2. Особый Промысел
Перейдем теперь от допустительной воли Бога к Его намерительной воле. Речь пойдет о событиях особого Промысла (Cottrell, God the Ruler, гл. 4, 5), вызванных не действием законов природы или свободной воли, а вмешательством Бога в эти процессы. События особого Промысла отличаются от чудес и сверхъестественных духовных событий тем, что не противоречат законам природы и свободной воле. Производя события особого Промысла, Бог направляет законы природы и влияет на решения свободных существ, но не отменяет действия законов и не нарушает свободу воли. Таким образом, Бог производит события, которые были бы невозможны без Его вмешательства, но которые, тем не менее, не выходят за рамки законов природы и свободы воли.
Бог действует подобным образом, воплощая Свои особые замыслы, — например, наказывает врагов, благословляет или карает Свой народ или отвечает на молитвы. Но прежде всего действие особого Промысла проявилось в том, как на протяжении долгой и бурной истории Израиля Бог готовил мир к приходу Искупителя. Многие события, описанные в ветхозаветной истории, служат примерами действия особого Промысла именно ради этой цели.
Какие же события происходят в результате действия особого Промысла? В конечном счете, цель подобного вмешательства Бога заключается в том, чтобы воздействовать на решения людей. Библия повторяет вновь и вновь, что Бог именно таким образом совершает многие события в истории человечества. В этом смысле можно говорить, что Бог «низлагает царей и поставляет царей» (Дан. 2:21), ставит над царством человеческим того, «кого хочет» (Дан. 5:21). «В полу бросается жребий, но все решение его — от Господа» (Притч. 16:33). Бог особым образом направлял историю Израиля, а также историю других народов, соприкасавшихся с израильтянами. «Господь прогнал от вас народы великие и сильные» (Нав. 23:9). Например, «предал Господь врагов ваших Моавитян в руки ваши» (Суд. 3:28); «Я предам Филистимлян в руки твои» (1 Цар. 23:4). С другой стороны, «предаст Господь Израиля вместе с тобою в руки Филистимлян» (1 Цар. 28:19). Бог использовал ассирийские армии как жезл или бич, чтобы наказать Израиль (Ис. 10:5,15; см. 7:17-20); для этой же цели Он использовал Вавилон (Иер. 5:15-19; 51:20). «Я подниму Халдеев [вавилонян]», — говорит Он (Abb. 1:6).
Каким образом осуществляет Бог власть над народами? Только направляя решения отдельных людей. В конечном счете Ему принадлежит власть над жизнью и смертью: «Господь умерщвляет и оживляет» (1 Цар. 2:6; см. 2 Цар. 12:15,18; Иов 34:14-15; Иак. 4:15). Он ставит царей и направляет их решения (Иов 34:24; Пс. 74:8). «Сердце царя — в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его» (Притч. 21:1). Он «возбуждает дух» царей, чтобы наказать Израиль (1 Пар. 5:26; 2 Пар. 21:16) или благословить его (Езд. 1:1; 6:22; 7:27). Бог даже влияет на греховные решения некоторых людей — например, Он ожесточил сердце фараона (Исх. 10:1,20), сердце Сигона (Втор. 2:30) и сердца хананейских царей (Нав. 11:20). Бог использовал грехи братьев Иосифа для того, чтобы привести Иосифа в Египет: «Вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро» (Быт. 50:20; см. 45:5-9). Бог также использовал грех Иуды ради свершения искупительного замысла в смерти Иисуса (Деян. 2:23; 4:27-28).
Это лишь некоторые примеры библейских упоминаний о Боге, Который производит важные события искупительной истории, направляя определенные решения людей. В связи с этим встает вопрос: как Богу удается это делать, не нарушая свободную волю людей, непосредственно участвующих в этих событиях? Кальвинисты предлагают ответ, исключающий всякую свободу воли: они утверждают, что абсолютно все причинные связи сводятся к Богу и подчинены Его предопределению. Но мы отвергаем такое объяснение, потому что оно не соответствует библейскому пониманию свободной воли. Однако мы должны предложить ответ, согласующийся с библейским учением о том, что Богу подчинены события и решения людей. Приведем краткое объяснение.
В целом, особый Промысел Божий направляет решения людей двумя способами. Наиболее очевидный способ заключается в искусном изменении естественных процессов. В рамках общего Промысла эти процессы протекают в соответствии с определенными принципами (законами природы), без прямого вмешательства Бога. Но имманентный Творец присутствует в этих процессах и контролирует их, поэтому может вмешаться и изменить их ход по Своей воле. Именно это и происходит в особом Промысле. В отличие от чудес, которые нарушают или обходят законы природы, особый Промысел действует в рамках этих законов, но, тем не менее, производит результаты, которые были бы невозможны под действием только общего Промысла.
Например, иногда Бог наказывает, вознаграждает или вразумляет, производя изменения в погоде. С этой целью Он может наслать сильный ветер (Иона 1:4) или засуху (Ам. 4:7; Агг. 1:11). Посылая снежную бурю или ливень, «Он полагает печать на руку каждого человека, чтобы все люди знали дело Его» (Иов 37:7). Тучи «направляются по намерениям Его, чтоб исполнить то, что Он повелит им на лице обитаемой земли. Он повелевает им идти или для наказания, или в благоволение, или для помилования» (Иов 37:12-13). «Оттуда Он судит народы» (Иов 36:31).
Еще один пример — контроль над естественными процессами человеческого тела, когда Бог посылает болезнь или выздоровление. Производя изменения в иммунной системе человека и способствуя размножению определенных микроорганизмов, Бог иногда насылает смертельные болезни (2 Пар. 21:14—19; Ам. 4:10). В некоторых случаях Он производит в головном мозге химический дисбаланс, приводящий к неразумному поведению (Дан. 4:25). На сына Давида Бог наслал смертельную болезнь (2 Цар. 12:14-18). С другой стороны, иногда Бог укрепляет тело, чтобы оно победило болезнь и исцелилось (Ис. 38:1-5; Иак. 5:14-16).
Кроме того, иногда Бог незаметно влияет на естественные процессы, направляя движение мышц тела. Например, контролируя движения пальцев и кисти руки, Он определяет, куда падет жребий, поэтому «в полу бросается жребий, но все решение его — от Господа» (Притч. 16:33 см. Иона 1:7; Деян. 1:26). Подобным же образом Бог способен направить полет стрелы (3 Цар. 22:34).
Наконец, Бог использует законы природы для исполнения Своего Промысла, когда осуществляет контроль над животным миром. Иногда Он насылает саранчу и гусениц, чтобы наказать Свой народ (Втор. 28:38-39; Иоил. 1-2 [особ. см. 2:25]; Ам. 4:9). Как Бог это делает в рамках законов природы? Возможно, Он способствует быстрому размножению тех или иных существ или смещает в их пользу расположение звеньев в пищевой цепи. Можно предположить, что Бог контролировал сигналы в головном мозге овна, запутавшегося в чаще в нужное время (Быт. 22:13), или в голове льва или медведя, появившихся в нужный момент (3 Цар. 13:26; 4 Цар. 2:24).
Бог вмешивается подобным образом в естественные процессы, чтобы произвести определенные действия среди людей, чтобы благословить или наказать, или чтобы кому-то легче было принять решение, угодное Богу. Однако подобное вмешательство в законы природы не нарушает свободы воли. Библия упоминает о том, что иногда такие действия не приводят к желаемым результатам. Амос проповедовал израильтянам, что Господь наслал на них голод, засуху и разные напасти, чтобы побудить народ к покаянию, «и при всем том вы не обратились ко Мне, говорит Господь» (Ам. 4:6-11). После вавилонского пленения Бог также насылал на Израиль засуху и голод, чтобы вразумить народ, но Израиль все равно не одумался (Агг. 1:1-11).
Второй способ действия особого Промысла заключается в том, что Бог вкладывает в ум человека определенные мысли или производит определенные состояния разума. Например, иногда Бог внушает человеку расположение к кому-либо (Быт. 39:21; Исх. 12:36) или, наоборот, страх (Исх. 23:27; Втор. 2:25). Кроме того, я считаю, что Бог иногда подсказывает человеку определенные воспоминания или наводит на определенные мысли. Обычно мы приписываем такие действия искусителю (например, Ин. 13:2). Но если сатана способен на это, то, конечно же, Богу это тем более подвластно. Возникая в разуме, эти мысли и воспоминания служат основой дня принятия тех или иных решений. Принимает решение человек все равно самостоятельно, но мысли определенным образом отражаются на решениях.
В качестве возможного примера приведем случай с братьями Иосифа, собиравшимися убить его. Вполне возможно, что Бог положил Рувиму на сердце мысль о том, как сильно престарелый отец любит Иосифа и как глубоко будет переживать смерть сына. Так или иначе, что-то побудило его сказать: «Не убьем его» (Быт. 37:21). Подобным же образом Бог мог внушить Иуде мысль о том, чтобы продать Иосифа купцам, которые «как раз» проходили мимо в то время (Быт. 37:26-27).
Вполне возможно, что подобным образом Бог ожесточил сердце фараона. Может быть, Бог сделал так, что фараону пришли в голову определенные мысли — например, о том, сколько бесплатной рабочей силы пропадет, если отпустить израильтян, или о том, что все народы будут смеяться над фараоном, позволившем каким-то рабам обвести себя вокруг пальца. Бог мог устроить так, что эти мысли посещали фараона именно тогда, когда тот уже начинал сдаваться и был готов отпустить израильтян.
Итак, мы считаем, что Бог достигает Своих целей преимущественно путем вмешательства особого Промысла в естественный ход событий и в процесс человеческой мысли. Однако тут важно отметить две особенности. Во-первых, когда Бог производит такое вмешательство, Он не нарушает законов природы или свободы воли. Даже тогда, когда Он наводит нас на те или иные мысли, Он тем самым не заставляет нас принять конкретное решение; Он всего лишь старается повлиять на принятие решения. Как уже упоминалось, человек не всегда принимает угодные Богу решения (Ам. 4:6-11; Агг. 1:1-11). У нас по-прежнему остается свобода воли.
Во-вторых, несмотря на все многочисленные библейские упоминания о вмешательстве Бога в историю Израиля, не следует делать вывод о том, что Бог влияет подобным образом на каждое решение каждого человека. Эти случаи свидетельствуют лишь о том, что Он может сделать и делает, когда того требует Его замысел. Однако нет оснований предполагать, что Бог всегда управляет миром таким образом. Например, Бог может направить сердце царя, когда пожелает (Притч. 21:1), но Он не вмешивается в каждое решение, принимаемое каждым царем. Бог вмешивается только тогда, когда это необходимо для достижения какой-то особой цели; но в большинстве случаев в мире преобладает действие общего Промысла.
Итак, особый Промысел Божий свидетельствует о том, что Он поистине «Владыка над народами» (Пс. 21:29) и «высок над всею землею» (Пс. 96:9). «Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает» (Пс. 102:19).
- 1. Онтологический аргумент
- 2. Космологический аргумент
- 3. Телеологический аргумент
- 4. Исторический аргумент
- 1. Откровение
- 2. Богодухновенность
- 3. Безошибочность
- 1. Безотносительные атрибуты Бога
- 2. Атрибуты Бога, явленные в Его отношениях с творением
- 3. Атрибуты Бога, явленные в отношениях с созданиями, наделенными свободой воли
- 4. Атрибуты Бога, явленные в отношениях с грешниками
- 1. Сотворение
- 1. Сотворение из ничего, ex nihilo
- 2. Сотворение как свободный акт
- 3. Видимая и невидимая вселенная
- 3. Сотворение и человек
- 4. Сотворение и поклонение
- 5. Сотворение и этика
- 2. Божий промысел
- 1. Бог не участвует ни в чем
- 2. Бог принимает участие абсолютно во всем
- 3. Бог принимает определенное участие во всем происходящем, но Его участие не абсолютно
- 1. Общий Промысел
- 2. Особый Промысел
- 3. Чудеса
- 4. Сверхъестественные духовные события
- 1. Число ангелов
- 2. Категории ангелов
- 3. Предназначение ангелов
- 1. Библейские подтверждения дуализма
- 2. Дуализм или трихотомия?
- 3. Библейская терминология
- 2. Человек обладает исключительно тварной природой
- 3. Человек сотворен по образу Божьему
- 4. Реальность свободы воли
- 1. Грех есть беззаконие
- 2. Начало греха
- 3. Исходные предпосылки греха
- 1. Реальность злых духов
- 2. Природа злых духов
- 3. Дела злых духов
- 4. Христиане в духовном сражении
- 1. Сравнение разных подходов
- 2. Предполагаемое библейское обоснование доктрины первородного греха
- 3. Значение послания к Римлянам 5:12-19
- 1. Возраст ответственности
- 2. Вина грешника
- 3. Природа человека поражена грехом
- 4. Образ Божий в грешнике поврежден
- 1. Суть смерти
- 2. Аспекты смерти
- 3. Источник смерти
- 4. Характер смерти
- 1. «Настоящий век лукав»
- 2. Суетность творения
- 3. Проблема зла
- 1. Человеческая природа Христа
- 2. Божественная природа Иисуса
- 1. Божественные имена Иисуса
- 2. Божественные деяния Иисуса
- 3. Иисуса называют Богом
- 4. Иисус равен Богу
- 5. Поклонение Иисусу
- 6. Иисус отождествляется с Яхве
- 1. Адопцианская ересь
- 2. Арианство
- 3. Либеральное богословие
- 1. Божество Иисуса и Искупление
- 2. Божество Иисуса и Воскресение
- 3. Воплощение
- 1. Как объяснить непорочное зачатие?
- 2. Значение непорочного зачатия
- 4. Положение Христа по отношению к Отцу
- 1. Искупление
- 1. Действие креста направлено против дьявола
- 2. Действие креста направлено на человека
- 3. Другие ложные представления о кресте
- 1. Смерть Христа как умилостивление
- 2. Смерть Христа как выкуп
- 1. Начало нового творения
- 2. Основание нового творения
- 3. Залог нового творения
- 1. Духовное воскресение
- 2. Воскресение мертвых тел
- 1. Святой Дух и происхождение в Библии
- 2. Святой Дух и понимание Библии
- 1. До обращения
- 2. При обращении
- 3. После обращения
- 1. Старейшины в поместной церкви
- 2. Дьяконы в поместной церкви
- 3. Другие должности
- 1. Послание к Галатам 3:28
- 2. Первое Послание к Тимофею 2:12
- 3. Практические выводы
- 1. Учение об исчезновении и воссоздании
- 2. Сон души
- 3. Мгновенное воскресение
- 1. Бестелесность
- 2. Сознание
- 3. Мука или блаженство