logo search
вера переданная святым

1. Как объяснить непорочное зачатие?

Непорочно зачатие — событие, единственное в своем роде; оно всегда будет покрыто тайной. Мы не в силах объяснить, как именно произошло это чудо, но из Библии нам известны основные факты, с ним связанные.

Во-первых, зачатие Христа не было естественным событием; оно не похоже ни на какое другое рождение в мире людей или животных. У некоторых видов низших животных неоплодотворенные яйцеклетки самок развиваются в особи мужского или женского пола. Это называется «партеногенезом», или девственным размножением. Ученым также удается выводить искусственным путем здоровых животных из яйцеклеток некоторых других видов, в том числе и млекопитающих. Однако в случае с млекопитающими из-за определенного распределения хромосом потомство всегда получается женского пола. Поэтому непорочное зачатие Христа не имеет аналогий, и ему невозможно найти естественное объяснение.

Во-вторых, зачатие Иисуса произошло не в результате некоего физического союза между Марией и принявшим телесный облик Божеством. В некоторых греческих мифах олимпийские боги вступают в подобные отношения с людьми. Согласно богословию мормонов, зачатие Иисуса объясняется тем, что Бог имеет человекоподобное тело». Вопреки всем подобным представлениям, непорочное зачатие Иисуса не имело никакого отношения к плотскому акту.

В-третьих, непорочное зачатие не было просто созданием «из ничего» (ex nihilo) человека Иисуса, Который затем просто находился и развивался во чреве Марии. Человеческая природа Иисуса началась с оплодотворенной яйцеклетки Марии. Он в буквальном смысле был потомком или «семенем» Марии. Иначе Он не принадлежал бы по-настоящему человеческому роду и не был бы физическим потомком Евы (Быт. 3:15), Авраама (Быт. 22:18; Гал. 3:16) и Давида (2 Цар. 7:12; Рим. 1:3).

В-четвертых, Иисус вошел в мир в результате сверхъестественного вмешательства Бога — не в момент рождения, а в момент зачатия. Поэтому мы и говорим о «непорочном зачатии». Именно тогда, когда начала развиваться яйцеклетка Марии, появился новый человек, известный как Иисус.

В этом отношении появление Иисуса на свет подобно рождению других людей. Существование каждого из нас началось в результате соединения двух клеток, существовавших до нас: отцовского сперматозоида и материнской яйцеклетки. Но в появлении Иисуса отцовский сперматозоид не участвовал. Существование Иисуса началось в результате соединения двух сущностей — яйцеклетки Марии и вечного, личностного, Божественного Логоса (Ин. 1:1-3). В определенное время предсущий Логос каким-то сверхъестественным образом соединился с яйцеклеткой. В этот момент, под действием силы Святого Духа (Мф. 1:20; Лк. 1:35), появился новый Человек, подобных Которому не было. В Иисусе, существование Которого только начиналось, соединилось божество Логоса с человеческой природой.

В-пятых, с момента зачатия развитие удивительного Человека Иисуса во чреве Марии происходило естественным образом до самого рождения, под защитой Промысла Отца. Рождение также произошло естественным путем — за исключением, конечно же, того, что Мария была Девой, когда родился Иисус.

В-шестых, у Иисуса был только один земной родитель — Мария. Иосиф был отцом только юридически (см. Лк. 2:27,41; 4:22), исполняя роль официального опекуна. Матфей (1:1-17), очевидно, приводит генеалогию Иисуса по линии Иосифа, а Лука (3:23-38) — по линии Марии. (См. Gromacki, ch. 17).