была сожжена заживо как ведьма. Нидер описывает третий способ: мужчина под пыткой признался, как он бросил жертвенного цыпленка в небо, из-за чего дьявол произвел бурю.

Скотт, насмехавшийся над колдовством как заблуждением, составил длинный список других средств, с помощью которых «всякие ополоумевшие старухи» расчитывали влиять на погоду. Скотт внес в список «бросание кусочка кремня через левое плечо на запад, бросание щепотки морского песка в воздух, смачивание метлы и разбрызгивание с ее помощью воды, выкапывание ямки в земле и наливание в нее воды, вываривание щетины борова в кипящей воде, раскладывание палок на сухом речном берегу или сожжение дотла полыни. Ведьмы признавались во всех этих действиях, которые, как подтверждали авторы книг, совершались ведьмами, чтобы вызывать необыкновенно сильные бури и дожди».

«Ведьмы признались в том, что они вызывали бурю с градом на шабаше или где хотели, чтобы уничтожить плоды земли. Для чего, по их признанию, они били воду прутом и затем бросали в воздух или воду порошок, который дал им Сатана. От этого поднималось облако, которое впоследствии превращалось в тучу с градом, выпадавшим там, где хотели ведьмы. При отсутствии воды они использовали свою мочу. Гваццо, «Compendium Maleficarum» (1626).

Скотт опускает другие приемы, упоминаемые в различных источниках, такие как варка яиц в ведре, произнесение заговора, свист (на корабле), варка ребенка в котле или колочение мокрой тряпкой по камню.

Другой англичанин, Г. Мор, стойкий защитник веры в колдовство, рассказывает хорошо известную и распространенную у Демонологов историю о зловредной ведьме Констанции. Подобно злой фее, она рассердилась на то, что ее не пригласили на свадьбу, Оставшаяся без выпивки и веселья, одинокая и забытая, она попросила дьявола «перенести ее по воздуху» к горе, возвышавшейся над Деревней. Здесь, «вырыв ямку и помочивчись в нее», [она] вызвала сильную бурю с градом и направила ее так, что она прошла только над деревней и обрушилась на плясавших гостей с [такой] силой, что они были вынуждены оставить это занятие». Констанция также упоминается Боденом в связи с бурей, уничтожившей урожай хлеба; Анна Миндлен и некая Агнесс были обвинены, признались и были сожжены.

Мор, рассказав несколько похожих случаев вызывания бури (включая заимствованные из Вейера), признается: «Я не могу точно сказать, есть ли какая-либо естественная связь между этими обрядами и возникновением бурь. Но то, что между ними есть сверхъестественная связь — видно с первого взгляда». Подобное заключение, сделанное в 1653г., контрастирует с более ранними взглядами, один из которых приведен Молитором в «De Lamas», 1489г.: «бури, град или отравленный воздух не являются делом неких злобных женщин, но вызваны действиями природы или терпимостью божественной воли, которая позволяет дьяволу поражать нас, возможно, для того, чтобы наказать нас или чтобы принудить искать защиты у Господа».

В Бодлеанской библиотеке в Оксфорде находится уникальный памфлет, датируемый 1716г.: «The whole Trial and Examination of Mrs. Mary Hicks and her daughter Elizabeth but of nine years of age, who were condemned at the last assizes held at Huntingdon for witchcraft and were executed on Saturday the 28-th of July, 1716» («Суд и допросы Мэри Хикс и ее дочери Элизабет, девяти лет, осужденных за колдовство на последней выездной сессии присяжных, состоявшейся в Хантингтоне, и казненных в субботу 28 июля 1716г.»). Их обвиняли в вызывании бури, из-за которой много кораблей оказалось на грани гибели. Чтобы совершить это, миссис Хикс сняла чулки и выстирала их с мылом. Однако данный случай является вымышленным, поскольку в описании имеются внутренние противоречия, а независимых свидетельств не сохранилось.

В истории колдовства существуют два хорошо известных примера вызывания бури в Британии. Один является частью запутанного судебного процесса над нортбервикскими ведьмами 1590г. Группе инакомыслящих шотландцев якобы удалось с помощью магических средств вызвать бурю, приведшую к крушению корабля, на котором король Яков I возвращался из Дании. В памфлете того времени «Новости из Шотландии» рассказывается, как Агнесс Семпсон «взяла кота, окрестила его, а затем привязала к каждой его лапе куски полового члена покойника и некоторые его суставы». Затем бросила кота в море. Ведьмы были уверены, что они виновны в возникновении ветра, замедлившего движение корабля короля. «Даже когда для остальных кораблей был хороший попутный ветер, кораблю Его величества ветер все время дул навстречу».

Другой случай очень прост: вынужденное признание в 1645г. Джона Ловеса, 70 лет, пастора из Брандестона, которого пытал Хоп-кинс, желавший, чтобы тот признал себя виновным в вызывании бури, которая потопила судно из Норвича с четырнадцатью людьми на борту, причем все они утонули. Сломленный, наполовину сумасшедший старик на вопрос, не жаль ли ему этих людей, ответил: «Нет, мне было весело видеть, какой силой обладают мои чертенята» (Стирн, «Confirmation and Discovery of Witches»). В 1631г. Бакстер повторил этот рассказ, чтобы доказать существование дьяволов. Однако епископ Хатчинсон в начале XVIIIe. комментирует показания Ловеса следующим образом: «Чудовищная выдумка, не имеющая ни единого доказательства».

Вюрцбургские процессы

«Что же касается ведьм, которые, как ваша милость думает, давным-давно канули в Лету, то они снова появились, и никакими словами нельзя это описать. Горе и несчастье всем нам! В городе их уже почти 400 обоих полов, высокого и низкого происхождения и даже из духовенства. Их обвиняют так сильно, что могут арестовать в любую минуту. Здесь, очевидно, и многие люди Его милости, князь-епископа, которые должны быть казнены: клирики, советники и врачи, должностные лица города, судебные исполнители, некоторых из которых Ваша светлость знает. Студенты права были арестованы. Мой господин, из более чем сорока студентов князь-епископа, которые должны были вскоре стать священниками, тринадцать или четырнадцать объявлены колдунами. Несколько дней назад был арестован декан, двое других, которым были предъявлены обвинения, бежали. Нотариус нашей кафедральной консистории (церковного суда), очень образованный человек, вчера был арестован и подвергнут пытке. Одним словом, вовлечена, наверное, третья часть города. Самые богатые, самые привлекательные, наиболее известные из духовенства уже казнены. Неделю назад была сожжена девушка девятнадцати лет, о которой говорили, что она была самой прекрасной во всем городе и считалась девушкой исключительной порядочности и чистоты. Через семь или восемь дней за ней последуют другие, лучшие и более привлекательные. Такие люди идут в пламя, надев чистую одежду и не испытывая страха.

Ведьмы, вызывающие бурю (из книги Ульриха Моли-тора «De Lamiis» (1489). «Воистину, весьма очевидно, что некоторые слова и обряды на самом деле вызывают бурю или, по крайней мере, сотрясение воздуха».

Итак, за отречение от Господа и посещение шабаша сожжены многие, против кого никто не мог сказать дурного слова.

Напоследок скажу о 300 детях, трех и четырех лет, которые говорят, что имели связь с дьяволом. Я видел семилеток, отправлявшихся на смерть, и храбрых маленьких школьников десяти, двенадцати, четырнадцати и пятнадцати лет от роду-Из благородства я не могу и не должен писать более об этих страданиях. Существуют еще личности более высокого положения, которых вы знаете и которыми восхищаетесь, и едва ли поверите в правдивость происходящего с ними. Но суду виднее».

Затем следует постскриптум: «P.S. Происходит много поразительных и ужасных вещей. Без сомнения, что в месте, называемом Фро-Ренгберг, дьявол служил черную мессу вместе с 8000 своих приспешников (т.е. ведьм). Вместо святых даров они причащались кожурой и обрезками репы. С содроганием я описываю все эту грязь, самое ужасное и опасное богохульство. Также верно, что они просили не вносить их в Книгу жизни, и согласились, чтобы их решение было запротоколировано нотариусом, который хорошо известен мне и моим коллегам. Мы надеемся также, что книга, в которой они записаны, еще будет найдена, ибо все прилежно ищут ее».

Это примечательное письмо, описывающее Вюрцбург в августе 1629г., было написано в Германии канцлером архиепископа Вюрцбурга своему неизвестному другу. В его человеческих интонациях отражена живая реальность охоты за ведьмами, часто игнорируемая теми, кто изображает ведьм в виде безобразных, никчемных старух.

В это время в Вюрцбургском и Бамберг-ском епископствах шла одинаково жестокая охота на ведьм, которой руководили два двоюродных брата — князь-епископ Филипп Адольф фон Эренберг из Вюрцбурга (1623-1631), который сжег 900 ведьм, и князь-епископ Готфрид Иоганн Георг II Фукс фон Дорнхейм из Бамберга (1623-1633), который сжег 600 ведьм. Как и в Австрии или Баварии, главными зачинщиками охоты на ведьм были иезуиты, приглашенные в Бамберг в 1612г. и составившие окружение епископа Филиппа в качестве политических советников. В связи со смертью епископа Юлиуса Эшера фон Меспельбрунна (1617) в Вюрцбург приехал новый епископ — Иоганн Готфрид фон Аусхазен (1617-1623) из Бамберга; но, хотя единичные казни над ведьмами случались еще начиная с 1600г., настоящего террора не было до тех пор, пока в 1623г. троном не овладел епископ Филипп Адольф. Отчеты с 1627 по 1631 гг. неполны; так, например, в одном отчете за 1627г. перечисляется только 29 казней, а в другом указывается 42.

Можно отметить несколько типичных судебных процессов:

В 1626г. крестьянина обвинили в maleficia на основании расхожей сплетни. Под пыткой он указал еще семерых соучастников, позднее тоже сожженных за колдовство. Одного из них перед казнью истязали раскаленными щипцами.

В январе 1628г. трое детей, старшему из которых было 13, младшему - 8, признались в сношениях с дьяволом. Двое были сожжены, а младший возвращен под стражу для проведения дальнейшего расследования [см. Сексуальные сношения с дьяволом].

В октябре того же года был подвергнут допросу школьник по имени Иоганн Филипп Шук. После 46 ударов плетью он продолжал упорствовать, а еще после 77 полностью признался в посещении шабаша и назвал сообщников. Он был убит 9 ноября. Другой школьник, 12 лет, после многочисленных ударов бичом сделал подобное признание и обвинил священников в посещении шабаша. Он был убит 10 ноября.

Список жертв 29 отдельных массовых казней был напечатан Гаубером в «Bibliotheca Magica» (Лейпциг, 1738). Он датируется 16 февраля 1629г. и включает в себя имена 157 человек. В нем поровну мужчин и женщин, причем многие из них занимали высокое положение и были состоятельны. Есть в нем и дети, причем 13 из них моложе 12 лет. Хотя он хорошо известен, его стоит процитировать здесь в виде иллюстрации, дающей представление о темпах роста колдовской истерии за один только год:

Список ведьм, которые приняли смерть от руки палача, и чьи тела были затем сожжены в Вюрцбурге

Пятая казнь, восемь человек:

Лутц, преуспевающий торговец. Купец по имени Рутчер. Жена главного профоса кафедрального собора. Матушка Гоф Зайлер. Жена Иоганна Штейнбаха. Жена сенатора по имени Баунах. Женщина по имени Бабель Цникель. Неизвестная старуха.

Седьмая казнь, семь человек:

Неизвестная девочка 12 лет, приезжая. Неизвестная приезжая женщина. Сельский староста. Три неизвестных женщины, приезжие. Тогда же на рыночной площади был казнен стражник, позволивший бежать некоторым заключением.

Восьмая казнь, семь человек:

Сенатор Баунах, самый богатый бюргер в Вюрцбурге. Главный профос кафедрального собора. Неизвестный приезжий. Мужчина по имени Шлейпнер. Женщина, продававшая маски. Две неизвестных женщины.

Десятая казнь, три человека:

Штейнахер, один из преуспевающих горожан. Двое неизвестных приезжих, мужчина и женщина.

Одиннадцатая казнь, четыре человека: Швердт, викарий кафедрального собора. Жена профоса из Рейнсакера. Женщина по имени Штихер. Зильберганс, скрипач.

Тринадцатая казнь, четыре человека:

Старуха Хоф-Шмидт. Неизвестная старуха. Маленькая девочка девяти лет. Ее младшая сестра.

Девятнадцатая казнь, шесть человек:

Сын городского главы из Ротенхама был казнен в шесть часов вечера во дворе ратуши, а его тело сожжено на следующий день. Жена секретаря Шелльгара. Еще одна женщина. Мальчик десяти лет, еще один мальчик, двенадцати лет. Жена пекаря по имени Брюглер, сожжена заживо.

Двадцать первая казнь, шесть человек:

Дитрих, начальник госпиталя, очень образованный человек. Мужчина по имени Штоффель Хольцман. Мальчик четырнадцати лет. Младший сын сенатора Штольцбергера. Два семинариста.

Двадцать третья казнь, девять человек:

Сын Давида Крота, школьник. Два младших сына повара князь-епископа, школьники. Старшему четырнадцать, а младшему двенадцать лет. МельхиорГаммельманн, приходский священник из Гаха. Никодемус Хирш, каноник Нового собора. Кристофер Бергер, викарий Нового собора. Семинарист. NB. Судебный чиновник из Брембаха и семинарист были сожжены заживо.

Двадцать пятая казнь, шесть человек:

Фридрих Бассер, второй викарий собора. Штааб, приходский священник из Гаха. Ламбрехт, каноник Нового собора. Жена Галлуса Гауса. Мальчик, неизвестный. Женщина по имени Шельмрей, владелица магазина.

Двадцать шестая казнь, семь человек:

Давид Ханс, каноник Нового собора. Сенатор Вейденбуш. Жена владельца гостиницы из Баумгартена. Старуха, неизвестная. Младшая дочь Валькенбергера. Казнена отдельно, и тело сожжено в гробу. Младший сын судебного чиновника. Вагнер, второй викарий собора, сожжен заживо.

Двадцать девятая казнь, девять человек-Фиртель Бек. Клингель, хозяин гости, ницы. Управляющий из Менгельшейма Жена пекаря из Оксенгейта. Толстая дворянка. NB. Мейер, доктор богословия из "' Гаха и каноник из Гаха были тайно казнены в пять утра, а их тела сожжены Титулованный дворянин, юнкер Фишба-ум. Пауль Беккер из Брейт-Гута. До них было казнено еще два человека, февраля шестнадцатого дня, 1629 года.

Примерно в это время юный родственник князь-епископа был обезглавлен за колдовство. Мальчик был единственным наследником князь-епископа, и, останься он в живых, он унаследовал бы значительное состояние. Случай описан неким советником-иезуитом, который, очевидно, является одним из виновников случившегося. Эрнест фон Эренберг был примерным студентом с великолепным будущим, но, как уже говорилось, неожиданно оставил научные занятия, увлекся женщиной старше себя, начал пить и предаваться разгулу. Иезуиты изощренно допросили его и решили, что он был замешан во всех видах порока, включая частые посещения шабаша. Эрнеста обвинили, без его ведома осудили и приговорили. Однажды утром юношу разбудили и сказали, что сейчас он перейдет к лучшей жизни. Ни о чем не подозревая, он оказался в замке, в драпированной черным камере пыток. При виде всех ее ужасов Эрнест потерял сознание. Некоторые из судей были так тронуты, что просили князь-епископа смилостивиться над юношей, но Филипп Адольф подтвердил приказ о казни. Эрнест сопротивлялся палачу, и тот в схватке разрубил ему голову. Иезуит, описывавший происходящее, продолжает: «Он упал на землю без всяких признаков печали или проявлении сожаления. Utinam поп etiam in eternum rogum cecidisset. Да не допустит Господь, чтобы он попал в преисподнюю!»

После этой казни князь-епископ, возможно, внутренне переменился, поскольку ввел поминальные службы по жертвам колдовских процессов, и истерия пошла на убыль. Приближение к городу шведской протестантской армии также (по крайней мере, на время) приостановило казни. Их главным виновником, вне зависимости от роли советников-иезуитов и степени личного раскаяния в содеянном, несомненно, является князь-епископ. Некоторые авторы (наподобие Дифенбаха) пытались обелить его, называя «человеком не жестоким» и обвиняли «мирских советников, вынуждавших его принимать решения, которые позорили его имя и положение».

Лейтцшуэ также характеризует его «как благородного и набожного». Однако, как и Жюль Байсак, никто не сочтет подобные критерии подходящими для оценки человека, позволявшего сжигать детей 9 и 10 лет.