6. Иисус отождествляется с Яхве
Уже говорилось о том, что имя «Господь» отождествляет Иисуса с ветхозаветным Яхве. Но есть и другая, более прямая связь. В некоторых случаях авторы Нового Завета толкуют применительно к Иисусу Христу ветхозаветные тексты, в которых ясно говорится о Яхве. Например, в Мф. 3:3 написано, что в Ис. 40:3 говорится о служении Иоанна Крестителя как предтечи Мессии: «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему». Но в Ис. 40:3 говорится именно о Яхве: «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему»8. То же можно сказать о Мал. 3:1, где Яхве говорит: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною». Однако в Мф. 11:10 Святой Дух позволил заменить местоимение Мой на Твой, свидетельствуя таким образом, что этот отрывок относится и к Иисусу: «Се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою».
Ветхозаветные упоминания о Яхве часто звучат в Новом Завете применительно к Иисусу Христу. В Евр. 1:10-12 цитируется Пс. 101:26-28, и речь идет о Спасителе. Таким образом, Иисусу приписываются участие в Творении и атрибут вечности, принадлежащие Яхве. Особенно важен отрывок Иоил. 2:32: «И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется». В Новом Завете этот текст дважды используется применительно ко Христу (Деян. 2:21,36; Рим. 10:9,13). В Ис. 8:13-15 Яхве называет Себя камнем преткновения, а в Ис. 28:16 говорит, что положит на Сионе крепкий краеугольный камень. В Рим. 8:32-33 эти два отрывка соединены, указывая на то, что камень преткновения — это Иисус Христос (см. тж. 1 Пет. 2:6-8). Подобные параллели можно провести между Пс. 67:19 и Еф. 4:6-8; Ис. 45:23 и Фил. 2:10-11 (см. Рим. 14:11); Втор. Ю:17иОткр. 17:14,19:16; Пс. 33:9 и 1 Пет. 2:3; Ис. 8:14 и 1 Пет. 2:5-8; и Пс. 23:7-10 и 1 Кор. 2:8.
Изучив множество подобных текстов, Кристофер Кайзер заключает: «Во всем Новом Завете — от начала до конца — Иисус отождествляется с Яхве, Богом Израиля» (Kaiser, 35). Это не значит, что только Иисус и есть Яхве. Но ветхозаветный Яхве включает в Себя Иисуса, а также Отца и Святого Духа.
Итак, мы видим, что Новый Завет содержит многочисленные и разнообразные свидетельства, подтверждающие божественную природу Иисуса.
В. Еретические представления о божественной природе Христа
С самого начала христианства верующие хорошо понимали, что Иисус был не просто человеком, однако прошло примерно два века, прежде чем первые христиане определили, как не следует понимать Его божественную природу. Некоторые взгляды были объявлены еретическими, потому что не просто содержали ошибочные представления, но противоречили пониманию истинной природы Божества Христа. Сторонники этих ересей обычно не отрицают того, что Иисус обладает «божеством» в некотором смысле, однако они считают, что божество Иисуса отлично от божества Отца. Они заявляют, что только Отцу принадлежит изначальное и вечное божество, а божество Сына — приобретенное или принадлежит Ему в меньшей мере.
- 1. Онтологический аргумент
- 2. Космологический аргумент
- 3. Телеологический аргумент
- 4. Исторический аргумент
- 1. Откровение
- 2. Богодухновенность
- 3. Безошибочность
- 1. Безотносительные атрибуты Бога
- 2. Атрибуты Бога, явленные в Его отношениях с творением
- 3. Атрибуты Бога, явленные в отношениях с созданиями, наделенными свободой воли
- 4. Атрибуты Бога, явленные в отношениях с грешниками
- 1. Сотворение
- 1. Сотворение из ничего, ex nihilo
- 2. Сотворение как свободный акт
- 3. Видимая и невидимая вселенная
- 3. Сотворение и человек
- 4. Сотворение и поклонение
- 5. Сотворение и этика
- 2. Божий промысел
- 1. Бог не участвует ни в чем
- 2. Бог принимает участие абсолютно во всем
- 3. Бог принимает определенное участие во всем происходящем, но Его участие не абсолютно
- 1. Общий Промысел
- 2. Особый Промысел
- 3. Чудеса
- 4. Сверхъестественные духовные события
- 1. Число ангелов
- 2. Категории ангелов
- 3. Предназначение ангелов
- 1. Библейские подтверждения дуализма
- 2. Дуализм или трихотомия?
- 3. Библейская терминология
- 2. Человек обладает исключительно тварной природой
- 3. Человек сотворен по образу Божьему
- 4. Реальность свободы воли
- 1. Грех есть беззаконие
- 2. Начало греха
- 3. Исходные предпосылки греха
- 1. Реальность злых духов
- 2. Природа злых духов
- 3. Дела злых духов
- 4. Христиане в духовном сражении
- 1. Сравнение разных подходов
- 2. Предполагаемое библейское обоснование доктрины первородного греха
- 3. Значение послания к Римлянам 5:12-19
- 1. Возраст ответственности
- 2. Вина грешника
- 3. Природа человека поражена грехом
- 4. Образ Божий в грешнике поврежден
- 1. Суть смерти
- 2. Аспекты смерти
- 3. Источник смерти
- 4. Характер смерти
- 1. «Настоящий век лукав»
- 2. Суетность творения
- 3. Проблема зла
- 1. Человеческая природа Христа
- 2. Божественная природа Иисуса
- 1. Божественные имена Иисуса
- 2. Божественные деяния Иисуса
- 3. Иисуса называют Богом
- 4. Иисус равен Богу
- 5. Поклонение Иисусу
- 6. Иисус отождествляется с Яхве
- 1. Адопцианская ересь
- 2. Арианство
- 3. Либеральное богословие
- 1. Божество Иисуса и Искупление
- 2. Божество Иисуса и Воскресение
- 3. Воплощение
- 1. Как объяснить непорочное зачатие?
- 2. Значение непорочного зачатия
- 4. Положение Христа по отношению к Отцу
- 1. Искупление
- 1. Действие креста направлено против дьявола
- 2. Действие креста направлено на человека
- 3. Другие ложные представления о кресте
- 1. Смерть Христа как умилостивление
- 2. Смерть Христа как выкуп
- 1. Начало нового творения
- 2. Основание нового творения
- 3. Залог нового творения
- 1. Духовное воскресение
- 2. Воскресение мертвых тел
- 1. Святой Дух и происхождение в Библии
- 2. Святой Дух и понимание Библии
- 1. До обращения
- 2. При обращении
- 3. После обращения
- 1. Старейшины в поместной церкви
- 2. Дьяконы в поместной церкви
- 3. Другие должности
- 1. Послание к Галатам 3:28
- 2. Первое Послание к Тимофею 2:12
- 3. Практические выводы
- 1. Учение об исчезновении и воссоздании
- 2. Сон души
- 3. Мгновенное воскресение
- 1. Бестелесность
- 2. Сознание
- 3. Мука или блаженство