1. Учение об исчезновении и воссоздании
Наиболее очевидная причина отрицания промежуточного существования — неверие в реальность души (или духа), которая может существовать независимо от тела. Сторонники этой точки зрения утверждают, что так как души нет и человеческое тело — это и есть весь человек, то смерть тела означает просто прекращение человеческого существования. Купер (Cooper, 107-108) называет эту точку зрения учением об «исчезновении и воссоздании». В соответствии с этим учением, со смертью тела происходит уничтожение и исчезновение человека. Затем, во время всеобщего воскресения, Бог воссоздаст каждого человека в том телесном виде, который был на момент смерти. Между смертью и воскресением проходит некоторое время, т.е. есть промежуточный период, но нет промежуточного состояния.
Этого взгляда обычно придерживаются представители тех религиозных групп и культов, которым свойственно материалистически-монистическое представление о природе человека. Они отрицают существование души и духа. В качестве примера можно привести свидетелей Иеговы, которые всегда утверждали, что у человека нет «бессмертной души» — духовной составляющей, которая остается после смерти («Let God Be True», 66-75). И хотя состояние между смертью и воскресением они иногда называют «сном смерти» (там же, 275), это ненастоящий сон, потому что ни одна из составляющих человека в этом сне не участвует. (См. публикацию свидетелей Иеговы «Что говорит Писание о «жизни после смерти»? — What Do the Scriptures Say about «Survival After Death «?)
Схожих взглядов придерживаются и адвентисты седьмого дня, учение которых о промежуточном состоянии выражено словами: «Душа не может существовать отдельно от тела, осознавая при этом свое существование. Существование души отдельно от тела и осознание душой этого отдельного существования не подтверждается ни одним из библейских текстов» (Seventh-day Adventists Believe, 83). То, что адвентисты, говоря о смерти, называют ее «сном» и «бессознательным состоянием» (там же, 352-353), может ввести в заблуждение, потому что и сон, и бессознательное состояние подразумевают существование некой метафизической сущности, которая существует после смерти тела. Но именно это адвентисты и отрицают. Они утверждают, что даже дух, который возвращается к Богу во время смерти (Еккл. 12:7), — это всего лишь «искра жизни» или «принцип жизни», который есть и у людей, и у животных (там же, 353).
Среди богословов движения Возрождения подобных взглядов придерживается Кертис Дикинсон. Будучи материалистом-монистом, он отвергает существование души (или духа), способной существовать независимо от тела (Dickinson, Immorality, 7-10). По мнению Дикинсона, «смерть постигает не только тело, оставляя в живых наше «подлинное я», но в состояние смерти переходит весь человек» (там же, 10). «Жизнь после смерти» дается только при воскресении тела (Dickinson, «Gateway,» 1-2).
Схожих взглядов придерживается и христианский философ Брюс Райхенбах. По его словам, Библия учит «монистической антропологии», которая не допускает возможности «непрерывного существования самосознания, или души» (180-181). Согласно этому монистическому представлению, ничто не «выживет при смерти» (97); ничто в человеке не существует «на протяжении объективного периода времени между смертью и воссозданием» — этим термином Райхенбах предпочитает заменять слово «воскресение» (176,181). Иными словами, «на протяжении этого периода человека не существует. Его существование прекращается в момент смерти и снова начинается только в момент воссоздания» (182). «В промежуточном периоде сознания нет, потому что нет человека — носителя сознания» (185). Райхенбах прав в том, что есть разница между этой точкой зрения и представлением о «сне души».
В качестве еще одного примера приведем Джона Хика, который утверждает, что во многих кругах преобладает представление о человеке как о «неразрывном психофизическом единстве» (то есть монизм), которое «не допускает существования души отдельно от тела; а если существование души отдельно от тела невозможно, то невозможна и жизнь души после смерти тела». Эта точка зрения предполагает, что жизнь после смерти возможна только после воскресения тела (Hick, Death, 278). Хик считает, что именно такого взгляда придерживался апостол Павел: существование человека прекращается со смертью, а Бог Своей силой «воскрешает его, или воссоздает, или творит заново» (278-279).
Однако мы решительно отвергаем учение об исчезновении и воссоздании, так как оно основано на ложном (монистическом) представлении о человеческой природе. Как говорилось в главе 6, человеческая природа отличается дуализмом тела и души (духа). Вторая составляющая остается жить в сознательном и бестелесном состоянии после смерти. Ниже мы приводим обоснование этой точки зрения. Опровержение ложных представлений о жизни после смерти приводится в книге Купера «Тело, душа и вечная жизнь» (Cooper, Body, Soul, and Life Everlasting).
- 1. Онтологический аргумент
- 2. Космологический аргумент
- 3. Телеологический аргумент
- 4. Исторический аргумент
- 1. Откровение
- 2. Богодухновенность
- 3. Безошибочность
- 1. Безотносительные атрибуты Бога
- 2. Атрибуты Бога, явленные в Его отношениях с творением
- 3. Атрибуты Бога, явленные в отношениях с созданиями, наделенными свободой воли
- 4. Атрибуты Бога, явленные в отношениях с грешниками
- 1. Сотворение
- 1. Сотворение из ничего, ex nihilo
- 2. Сотворение как свободный акт
- 3. Видимая и невидимая вселенная
- 3. Сотворение и человек
- 4. Сотворение и поклонение
- 5. Сотворение и этика
- 2. Божий промысел
- 1. Бог не участвует ни в чем
- 2. Бог принимает участие абсолютно во всем
- 3. Бог принимает определенное участие во всем происходящем, но Его участие не абсолютно
- 1. Общий Промысел
- 2. Особый Промысел
- 3. Чудеса
- 4. Сверхъестественные духовные события
- 1. Число ангелов
- 2. Категории ангелов
- 3. Предназначение ангелов
- 1. Библейские подтверждения дуализма
- 2. Дуализм или трихотомия?
- 3. Библейская терминология
- 2. Человек обладает исключительно тварной природой
- 3. Человек сотворен по образу Божьему
- 4. Реальность свободы воли
- 1. Грех есть беззаконие
- 2. Начало греха
- 3. Исходные предпосылки греха
- 1. Реальность злых духов
- 2. Природа злых духов
- 3. Дела злых духов
- 4. Христиане в духовном сражении
- 1. Сравнение разных подходов
- 2. Предполагаемое библейское обоснование доктрины первородного греха
- 3. Значение послания к Римлянам 5:12-19
- 1. Возраст ответственности
- 2. Вина грешника
- 3. Природа человека поражена грехом
- 4. Образ Божий в грешнике поврежден
- 1. Суть смерти
- 2. Аспекты смерти
- 3. Источник смерти
- 4. Характер смерти
- 1. «Настоящий век лукав»
- 2. Суетность творения
- 3. Проблема зла
- 1. Человеческая природа Христа
- 2. Божественная природа Иисуса
- 1. Божественные имена Иисуса
- 2. Божественные деяния Иисуса
- 3. Иисуса называют Богом
- 4. Иисус равен Богу
- 5. Поклонение Иисусу
- 6. Иисус отождествляется с Яхве
- 1. Адопцианская ересь
- 2. Арианство
- 3. Либеральное богословие
- 1. Божество Иисуса и Искупление
- 2. Божество Иисуса и Воскресение
- 3. Воплощение
- 1. Как объяснить непорочное зачатие?
- 2. Значение непорочного зачатия
- 4. Положение Христа по отношению к Отцу
- 1. Искупление
- 1. Действие креста направлено против дьявола
- 2. Действие креста направлено на человека
- 3. Другие ложные представления о кресте
- 1. Смерть Христа как умилостивление
- 2. Смерть Христа как выкуп
- 1. Начало нового творения
- 2. Основание нового творения
- 3. Залог нового творения
- 1. Духовное воскресение
- 2. Воскресение мертвых тел
- 1. Святой Дух и происхождение в Библии
- 2. Святой Дух и понимание Библии
- 1. До обращения
- 2. При обращении
- 3. После обращения
- 1. Старейшины в поместной церкви
- 2. Дьяконы в поместной церкви
- 3. Другие должности
- 1. Послание к Галатам 3:28
- 2. Первое Послание к Тимофею 2:12
- 3. Практические выводы
- 1. Учение об исчезновении и воссоздании
- 2. Сон души
- 3. Мгновенное воскресение
- 1. Бестелесность
- 2. Сознание
- 3. Мука или блаженство