logo
вера переданная святым

6. Иисус отождествляется с Яхве

Уже говорилось о том, что имя «Господь» отождествляет Иисуса с ветхозаветным Яхве. Но есть и другая, более прямая связь. В некоторых случаях авторы Нового Завета толкуют применительно к Иисусу Христу ветхозаветные тексты, в которых ясно говорится о Яхве. Например, в Мф. 3:3 написано, что в Ис. 40:3 говорится о служении Иоанна Крестителя как предтечи Мессии: «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему». Но в Ис. 40:3 говорится именно о Яхве: «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему»8. То же можно сказать о Мал. 3:1, где Яхве говорит: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною». Однако в Мф. 11:10 Святой Дух позволил заменить местоимение Мой на Твой, свидетельствуя таким образом, что этот отрывок относится и к Иисусу: «Се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою».

Ветхозаветные упоминания о Яхве часто звучат в Новом Завете применительно к Иисусу Христу. В Евр. 1:10-12 цитируется Пс. 101:26-28, и речь идет о Спасителе. Таким образом, Иисусу приписываются участие в Творении и атрибут вечности, принадлежащие Яхве. Особенно важен отрывок Иоил. 2:32: «И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется». В Новом Завете этот текст дважды используется применительно ко Христу (Деян. 2:21,36; Рим. 10:9,13). В Ис. 8:13-15 Яхве называет Себя камнем преткновения, а в Ис. 28:16 говорит, что положит на Сионе крепкий краеугольный камень. В Рим. 8:32-33 эти два отрывка соединены, указывая на то, что камень преткновения — это Иисус Христос (см. тж. 1 Пет. 2:6-8). Подобные параллели можно провести между Пс. 67:19 и Еф. 4:6-8; Ис. 45:23 и Фил. 2:10-11 (см. Рим. 14:11); Втор. Ю:17иОткр. 17:14,19:16; Пс. 33:9 и 1 Пет. 2:3; Ис. 8:14 и 1 Пет. 2:5-8; и Пс. 23:7-10 и 1 Кор. 2:8.

Изучив множество подобных текстов, Кристофер Кайзер заключает: «Во всем Новом Завете — от начала до конца — Иисус отождествляется с Яхве, Богом Израиля» (Kaiser, 35). Это не значит, что только Иисус и есть Яхве. Но ветхозаветный Яхве включает в Себя Иисуса, а также Отца и Святого Духа.

Итак, мы видим, что Новый Завет содержит многочисленные и разнообразные свидетельства, подтверждающие божественную природу Иисуса.

В. Еретические представления о божественной природе Христа

С самого начала христианства верующие хорошо понимали, что Иисус был не просто человеком, однако прошло примерно два века, прежде чем первые христиане определили, как не следует понимать Его божественную природу. Некоторые взгляды были объявлены еретическими, потому что не просто содержали ошибочные представления, но противоречили пониманию истинной природы Божества Христа. Сторонники этих ересей обычно не отрицают того, что Иисус обладает «божеством» в некотором смысле, однако они считают, что божество Иисуса отлично от божества Отца. Они заявляют, что только Отцу принадлежит изначальное и вечное божество, а божество Сына — приобретенное или принадлежит Ему в меньшей мере.