logo search
Энциклопедия КОЛДОВСТВА И ДЕМОНОЛОГИИ

Гланвиль, Джозеф (1636-1680)

 

«Блистательный защитник» суеверия и автор очень популярного «Saducismus Triumphatus, of full and plain evidence ConcerningWitches and Apparitions». «Полагали, что он поставил веру в призраков и колдовство на непоколебимую основу науки и философии, —• писал Кеттридж. — Никакая другая работа по этому предмету не оказала более сильного влияния».

Г. получил степень магистра искусств в Оксфорде в 1658г., сожалея, что не отправился в Кембридж, и в конце концов стал капелланом короля Карла II. Его интерес к оккультизму поддерживался верой в то, что наука может объяснить все сверхъестественные явления, и усилился во время исследования им Полтергейста из Тедворта.

«Saducismus Triumphatus» опровергал таких скептиков, как Вогстаф и Вебстер. Г утверждал: «Атеизм возник из саддукейства И те, кто не осмеливаются прямо заявить, что Господа не существует, удовлетворяются тем, что (в качестве первого шага) отрицают существование духов или ведьм». Книга Г. обрела успех не благодаря своей аргументации, а из-за собранных в ней 26 «рассказов» о ведьмах. Однако лишь один из этих рассказов Г. получил из первых рук, да и то, от эпилептика. Некоторые из описываемых случаев обсуждались на неофициальных сеансах, которые проходили в замке Редли, доме леди Анны Конвей, и посещались ее врачом д-ром Френсисом ван Гелмонтом, Г. Мором, леди Ройдон и ученым Робертом Бойлем. На эти собрания приходили известные медиумы, которые демонстрировали свое мастерство.

К сожалению, критерии истинности, которых придерживался Г., едва ли можно назвать научными: он принимал на веру даже показания участников колдовских процессов. Так, например, он рассказывает о том, что Ф. Ньютон, обвиненная в колдовстве, почувствовала сильную боль, когда печная труба в ее тюрьме нагрелась, и моча околдованной женщины выступила на ней. Или о крестьянине, бросившем в костер отрубленные уши своего околдованного скота, принудив Юлиану Кох, 70-летнюю ведьму, ринуться из последних сил, чтобы выхватить их из пламени. И множество других, столь же неправдоподобных историй, этот член Королевского общества принимает за чистую правду: «Чем более абсурдными и непостижимыми выглядят эти рассказы, тем более достоверными кажутся они мне из-за своей правдивости, пусть скептики и отрицают, что все это могло быть на самом деле». Подобные легенды ни в коей мере не были ответом на логическую аргументацию Вебстера или Во-гстафа, и неудивительно, что, как с сожалением признает Г.:

«никакие другие сведения не имеют столь дурной славы и не вызывают у людей такого беспокойства, как те, что относятся к колдовству и призракам. Над ними иронизирует и смеется большинство людей (особенно в наше время) и, не долго думая, презрительно критикуют, называя выдумками и бабушкиными сказками».

Джозеф Гланвиль (1636-1680). Отец современных психологических исследований.

Легко посмеяться над доверчивостью Г., однако, теоретически он пытался сохранять скептицизм и объективность и тщательно исследовать полученные свидетельства о сверхъестественном. В этом отношении его можно считать отцом современных психологических исследований.

Гленлусский дьявол

История дьявола, появившегося в 1654г. в Гленлусе, представляет собой типичный пример полтергейста, в котором весьма очевидно участие одного подростка. Его создало совпадение «дьявольской угрозы» (damnum mnatum) старого нищего Эндрю Агню, которому не подали милостыню, и последующего зла (malum secutam). Действительно, угроза, «относившаяся к мастеру Томасу Кемпбеллу, (Но намекала на последовавшие за ней дьявольские козни, за два года погубившие его отца и мать. Несчастье произошло, и, при повторном совпадении, нищий был повешен.

Томас, скептичный юноша, был сыном Гилберта Кемпбелла, ткача из Гленлуса, около Ньютон-Стюарта, в Геллоуэе. Томаса отправили в среднюю классическую школу (колледж) в Глазго, но он боялся, что из-за семейных проблем его могут вернуть и заставить продолжать дело отца. Поэтому, когда вернувшийся домой мальчик услышал о нищем, он стал делать фокусы, известные под названием «полтергейст», — бросать камни в двери, окна, вниз по дымоходу, подрубать нитки в ткацком станке и рвать одежду, стаскивать покрывала и рыться в чуланах, шлепать маленьких детишек и зажигать огонь. Для избавления ткач попросил местного священника помолиться и устроил день молитвы и поста.

Когда сосед предложил отослать детей, беспорядки прекратились. Но священник сделал Кемпбеллу замечание за то, что он укрывает детей от наказания Божьего, и принудил его вернуть их домой. «Детей, которые были поблизости, привели домой, — писал Синклер, первым сообщивший о деле, — но никаких беспорядков не последовало, пока не вернулся Томас, один из его сыновей, находившийся дальше других от дома. Тогда дьявол начал снова, и в воскресный полдень дом был объят пламенем». Соседи потушили огонь. Затем священник взял Томаса в свой дом — вероятно, это было то, что хотел мальчик, — но за это время другие дети переняли его трюки, и беспокойства продолжались. Когда другие священники настояли, чтобы Томаса снова вернули домой, «возвращаясь мальчик заявил, что слышал голос, говоривший с ним и запрещавший ему входить в дом или в какое-либо другое место, где его отец занимался своим ремеслом. Однако он вошел в дом, но так тяжело страдал, что был вьшужден снова вернуться в дом священника.

Все так называемые беспокойства полтергейста были обусловлены интеллектуальным и эмоциональным уровнем талантливого подростка, который хотел продолжить обучение в школе. «Дьявол» настоял на его образовании: когда джентльмены посетили дом, населенный призраками, «в первый же приход дьявол сказал: «Quum literarum — хорошая латынь». Это первые слова примитивной латыни, которым обучаются школьники, попав в среднюю классическую школу» (Синклер). Мальчик назвал 4 или 5 человек, которые «попали в черный список» как «гленлусские ведьмы». Когда некоторые посетители заподозрили, что в беспокойствах виноваты дети, и сказали: «Мы думаем, что этот голос исходит от детей», дьявол ответил: «Вы лжете. Бог накажет вас за ложь», и прогнал их, добавив, что будет говорить только со священником (легковерие которого, без сомнения, было самым профессиональным). И, как будто подчеркивая намерения Томаса, после молитвы священника дьявол сказал: «Если сын доброго человека

с Божьей помощью не победит нас, молясь в колледже Глазго, мой отец [Сатана] и я устроим здесь несчастье». Подозрение о том, что остальные дети разделяли намерения Томаса, основано на спокойствии, с которым его сестра продолжала одевать своих кукол, когда дьявол поклялся, что «выбьет ей мозги». Война умов закончилась в пользу Томаса, когда, принудив священника остаться под угрозой сожжения дома, дьявол посмеялся над ним: «Теперь вы, сэр, приняли мое приглашение». И, подобно юноше, дьявол очень разозлился, когда семья решила игнорировать его угрозы. Скандал, начавшийся примерно в ноябре 1654г., продолжался (прерываясь, когда Томас уезжал в Глазго) где-то до сентября 1656г., а затем прекратился. К этому времени Томас, очевидно, уже настоял на своей точке зрения.

Фронтиспис второй части книги Гланвиля «Saducismus Triumpha-tus» (2-е издание, 1683), описывающей шесть дьявольских случаев. «Возможно, одна из наиболее компетентных книг, из когда-либо опубликованных в защиту суеверий», — В.Е.Х. Лекки, 1865. Картины представляют «Барабанщика» из Тед-ворта, сомерсетскую ведьму (Джулиан Кох), левитацию Ричарда Джонса из Шептон-Мейла, прогулку ведьм в Тристер-Гэйт (Уинкен-тон), Маргарет Джексон, шотландскую ведьму, посвятившую себя дьяволу, и призрака из Амстердама.